Экологическая викторина для подготовительной группы на тему: «ДЕНЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хрипкова Наталья Васильевна

 

Экологическая викторина

для подготовительной группы

на тему:

«ДЕНЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Экологическая викторина

для подготовительной группы

на тему:

«ДЕНЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ»

Разработала:

воспитатель

Хрипкова Н.В.

Шахунья, 2015 г.

Цель. Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи.

Образовательные:  

  1. Способствовать  расширению  и  углублению  у  детей  системы  знаний  о  воде,  её  свойствах,  роли  в  жизни  человека  и  живых  организмов  через  использование  иллюстраций,  схем,  загадок.
  2. Содействовать  закреплению  знаний  у  детей  о  животных,  обитающих  в  воде  (океане,  море,  озере); их  отличительных  особенностях, связанных  со  средой  обитания.

Развивающие:

  1. Обеспечить  развития  у  детей  путём  использования  кроссворда  решения  проблемных  ситуаций  основные  мыслительные  процессы  и  на  их  основе  делать  простейшие  выводы.
  2. Создать  условия  для  развития  творческих  способностей,  эмоциональной  сферы  посредством  музыкальной  игры,  поэтического  слова,  через  использование  продуктивных  видов  деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  у  детей  бережное,  экономичное  отношение  к  воде  как  к  основному  природному  ресурсу,  подвести  детей  к  пониманию  роли  человека  в  этом,  а  также  роли  воды  для  жизни  всего  мира  природы.
  2. Воспитывать  доброжелательное  отношение  друг  к  другу,  умение  внимательно  слушать  воспитателя  и  сверстников.

Словарная  работа.

Способствовать  развитию  речи  у  детей:  активизация  словаря  (круговорот,  свойства  воды,  названия  животных  и  др.).

Предварительная  работа.

Подготовка  пособий,  украшение  зала  для  проведения  викторины,  рисование  схемы  «Круговорот  воды  в  природе»,  плакатов  «Вода - это  жизнь»,  «День  Воды  на  Земле»,  карточек  «Запрещающие  знаки»;  разучивание  стихотворений,  разгадывание  загадок,  чтение  рассказов  о  воде,  инее,  росе,  дожде,  снеге,  море,  океане,  водных  растениях,  животных  О.Троепольского,  Н.Сладкова,  Е.Серова,  А.Барто,  Г.Ладонщикова,  Р.Некрасова,  Я.Акима  и  др.;  проведение  игр  «Ручеёк»,  «Мы – капельки»,  серии  опытов  «Свойства  воды»,  «Фильтрование  воды»  и  др.;  работа  с  детьми:  рисование,  аппликация,  создание  коллективной  работы,  подготовка  выставки  детских  рисунков,  проведение  экскурсий,  составление  альбома  «Зелёные  страницы  календаря».

Материал.

  1. Демонстрационный:  плакаты,  кроссворды,  схема  «Круговорот  воды  в  природе»,  карточки  «Запрещающие  знаки».
  2. Раздаточный:  альбомный  лист  и  фломастер  на  каждого  участника  для  конкурса  «Оживи  облако»,  «Волшебная  палочка»,  разрезные  картинки  и  призы  для  каждого  участника.

Ход  викторины.                

Части  занятия  и  названия  заданий

Содержание

Предполагаемые ответы детей.

I.Вводная  часть

II.

Основная  часть.

Задание 1

«Загадки»

Задание 2. «Волшебная  палочка»

Задание  3.  «Подумай  и  ответь»

Задание  4.  «Оживи  облако».

Задание  5.  «Разрезные  картинки».

Задание 6

Показ презентации «Вода – это жизнь!»

Игра  «Ходят  капельки  по  кругу»

Задание 6 «Запрещающие  знаки»

III. Заключительная  часть.

- Ребята,  сегодня  у  нас  необычное  занятие.  К  нам  в  садик  прислали  кроссворд,  а  с  ним  вот  это  письмо.  Вам  интересно,  что  там  написано?

Воспитатель  читает  письмо:

«Дорогие  ребята!

Надеюсь,  вы  получили  мой  кроссворд.  Я  посылаю  загадки  к  нему  и  ещё  несколько  заданий.  Выполнив  задания,  отгадав  загадки,  вы  узнаете  много  интересного. Желаю  успеха!

