История одной улицы
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Архипова Наталья Александровна

 Конспект НОД по окружающему миру для старшей группы. Данны конспект дает  подробное описание памятников культуры, находящихся на  улице Куйбышева г. Кургана. Данный конспект знакомит детей  с паиятными местами и историей улицы Куйбышева, воспитывает патриотические чувства и гордость за свой родной город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnoy_ulitsy.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Н. А. Архипова воспитатель МБДОУ города Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Золотой петушок»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Тема: «История одной улицы» возраст детей 6 - 7 лет

 Цель: Расширять представления детей об одной из улиц родного города, её достопримечательностях, показать красоту города Кургана.

Задачи:

 Образовательные: Расширять и углублять знания детей об улицах нашего города, дать сведения о том, чем знаменит наш город, какие памятные места есть в нашем городе. Дать сведения об исторических местах улицы Куйбышева и её современном облике.

 Развивающие: Развивать пространственное мышление, внимание, память, обогащать и разнообразить словарь детей;

 Развивать доказательную речь, умение отвечать на вопросы используя точный выразительный словарь;

 Развивать интерес к изучению своего города, умение делать выводы.

 Способствовать созданию ситуации успешности каждого ребенка. Обеспечивать условия охраны здоровья детей.

 Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, бережное отношение к памятным местам города, закрепить правила культуры поведения; вызвать чувство восхищения и гордости красотой города; уважительное отношение к памяти нашим землякам; стремление быть полезным городу.

 Оборудование: медиакомплект: ноутбук, проектор, интерактивная доска

 Раздаточный материал: На столах: альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Прилагаемые медиаматериалы: медиапрезентация «История одной улицы».

 

Структура этапов НОД: 1. организационный, 2. мотивационно - побудительный, 3.актуализации и расширения имеющихся у детей представлений, 4. мотивация на практическую деятельность, 5.практическая деятельность, 5. рефлексии, 6.итоговый.

Раскрытие содержания этапов непосредственной образовательной деятельности:

1.Организационный

Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель включает аудиозапись. Звучит песня «С чего начинается родина?», Слушать песню призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание.

Воспитатель: Ребята, какая замечательная песня. О чём эта песня? (ответы детей…) У каждого человека есть своя Родина – это страна, где он живет. Как называется наша страна? (ответы детей…) Но есть у человека ещё и малая Родина. Что это – малая родина? (ответы детей…) Вы правы, Родина – это дом где ты родился, это то, что нам очень дорого, что мы оберегаем, охраняем, это улицы родного города.

Утром солнышко встаёт,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

-Здравствуй, улица моя!

Дети, мне хочется познакомится с историей улиц, интересными местами нашего города.

Подскажите, как я могу узнать историю улиц города Кургана. (ответы детей… )

2. Мотивационно – побудительный

Воспитатель: Правильно, экскурсия — это прекрасный способ узнать историю улиц нашего города. Дети, а хотите со мной отправится на экскурсию. (ответы детей…). А мы пойдем пешком или поедем на транспорте? (ответы детей…)

А на чём нам лучше поехать, ведь нас так много? (ответы детей…)

Воспитатель: Я тоже за то, чтобы поехать на автобусе.

Звучит веселая музыка в группе появляется «Волшебный автобус» (Слайд 2)

Автобус: «Здравствуйте дети, я «волшебный автобус» и слышал вы хотите отправится на экскурсию по улицам города. Ребята, я хотел бы пригласить вас на необычную, волшебную, экскурсию по одной из самых древних и длинных улиц вашего города – улицу Куйбышева. (Слайд 3) Хотите?»…

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, и правда давайте совершим с вами экскурсию на волшебном автобусе. И так «Раз, два, три в волшебный автобус попади». (Слайд 4)

Дети повторяют волшебные слова, садятся на свои места.

