Конспект НОД. Познание. Формирование целостной картины мира. "Путешествие на луг"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект был составлен в ходе работы над проектом "Наши зеленые друзья". Знакомит детей с разнообразием растительного и животного мира и их взаимосвязью между собой и человеком в экосистеме "луг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Познание. Формирование целостной картины мира. "Путешествие на луг"

Цель: Познакомить детей с особенностями луга.

Задачи:

- расширить представление детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают);

- познакомить детей с отдельными растениями и животными луга, с их взаимосвязями между собой и с окружающей средой;

- учить распознавать луговые цветы среди садовых и комнатных;

-учить отгадывать загадки;

- продолжать  обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка;

- ввести понятие лекарственные растения;

- познакомить детей с Красной книгой;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о цветах;

- чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг";

- наблюдение за комнатными растениями;

- рассматривание открыток, фотографий, картинок, лоскутков тканей с изображениями цветов;

- составление мини-проектов "Мои зеленые друзья" родителями совместно с детьми.

Материалы и оборудование: картины с изображением луга; иллюстрации с изображением луговых цветов; магнитная доска; магнитики; мини-проекты детей "Мои зеленые друзья"; иллюстрации и игрушки насекомых и животных луга, магнитофон, диск с записью музыкальных  произведений П.И.Чайковского "Вальс цветов" и "Фея сирени", киндеригрушка – фея в цветке.

Звучит музыка П.Чайковского "Валь цветов".

Ребята, у нас сегодня в гостях необычная гостья, маленькая, но очень красивая.  Это – Фея цветов! И она приглашает нас к себе в гости. А где ее дом, вы сможете догадаться сами, если отгадаете загадки. Под музыку П.Чайковского "Вальс цветов"  читаются загадки:

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчики)

Белые чашечки в травку глядят,

Пахнут душисто, на ножке стоят. (Ландыши).

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Синие звездочки в поле горят,

Выскочить прямо из ржи норовят. (Васильки).

Вы правильно угадали все цветы. Но вам, наверное, угадать помогала музыка? Как она называется? Правильно, "Вальс цветов". Что вам представляется под музыку? Вот как красиво, используя интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов. Ребята, так, где же живет фея цветов?

Дети:  На цветочном лугу!

Все помнят как нужно вести себя в гостях?

  • Нельзя кричать – испугаешь птиц.
  • Нельзя рвать цветы (другие не смогут ими полюбоваться).
  • Нужно быть внимательным, все запоминать, чтобы потом поделиться увиденным.

Фея цветов видит, что вы готовы к путешествию, оправляемся!

Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки;
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём.

Вот мы и пришли! Ребята, посмотрите как красиво кругом!

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Росинки светлые на них

Сверкают ярко, точно блески.

Целуют пчелы их и пьют

Благоухающие слезки…

Ребята, фея просит внимательно осмотреться (дети рассматривают картины с изображением луга). Чем луг отличается от леса? (Нет деревьев, нет или мало кустарников, много цветущих трав). А много ли света на лугу? Почему его много?  (Раз нет деревьев, значит, нет и тени от них. На лугу растут растения, которые любят свет). Можно ли назвать луг цветным? (Луг кажется белым, или синим, или розовым из-за цветущих растений. Во многих регионах луг бывает желтым из-за обилия одуванчиков). Сколько красок можно здесь обнаружить?

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. Когда пчела или бабочка залезают в цветок, чтобы попить нектар (цветочный сок), к ним прилипает пыльца. Затем насекомые летят на другой цветок, и там пыльца с их тельца опадает. Благодаря этому у растений вырастают плоды и семена.

Ребята, Фея очень любит играть. Давайте поиграем с ней в игру "Цветы и пчелы"

Дети делятся на 2 команды: "пчелы" и "цветы". Играет музыка «пчелы» летают; музыка замолкает – "пчелы" садятся на "цветы" (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

Ребята, Фее очень понравилось с вами играть, но ей не терпится рассказать о своем доме! Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями.

Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел. Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу это растение можно уже не встретить. А вот белый клевер – растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созревают семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху – словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет красный клевер, меньше косят сена. Листочки клевера к вечеру приподнимаются кверху и складываются. Так листья клевера спасаются от ночного холода.

