Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Кияница Елена Александровна

программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (10-12 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа содержит темы занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с ограниченными возможностями. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической  деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

2.1.Направленность образовательной программы социально – педагогическая.

2.2.Новизна программы

Актуальность прогнозирование  программы состоит в том, что такая программа позволит максимально помочь детям с ограниченными возможностями освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же  расширить  кругозор, познакомить  с разновидностями растительного и животного мира, создать  условия для формирования любви к природе, родному краю. Формы работы подобраны таким образом, чтобы воспитателю было несложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие.

Занятия построены согласно временам года.

Занятия состоят из трех частей:

1часть — беседа ( рассказ, наблюдение, экскурсия);

2 часть — ролевые, дидактические и развивающие игры;

3 часть — практическая деятельность.

Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — открыток, плакатов, слайдов, загадок, кроссвордов.

Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней,  получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.

Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.

Задачи:

  • формирование у детей представления о разнообразии и классификации живой природы;
  • формирование умения «видеть» и «слышать» природу, наблюдать за растениями и животными;
  • корректирование памяти, внимания, наблюдательности, способности замечать красоту природы и восхищаться ею;
  • способствование формированию у детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка;
  • способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.

Методы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, приемы ТРИЗ, ролевые и  развивающие игры, занятия — путешествия.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

Знать:

  • иметь представление о разнообразии и классификации объектов живой природы;
  • знать об охраняемых животных и растений Ставропольского края;
  • правила поведения в природе;
  • правила содержания животных в уголке живой природы;
  • круговорот воды в природе;
  • сезонные изменение в природе.

Уметь:

  • назвать отличительные черты диких и домашних животных;
  • отличительные черты живой и неживой природы;
  • определить по лиственной пластине: хвойные и лиственные деревья,
  • перечислить признаки времен года;
  • ухаживать за обитателями комнаты природы.

Календарно — тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

    теория            практика                    

I

ОСЕНЬ

25

13

12

1

Лето

2

2

-

2

Что такое природа? Живая и неживая природа.

4

2

2

3

Начало осени

2

1

1

4

Растительный мир осенью  цветы, деревья, кустарники

4

2

2

5

Какие бывают насекомые

3

2

1

6

Аквариум

2

1

1

7

Середина осени

2

1

1

8

Обитатели нашего живого уголка

3

2

1

9

Планета земля в опасности

2

2

-

10

Овощи, фрукты, ягоды

4

2

2

11

Грибы

2

2

-

12

Лекарственные растения средства оздоровления организма человека

3

2

1

13

Что такое погода?

2

1

1

14

Будь природе другом

2

1

1

15

Поздняя осень

2

1

1

16

Домашние птицы

2

1

1

17

Виды транспорта

2

1

1

18

Наш детский дом

2

1

1

19

Цвет предмета

2

1

1

20

Обобщающее занятие «Осень»

1

-

1

II

ЗИМА

25

13

12

1

В гости к зиме

3

2

1

2

Невидимые нити в зимнем лесу

2

1

1

3

Дуб и сосна

2

2

-

4

Как звери  проводят зиму в лесу?

2

1

1

5

Хищные животные

2

2

-

6

Кто главный в лесу?

2

2

-

7

Дикие и домашние животные

3

2

1

8

Зимующие птицы

3

2

1

9

Природа и человек

2

1

1

10

Экскурсия в зимний парк

2

1

1

11

Вода в природе. Простейшие свойства воды

3

2

1

12

Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой

3

2

1

13

Наблюдение за кошкой и собакой

3

2

1

14

Одежда, обувь

3

2

1

15

День защитника Отечества

2

1

1

16

Международный женский день

2

1

1

17

Игрушки

2

1

1

18

Головные уборы

2

1

1

19

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

1

1

-

III

ВЕСНА

22

11

11

1

Март первый весенний месяц

2

1

1

2

Возвращение перелетных птиц

3

2

1

3

Дикие животные в весенний период

2

2

-

4

Экскурсия в весенний парк

2

1

1

5

Кто живет в воде? Что растет в воде?