3.Актуализации и расширения имеющихся у детей представлений

Воспитатель: И в правда какой волшебный автобус, как быстро мы оказались на месте. Посмотрите на улицу Куйбышева (Слайд 5) - она проходит с запада на восток от набережной реки Тобол. На протяжении 19 в. и до середины 20 в. Улица Куйбышева являлась центральной улицей города. Она меньше других подверглась перестройке. Улица начиналась на берегу Тобола и заканчивалась городской заставой и выездом из города. На ней располагались две самые крупные церкви, Троицкая и Богородице-Рождественская, (Слайд 6) которые не сохранились до наших дней, прилегающие к ним площади, большинство учебных заведений города, а также множество различных торговых предприятий. До настоящего времени здесь можно увидеть жилые дома и торговые помещения известных курганских купцов. Сохранились и общественные здания второй половины 19 – начала 20 вв.

В первой половине 19 века за улицей закрепилось название – Большая Дворянская. В 1851 г. появляется впервые новое название – Троицкая, в честь Троицкой церкви, которая не сохранилась до наших дней. (Слайд 7)  Через 70 лет Троицкая улица была переименована в улицу Свободы, а в 1935 г. ей присвоили имя видного советского партийного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева. (Слайд 8) Посмотрите какая улица Куйбышева большая и красивая, а давайте мы полюбопытствуем что происходит за окном автобуса:

Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара        (Сидя на стуле, руки на коленях.)

Смотрит влево…                (Посмотрите на левое плечо.)

Смотрит вправо…             ( Теперь посмотрите на правое плечо.)

А потом опять вперёд.        (Затем посмотрите прямо.)

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена           (Легкие покачивания головой)

И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх!    (Поднять голову вверх, посмотреть на потолок)

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –         (Сидя на стуле, руки на коленях.)         

Расслабление приятно!

Шея не напряжена                    (Легкие покачивания головой)

И рассла-а-бле-на…

(Слайд 9) Посмотрите вот и наша первая остановка – «Ремесленная школа имени Екатерины и Федора Березиных.»

 В1911 г. на деньги, завещанные купеческой вдовой Е.Е. Березиной на благотворительные дела, было выстроено специальное здание для Курганской низшей ремесленной школы. (Слайд 10) Эта школа имела целью практическое обучение городских детей слесарно-кузнечному и столярно-токарному мастерству. По ходатайству Попечителя Западно-Сибирского учебного округа школе было присвоены имена Екатерины и Федора Березиных. На протяжении всей своей истории дом, некогда дарованный городу меценатами Березиными, был местом, где приобретали знания многие поколения курганцев. Даже в неспокойные революционные годы в особняке на набережной ни на один день не прекращались занятия. В советское время школа продолжала действовать как ремесленное училище №1, а в 1931 году здесь разместили фабрично-заводскую ученическую школу Уралмаштреста. В послевоенные годы в здании также находилось ремесленное училище. В 1976 году сюда переехала музыкальная школа №1. 

Ну, что волшебный автобус поехали дальше.

(Слайд 11) Ребята посмотрите наша следующая остановка «Дом – музей «Кюхельбекера».

 В Кургане сохранились дома, связанные с пребыванием в ссылке декабристов. Один из них связан с именем Вильгельма Карловича Кюхельбекера. ( слайд12 ) В.К. Кюхельбекер прибыл в наш город в 1845 году. После поражения декабристского движения Кюхельбекер был приговорен сначала к заключению в Шлиссельбургской крепости, затем к ссылке в Восточную Сибирь – в Забайкалье. Здоровье его было надорвано, и для облегчения положения его в сибирской ссылке декабристу разрешили поселиться в более благоприятном климате, каким считался климат Курганского уезда Тобольской губернии. Перед этим он женился на дочери почтмейстера, Дросиде Ивановне Артеновой, на имя которой и был записан дом в г. Кургане.

В память об одном из ближайших друзей А.С. Пушкина, замечательном поэте Вильгельме Карловиче Кюхельбекере в доме, где он жил, сегодня открыт музей, который является филиалом Курганского областного краеведческого музея.

Волшебный автобус вези нас дальше.