Можно встретить на лугу мышиный горошек – это растение очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет – ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на "соседей". Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветках много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

В начале и в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два. А то и три раза.

На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых, и красных. К ним относятся и одуванчики, и ромашки. И колокольчики, и многие другие.

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. Молочником – за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок – парашютик. На таких пуховичках-парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку.

А знаете ли вы, что многие цветы лекарственные? Кто знает такие цветы? Если пропадает аппетит, можно попить настой из корней одуванчика. Из листьев одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. Заболит голова – приготовим отвар из ромашки; заболят  глаза – сделаем примочки из настоя василька; будем кашлять - попьем настой из мать-и-мачехи.

В  луговом доме много разных «жильцов», но больше всего насекомых – им удобно прятаться в траве, да и еда всегда под боком. Это божьи коровки, бабочки стрекозы. Есть и пауки. У насекомых шесть ног, а у пауков – восемь. Обращаться с насекомыми нужно очень осторожно, ведь так легко сломать им крылышко или ножку! А вот бабочек трогать нельзя – даже при легком прикосновении у них стирается пыльца с крылышек, после чего летать они не могут.

В "луговом доме" есть разные "жильцы". Одни не хотят быть заметными, другие  наоборот, выделяются своей яркой окраской. Какого цвета должны быть те, кто хочет спрятаться на лугу? (Например, такими же зелеными, как кузнечик.) А какого цвета должны быть другие? (Например, красными, с яркими точками, как божья коровка.) Насекомые, которые прячутся среди растений, боятся, что их съедят. А хорошо заметные, как правило, для птиц "невкусные" и даже ядовитые. Поэтому они как бы пугают своих врагов яркой одеждой, предупреждают: "Не троньте нас, мы несъедобные!"

Ребята, а есть ли птицы на лугу? (Да.)

На лугу можно увидеть ящериц. Они тоже прячутся от своих врагов, поэтому их кожа серого или зеленого цвета. Что помогает им скрываться в зарослях растений. Приходят сюда и зайцы. Они едят разные растения. Правда, увидеть их очень сложно, - зайцы животные осторожные. В земле роют норы кроты. В земле живут и дождевые черви. По стеблям растений ползают улитки, которые едят листья.

Физминутка.

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки).

Еще один красивый цветок растет на лугах – купальница. Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому ее и называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цветка сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири растет другая купальница – купальница азиатская (жарки). Цветы у жарков не желтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много-много ярких огоньков. В ненастную погоду мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар, пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка. Купальницу еще называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу. Что это за книга? В этой книге записаны исчезающие животные и растения.

Природа так нуждается в нашей помощи и защите, что людям пришла идея создать такую книгу. Международная Красная книга была издана в 1966году. В ней было 25тысяч видов растений. Кто, ребята, из вас встречал в лесу такие растения, как венерин башмачок, купальницу европейскую? Это редкие виды. Но если вы их встретите в лесу, не стремитесь сразу их сорвать. Ведь исчезновение этих видов - наша общая вина и беда.

Луг - это "дом" для многих животных. И человек должен охранять этот дом: уносить мусор после отдыха, любоваться цветами, не срывая их для букетов, стараться не вытаптывать всю траву. Не стоит пугать птиц, лучше послушать, как они поют.

Ребята, Фея цветов очень рада, что мы побывали у нее в гостях, надеется, что вы многое узнали и запомнили и сможете другим рассказать про ее цветочный дом. Я же закончу наше путешествие стихотворением.

Да здравствуют цветы

Всех видов, всех расцветок-

И яркой красоты.

И скрытые меж веток…

Да здравствуют цветы!

Все, все они прекрасны!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»

Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира ”Путешествие маленьких космонавтиков.”

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие маленьких космонавтиков"...

конспект Нод по формированию целостной картины мира "Путешествие в Осень"

конспект Нод по формированию целостной картины мира "Путешествие в Осень", 2 младшая группа...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»

Программные задачи:— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;— развивать любознательность;— развивать ценностное отношение к природе родного края;&mdash...

Конспект оод по формированию целостной картины мира «Путешествие в подводный мир» в старшей группе.

Цель:  формировать представление детей о жизни рыб и животных в морской воде....