3

2

1

6

Уход за комнатными растениями

2

1

1

7

Красная книга — сигнал опасности

2

1

1

8

Солнце — большая звезда

2

2

-

9

Знакомства со  свойствами воздуха

2

1

1

10

Мой край родной — заповедные места Ставрополья

2

1

1

11

Путешествие по планете

3

2

1

12

Впереди лето

3

2

1

13

Москва – столица России

2

1

1

14

Величина предмета

2

1

1

15

Мебель

2

1

1

16

Столовая и кухонная посуда

3

2

1

17

День Победы

2

1

1

18

Итоговое занятие: «Наш общий дом»

1

1

-

Тематическое планирование занятий

Раздел или тема программы

Форма проведения занятия

Методы и приемы коррекционно-развивающего процесса

Оборудова-ние

Литература

I

ОСЕНЬ

1

Лето

 Познаватель-

ная  игра

Игра, беседа

Дидактические карточки, раздаточный материал

№1, №2

2

Что такое природа? Живая и неживая природа

  Беседа, экскурсия

Видеоматериалы, наблюдение

Наглядное пособие, фотографии животных, объекты живой и неживой природы

№1, №8

3

Начало осени

Беседа

Наблюдение

Природный материал, иллюстрации

№17, №19

4

Растительный мир осенью

Беседа, экскурсия

Наблюдение, объяснительно-иллюстративный метод

Наглядное пособие, дидактические карточки

№1, №5

5

Какие бывают насекомые

Экскурсия, ролевая игра

Опытно-эксперименталь-

ный, поисковый метод

Карточки с насекомыми

№11,№8

6

Аквариум

Рассказ-беседа

Поисковый, ТРИЗ (решение проблемных ситуаций)

Изображение рыб, аквари-ума, чешуйки рыбы

№9, №12

7

Середина осени

Рассказ - беседа, экскурсия

Исследование

Картинки с изображением животных и растений

№8, №17

8

Обитатели нашего живого уголка

Беседа, игра

Исследование, наблюдение и уход за животными

Обитатели живого уголка

№4, №9

9

Планета земля в опасности

Развивающая игра

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Глобус, наглядное пособие

№12, №4

10

Овощи, фрукты, ягоды

Игра-путешествие, беседа

Объяснительно-иллюстративный

метод

Карточки, раздаточный материал

№7, №20

11

Грибы

Беседа

Наблюдение

Муляжи

№20

12

Лекарственные растения

Рассказ - беседа

Экскурсия, викторина

Карточки с лекарственными растениями

№13, №20

13

Что такое погода?

Познаватель-

ная игра, календарь погоды

Наблюдение

Карточки с сезонными явлениями

№3, №4

14

Будь природе другом

Занятие-путешествие

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Рисунки о природе

№13, №8

15

Поздняя осень

Ролевая игра

Наблюдение

Карточки с явлениями природы

№8, №17

16

Домашние животные

Беседа

Викторина

Плакаты домашних животных

№3, №5, №13

17

Виды транспорта

Рассказ-беседа

Экскурсия

Наглядное пособие

№12, №20

18

Наш детский дом

Занятие-путешествие

Экскурсия

Шары, поделки

19

Цвет предмета

Беседа

Викторина, игра

Дидактические карты

№17, №23

20

Обобщающее занятие «Осень»

Беседа-рассуждение

Викторина

Плакаты растений

№3, №5,№13

II

ЗИМА

1

В гости к зиме

Рассказ - беседа

Наблюдение, дидактическая игра

Наглядное пособие

№13, №19

2

Невидимые нити в зимнем лесу


Беседа

Наблюдение

Картинки с изображением леса

№6, №16

3

Дуб и сосна

Исследование

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки

№13, №8

4

Как звери проводят зиму в лесу?