(Слайд 13) Наша следующая остановка – «Уездное училище».

В 1817 г. в городе было открыто первое учебное заведение – уездное мужское училище. Долгое время училище не имело удобного помещения. В 1857 г. Курган с инспекцией посетил директор училищ Тобольской губернии П.П. Ершов, автор сказки «Конек-горбунок», который настоятельно рекомендовал городским властям изыскать средства на приобретение для училища нового здания. На ул. Троицкой находилась недостроенная купеческая усадьба которая и была приобретена в 1863 г. под уездное училище. Здание было достроено и сразу же стало одним из городских достопримечательностей.  (Слайд 14) По этому поводу газета «Тобольские губернские ведомости» писала: «Не только в Кургане и во всей Сибири, но и в больших городах Европейской России такой дом не уронил бы себя. Нет в этом доме ни колонн, ни карнизов, зато вы заглядитесь на легкие линии окон и на искусную группировку лепных украшений. Не поскупился художник на эти украшения, но они не пестрят, не режут вам глаз, в стройной гармонии с целым производят на вас общее душевное впечатление».

До сих пор это красивое здание служит детям. Сейчас в нем находится областная детская библиотека.

Волшебный автобус поехали на следующую остановку.

(Слайд 15) Четвертая остановка – «Дом Купца Дунаева» (Слайд 15)

Купец Марк Маркович Дунаев был владельцем большой усадьбы. На усадьбе, помимо одноэтажного жилого каменного дома, находилась торговая лавка, в которой сбывалась в основном мука, производимая на собственной мельнице Дунаевых. (слайд 16) На данный момент состояние здания аварийное, хотя периодически и возникают планы по его реконструкции. За качество муки Марк Маркович был награжден в1907 г. на выставке в Ростове-на-Дону золотой медалью и в1909 г. на Первой Всероссийской мукомольной выставке в Санкт-Петербурге – серебряной медалью.

Сейчас этот дом занимает Центр государственного санитарно-эпидемического надзора в г. Кургане.

Ну, что волшебный автобус поехали дальше.

(Слайд 17)  Наша пятая остановка – «Союз сибирских маслодельных артелей».

В1907 г. Александром Николаевичем Балакшиным (Слайд 18) в г. Кургане был создан Союз сибирских маслодельных артелей, который впоследствии занял ведущие позиции в кооперативном движении России. Первоначально он объединял 12 артелей. Уже через 5 лет в его состав входило около тысячи кооперативов, были открыты заграничные представительства в Лондоне и Берлине, собственные магазины, склады, типография, пароходство на р. Оби, выпускалась своя газета. Благодаря деятельности Союза сибирское масло успешно конкурировало на международном рынке. Говорят, что даже сама английская королева не садилась завтракать без курганского масла.

В1912 г. у купца П.В. Соколова Союзом была куплена усадьба (Слайд 19) из красного кирпича с тяжелыми металлическими ставнями на окнах первого этажа и ажурным декором. В строительстве этого здания впервые были применены технологии, использующие бетонные конструкции местного изготовления. Сюда стекалась вся информация о деятельности Союза в Сибири, Англии, Германии. В1919 г. правление Союза сибирских маслодельных артелей покинуло Курган. Здание было национализировано. В 1920-е гг. его помещения занял «Маслосоюз». В советское время — это здание принадлежало Курганскому сельскохозяйственному институту. Затем в нем находится мебельный магазин «Пассаж». Сейчас в здании располагается клуб «мистер Пеппер» Здание является памятником архитектуры регионального значения.

Ну, что поехали дальше.

