Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белякова  Людмила  Николаевна

Тема: «Волшебник - воздух».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».

 

Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opyta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского района

                                                           

Конспект образовательной деятельности по   познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе        «Волшебник – воздух»

                                                                                                                                                                   

 Выполнила:

Белякова Л.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294

 

Нижний Новгород

2014

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе.

   Выполнила:

Белякова Л.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294

Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Группа: средняя, речевой диагноз детей – ОНР

Тема: «Волшебник - воздух».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».

Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;
  • Уточнить и расширить знания детей о роли воздуха в жизни человека;
  • Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
  • Подвести к пониманию, что воздух есть в окружении, в пространстве, что он невидимый, легкий, движется и т.д.;
  • Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, движется, грустный, веселый, большой, маленький.
  • Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;

Развивающие:

  • Развивать представления детей о свойствах воздуха;
  • Развивать творческую фантазию, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать;

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность,  

Коррекционные:

  • Развивать познавательно-психические процессы: произвольная внимание, логическое мышление, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Основные приемы и методы:

  •  практические: эксперимент, опыты;
  •  наглядные: рассматривание, показ педагога
  • словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
  • игровые: создание проблемной ситуации, физкультминутка, психогимнастика, пальчиковая игра.

Оборудование занятия:

Воздушные шары (большой – веселый, маленький – грустный); ватные шарики, стаканы, трубочки, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, весы (плечики).

Пропедевтическая работа:

Подвижная игра «Пузырь», игры – эксперименты с мыльными пузырями, рисование воздушных шаров, дидактическая игра «Ловим воздух», рассматривание иллюстраций и схем, индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Словарная работа: невидимый, легкий, движется, грустный, веселый, большой, маленький.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Познавательно-исследовательская экспериментирование, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация, двигательная физкультминутка, дыхательная гимнастика, коммуникативные беседы, вопросы, логика образовательной деятельности

Часть

Содержание

Методические приемы

Деятельность педагога, осуществление инвидуально-дифференцированного подхода. Предполагаемые вопросы.

Деятельность детей. Предполагаемые ответы.

Вводная часть.

Сюрпризный момент герой Буратино

Художественное слово.

Вопросы педагога.

Использование музыкального фона.

Показ

Дыхательная гимнастика

 Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение и будем внимательными, чтобы многое узнать.

Стук в дверь. Появляется грустный Буратино. Здравствуйте, мальчики и девочки. Вы меня узнали?

Педагог спрашивает, почему Буратино такой грустный.  Буратино показывает два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были больше, веселые, а сегодня у него один шарик большой, веселый, а второй – маленький и грустный.

В: ребята, а почему шарик стал маленький?

Правильно, один шарик сдулся.

В: Ребята развеселим Буратино. Покажем Буратино, какой у него большой шарик, надуем щечки, бровки приподнимем.

А теперь покажем, какой у него маленький шарик (Щеки втянуть).

Ответы детей

Варианты ответов детей

Основная часть

Организация познавательной беседы, диалога педагога и детей

Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь Буратино

Вопросы педагога.

Ответы детей

Художественное слов (загадка)

Ответы детей

Ответы детей

Показ выдоха

Элементы психогимнастики и дыхательная гимнастика

Варианты ответов детей

Показ действий с проговариванием. Уточнение.

Ребята, почему же Буратино опять грустный? (Ему нужна помощь) Поможем Буратино.

Б: А что нужно сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым?

Шарик надо надуть.

В: Вот, видишь Буратино какие у нас ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А теперь послушайте загадку. Буратино, послушай и ты.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

В: А как вы догадались, что это воздух? (ответы детей)

Б: ребята, а если мы надуем шарик, что будет внутри шарика? (воздух)

Б: Раз внутри шарика у нас будет воздух, тогда, какой у нас шарик? (воздушный шарик). А как же воздух попадает в шарик? (ответы детей)

В: Воздух выдыхаем и надуваем. А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть:

Носом воздух набираем     (вдох),

Через ротик выпускаем (выдох).

Б: А где мы берем воздух, когда вдыхаем?

(варианты ответа детей)

В: Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов. Буратино, поиграем с воздухом, раздавай ребятам пакетики.

Дети отвечают на вопросы.

Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их.

Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их.

Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь

Побуждение, поощрение,

Ответы детей

Показ схемы

Показ схемы

Ответы детей

Вопросы педагога

Показ схемы

Ребята и Буратино захватывают воздух пакетами и зажимают отверстие.

Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. А теперь откройте пакет и посмотрите, что вы видите? (ответы детей)

Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.

А что находится внутри пакетов? (воздух). А давайте его понюхаем (НЕ ИМЕЕЕТ  ЗАПАХА)

В: ребята, а хотите еще поиграть с воздухом?

Давайте положим на ладонь белый комочек и выдохните быстро на него воздух. Что произошло? (ответы детей)

Д: комочек упал.

Б: А что помогло комочку упасть?

В: А помог упасть комочку наш волшебный воздух, он движется.

Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их.

Физкультминутка.

Художественное слово.

П/и «Пузырь» (2-3 раза)

Дети выполняют движения, сопровождая их словами.

Создание и решение проблемной ситуации.

Ходьба по группе. Вопросы педагога.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей и Буратино

Б: Как же мне хочется увидеть воздух. А вы, ребята хотите увидеть воздух? Где же может быть воздух?

В: Давайте пройдемся, может увидим воздух.

Б: Не видно воздуха.

В: ребята, почему мы не видим воздух? (ответы детей)

Б: Наверное воздух прячется в стакане.

В: Давайте посмотрим. Опустим в стакан с водой коктельную трубочку и выдохнем воздух в трубочку. Давайте вдохнем через носик и выдохнем в трубочку. Что вы увидели в воде? (пузыри, воздух).

А теперь давайте мы узнаем, сколько весит воздух. Для этого нам понадобится весы и два шарика одинакового размера, подвесим с двух сторон на весы-плечики. А Буратино проколет один шарик своим острым носом.

Что мы видим?

Надутый шарик опустился вниз, значит он тяжелее, чем лопнувший. А теперь проткнем второй шарик. Что изменилось? (ответы детей)

Значит воздух имеет вес.

Б: А для чего нам нужен воздух?

В: Возбухом мы дышим, мы его вдыхаем и выдыхаем. Давайте, узнаем, можем ли мы обойтись без воздуха? Для этого, зажмите ладошкой рот и нос, а мы с Буратино будем считать, и посмотрим сколько времени вы сможете не дышать. Да без воздуха не обойтись, не прожить и дня!

Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их.

Заключительная часть

Анализ деятельности детей. Самоанализ.

Вопросы к детям.

Показ схем. Поощрения.

В: Что же мы сегодня узнали о воздухе? Воздух: невидимый, прозрачный-бесцветный, не имеет запаха, необходим для дыхания, воздух имеет вес. Молодцы ребята.

Б: Спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе-волшебнике. Подарю я вам мыльные пузыри.

Ответ детей.

Положительное восприятие оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник - воздух»

Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха;Уточнить знания детей и подводить к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий и движется;Развивать у детей...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: « Воздух – невидимка ».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группеТема: « Воздух – невидимка »....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник- воздух»

Програм                            Программное  содержание- развивать представления детей о  свойствах воздуха;- помогат...

Проект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: "Воздух- невидимка".

Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные: - познакомить детей со свойствами воздуха; - закрепить знания дет...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник – воздух»

Конспект занятия в средней группе «Волшебник – воздух»...