Рассказ-беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

Изображе-ние животных

№13, №18

5

Хищные животные

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

Плакат диких животных

№6, №18

6

Кто главный в лесу?

Рассказ-беседа

Викторина

Наглядное пособие

№8, №12

7

Дикие и домашние животные

Беседа

Наблюдение

Изображе-ние зверей

№6, №18

8

Зимующие птицы

Экскурсия

Наблюдение

Картинки с изображением птиц

№13, №16

9

Природа и человек

Беседа-рассуждение

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Иллюстра-ции

№3, №13

10

Экскурсия в зимний парк

Экскурсия

Наблюдение

Природный материал

11

Вода в приро-

де. Свойства воды

Опытно-эксперимен-

тальная

Исследование

Вода, лед, снег

№10

12

Февраль последний месяц зимы

Беседа

Викторина, игра

Иллюстра-ции

№17

13

Наблюдение за кошкой и собакой

Беседа

Наблюдение

Картинки

№4, №7

14

Одежда, обувь

Беседа-рассуждение

Игры, викторина

Тестовые бланки

№8, №19

15

День защитника отечества

Беседа

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Видеомате-риал

№17, №21

16

Международный женский день

Беседа

Викторина

Рисунки

№17, №8

17

Игрушки

Ролевая игра

Викторина

Демонстрационный материал

№22, №23

18

Головные уборы

Рассказ-беседа

Дидактическая игра

Наглядное пособие

№17

19

Обобщающее занятие «Как узнать зиму?»

Беседа-рассуждение

ТРИЗ, викторина

Иллюстра-ции о зиме

№8, №19

III

ВЕСНА

1

Март первый весенний месяц

Рассказ - беседа

Наблюдение

Природный материал

№13, №21

2

Возвращение перелетных птиц

Экскурсия

Наблюдение

Карточки с изображе-

нием птиц

№7, №10

3

Дикие животные в весенний период

Беседа

Игра, викторина

Плакаты, карточки

№20, №23

4

Экскурсия в весенний парк

Экскурсия

Наблюдение

Природный материал

№2, №20

5

Кто живет в воде? Что растет в воде?

Опытно-эксперимен-

тальная

Исследование

Наглядное пособие

№9, №22

6

Уход за комнатными растениями

Опытно — эксперимен-

тальная

Наблюдение, исследование

Карточки с комнатными растениями

№5, №13

7

Красная книга-сигнал опасности

Беседа

Объяснительно-иллюстративный

Красная книга

№21

8

Солнце — большая звезда

Рассказ - беседа

Наблюдение

Краски, альбом, кисточки

№21, №24

9

Знакомство со свойствами воздуха

Опытно — эксперимен-

тальная

Исследование

Воздушные шарики, мяч

№15, №23

10

Мой край родной. Заповедные места Ставрополья

Беседа

Объяснительно-иллюстрацион-

ный

Видео изображения

№25

11

Путешествие по планете

Экскурсия

Игра, викторина

Фотографии

№2, №22

12

Впереди лето

Экскурсия

Игры

Мячи, кегли

№23

13

Москва-столица России

Беседа

Игра «Поле чудес»

Наглядное пособие

14

Величина предмета

Познавательная игра

Игра, беседа

Раздаточный материал

№17, №20

15

Мебель

Беседа

Словесная игра

Демонстрационный материал

№18

16

Столовая и кухонная посуда

Беседа-рассуждение

Экскурсия

Наглядное пособие

№26

17

День Победы

Беседа

ТРИЗ, экскурсия

Видеомате-риал

№26

18

Итоговое занятие «Наш общий дом»

Познавательные игры

Дидактические, спортивные, словесные игры

Спортивный инвентарь

Журнал «Дошко-льное образова-ние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год)....

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...

Авторская образовательная программа по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг меня»

Программа «Мир вокруг меня» предназначена для дополнительного образования в детском саду для детей от 4 до 7 лет. Данная программа разработана в соответствии с федеральными государственным...