(Слайд 20) Волшебный автобус следующая остановка -  Фотоателье И.М. Бабыкина

Построено здание было в середине 1920-х гг., когда переехавший из Ишима фотограф Ипполит Михайлович Бабыкин решил создать свое дело. Строительство началось в 1925 году. Фотоателье было богато обставлено: на полу лежали ковры, стояло два трюмо, кресло- качалка, огромный буфет, очень дорогие стационарные фотокамеры. Дом имел стеклянную крышу, чтобы яркий дневной свет заменял при фотосъемке электричество.
Ателье было достроено в 1926 году. Внизу фотограф планировал жилое помещение, окончательно достроенное через 5 лет. В 1933 году началось преследование семьи. Обыски и допросы вынудили И.М. Бабыкина передать фотографию городским властям. Ипполит Михайлович уехал из Кургана, а его ателье осталось и еще долго служило людям уже как коммунальное предприятие бытового обслуживания, над входом в которое висела вывеска: «Фотография №1».
В 2007 году предприниматель Сергей Реутов приобрел здание с намерением отремонтировать и восстановить. Однако эксперты пришли к выводу, что его воссоздать в прежнем виде невозможно. Несущие конструкции сгнили и не выдерживали нагрузки. И тогда Сергей Реутов решил воспроизвести «Теремок», как его называли горожане, «с нуля», то есть здание строится на основе прежнего проекта, но из новых материалов. Несмотря на годы, по сей день здесь находится «Фотография № 1» города Кургана и музей истории фотографии. 

Ну, что волшебный автобус поехали дальше.

(Слайд 21) Седьмая остановка – «Пожарное Депо»        

Большим бедствием для жителей города были пожары. Для обзора города с целью предупреждения пожаров в1830 г. было выстроено деревянное здание пожарной каланчи. Через 2 года рядом с ним было закончено строительство нового каменного пожарного здания с деревянной каланчой. (Слайд 22) Во время пожара на наблюдательной вышке поднимались шары: один шар означал пожар в первой (восточной) части города, два шара – во второй (западной).

В городской архитектуре это здание одно из немногих, которое не утратило своего первоначального назначения. В1998 г. отреставрированная деревянная каланча высотой 27 метров (высота девятиэтажного дома) была вновь водружена на здание пожарной части №9 г. Кургана. В городской архитектуре это здание — одно из немногих, не утративших своего первоначального назначения. Оно играет важную роль в силуэте застройки улицы Куйбышева.

Ребята, а вы хотите немного поиграть в пожарных. (Ответы Детей…). Давайте тогда выйдем из волшебного автобуса, повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять мы на улице опять.»

Дети и Воспитатель оказываются «на улице», играют в пожарных. (Слайд 23)

Физкультминутка:

Дружно мы насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Весь пожар мы потушили,

Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: Молодцы хорошие пожарные из вас получились. Но нам пора ехать дальше. Давайте скажем волшебные слова чтобы снова оказаться в волшебном автобусе. И так «Раз, два, три в волшебный автобус попади».

Волшебный автобус поехали дальше.

(Слайд 24) Наша следующая остановка – «Дома купцов А. Д. Смолина и Т.Е. Колесникова».

Дома купцов А.Д. Смолина и Т.Е. Колесникова являлись одними из самых больших построек дореволюционного Кургана.  (Слайд 25) Курганский купец Тимофей Ефимович Колесников в собственном доме на Троицкой улице торговал бакалейными товарами и сельхозмашинами. Потом в этом же доме размещалось Курганское отделение Волжско-Камского банка, контора и редакция газеты «Земля и труд». В1916 г. в здании было открыто Курганское отделение Госбанка, но через три года ценности Госбанка были вывезены из Кургана, и он прекратил свою деятельность.

В настоящее время дома А.Д. Смолина и Т.Е. Колесникова занимает Курганский областной военкомат.

Ну, что волшебный автобус поехали дальше.

(Слайд 26) Последняя наша остановка это – «Винокуренный завод Д.И. Смолина».

Купеческая династия Смолиных была одной из крупнейших в Кургане в конце XIX в. Семейству Смолиных принадлежало несколько жилых домов, винокуренный завод и ряд других коммерческих предприятий в городе. Здание винокуренного завода, построенное в 1884 г., сочетало в себе функции жилого дома, конторы винокуренного завода и магазина. (слайд 27) Интересно планировочное решение и убранство фасада дома, в декоре которого использованы мотивы русской деревянной резьбы, выполненной в камне. Здание принадлежит к многочисленному типу городской застройки Кургана конца XIX в., для которой было характерно объединение жилых комнат с помещениями разного назначения — конторскими, торговыми, складскими и т.п. Дом был двухэтажным, крытым железом, при нем надворные постройки. После революции и конфискации имущества в пользу новой власти в доме продолжала находиться контора винокуренного завода. В 1928 году на втором этаже дома также находились помещения лаборатории и аэростанция. в 1950-м году перешел в ведение главного управления хлебопекарной промышленности СССР и в качестве основной продукции стал производить дрожжи. Название завода было изменено на «дрожжевой». В 2000 г. в сквере у здания заводоуправления ОАО «Кургандрожжи» был установлен бронзовый памятник промышленнику Д. И. Смолину. (Слайд 28)

Ну вот наша экскурсия подходит к концу. А нам ребята пора возвращается в детский сад. Пока волшебный автобус везет нас обратно мы споем интересную песенку:

Физкультминутка «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим

и сидим, и сидим.                          

И из окошечка

Глядим, все глядим.

Глядим назад, глядим вперёд

вот так - вот,

вот так - вот.

И мы не просто так сидим,

Би –би –би,

И громко, громко все гудим

Би –би -би.

Пускай автобус наш трясёт

Вот так -вот, вот так -вот.

Мы едем, едем всё вперёд

Би –би -би.

Посмотрите, вот мы и у детского сада. Дети повторяйте за мной, и мы снова окажемся в нашей группе: «Раз, два три, четыре, пять вот и в группе мы опять».

Дети повторяют «Волшебные слова» и оказываются в группе. Дети давайте скажем до свидание нашему волшебному автобусу.

Дети прощаются с волшебным автобусом.

Мотивация на практическую деятельность

 Дети, понравилась вам наша экскурсия?  (Ответы детей …). А какое здание понравилось вам больше всего? (Дети рассказывают о понравившемся здании, историю этого здания. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы дети вспомнили и рассказали о каждом здании о котором рассказывалось на «экскурсии». (Слайд 29) Дети, а еще я предлагаю вам нарисовать понравившееся здание.

4. Практическая деятельность

 Дети рисуют запомнившиеся здания с улицы Куйбышева. Воспитатель организует выставку детских работ.

5. Рефлексия

Дети, а как вы думаете много ли мы сегодня узнали о истории улицы Куйбышева и о домах, расположенных на этой улице.

.

     6. Итог

Дети волшебному автобусу так понравились рисунки которые вы нарисовали, что он обещал еще раз вернутся к нам в гости и свозить нас на экскурсию еще по одной замечательной улице нашего города.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):

  1. Мосалова Л.Л. «Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». – СПб. 20011.
  2. http://tourism-kurgan.ru/
  3. http://www.kurgangen.ru/Ulitsy%20Kurgana/Kuybyshev%20street/Kuybyshev%20str./
  4. http://kurgan.pro/okn/n017/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"

Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей....

Концерт-презентация "История одной фотографии" , посвящённый празднику 9 мая.

1слайд: Вступительное  слово 2 слайд  Помните! Через века, через года,- помните!О тех, кто уже не придет никогда,- помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти павших ...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Имена московских улиц. История названия улицы Подольских курсантов.

Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для закрепления знаний о Москве - столице нашей Родины, о принципах образования названий улиц в Москве в целом, Южном округе в частности. Знакомство с и...

Конспект "История одной улицы"

Познакомить детей с одной из старинных улиц города. Дать возможность «увидеть» изменения облика улицы....

НОД с использованием ИКТ "История одной улицы"

Программное содержание: Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Вызвать интерес к изучению историй названий улиц. Познакомить детей с ...

Картотека ссылок - «История одного шедевра» ( истории создания картин художниками )

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО)21.5.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:1) приобщение к ис...