Таинственная  незнакомка».

- Ребята,  вам  интересно  узнать,  кто  эта  незнакомка?

- А вы  не  боитесь  сложных  заданий?

- Тогда  начнём.  Чтобы  решить  кроссворд,  нужно  отгадать  загадки.

         1. По  морю  шумно  идёт,

             К берегу  подойдёт – сразу        пропадёт.

- Мы  открываем  первое  слово  волна.

         2. Кругом  вода,  а  пить  нельзя.

- Правильно!  Открываем  второе  слово  море.

         3. Из-под  земли  в  подарок  людям  чистой  воды  оконце.

- Правильно.  Открываем  третье  слово  родник.

         4. Течёт,  течёт – не  вытечет,

             Бежит,  бежит – не  выбежит.

- Правильно,  открываем  четвёртое  слово  река.

- Ребята,  какое  слово  у  нас  получилось?

В

О

Л

Н

А

М

О

Р

Е

Р

О

Д

Н

И

К

Р

Е

К

А

- Значит,  речь  пойдёт  о  воде.  

Оказывается,  есть  в  календаре  такой  день ВСЕМИРНЫЙ  ДЕНЬ  ВОДЫ.  Его  празднуют  21  марта.

Запомните  эту  дату!

- Если  мы  внимательно  посмотрим  вокруг,  то  увидим,  что  нас  окружает  мир  воды.  Река  или  озеро,  в  которых  мы  купаемся, - это  вода.  Когда  наступают  морозы,  на  траве  по  утрам  появляется  иней,  речка  прячется  под  лёд,  а  сверху  её  укрывает  пушистое  одеяло – снег.  Это  тоже  вода,  только  замёрзшая,  твёрдая.  По  небу  неторопливо  плывут  облака – вода,  превратившаяся  в  пар.  Вода  нужна  растениям  и  животным.  Одним  словом,  вода – это  жизнь! (Под первый слайд дети читают стихотворение)

- А  теперь,  ребята, приступим  к  заданиям.

Первое  задание – это  загадки.  Сейчас  мы  узнаем,  какие  вы  сообразительные,  как  умеете  отгадывать  загадки.

1. Я  и  туча,  и  туман,

    И  ручей,  и  океан.

    И  летаю,  и  бегу,  

    И  стеклянной  быть  могу.

- Правильно!  Следующая  загадка.

2. Рассыпался  горох

    На  семьдесят  дорог.

    Никто  его  не  подберёт:

    Ни  царь,  ни  царица,

    Ни  красная  девица.

3. С  небесного  порожка

    Спрыгнул  к  нам  Антошка

    И  по  грядкам  нашим

    Во всю  топочет,  пляшет.

    А  мы  Антошку  хвалим:

    Давай,  давай,  пляши!

    Твои  босые  ножки

    И  мокрые  ладошки

    Для  луга,  для  картошки

    Очень  хороши!

4. Серебристой  бахромой

    На  ветвях  висит  зимой,

    А  весной  на  весу

    Превращается  в  росу.

5. В  огне  не  горит,

    В  воде  не  тонет.

6. Туча  шла – прошла,

    На  асфальте – зеркала.

    Солнце  в  них  заглянет –

    И  зеркала  не  станет.

7. И  в  него  льётся,

    И  из  него  льётся.

    Сам  по  земле  плетётся.

8. Много  этого  добра

    Возле  нашего  двора,

    А  рукою  не  возьмёшь.

    И  домой  не  принесёшь.

    Мама  по  саду  гуляла,

    Собирала,  собирала.

    Поглядела  в  кузовок –

    Там  и  нету  ничего.

- Молодцы,  ребята,  все  загадки  отгадали.

Посмотрим,  какое  следующее  задание  нам  тут  приготовлено.

- Для  выполнения  следующего  задания  вы  должны  встать  в  круг.  Поиграем  с  вами в  игру  «Волшебная  палочка».

- Отвечаем  на  вопросы  быстро  и  чётко».

1. Какая  бывает  вода?

2. Где  встречается  вода?

-  Правильно,  вода  есть  в  морях,  океанах,  озёрах;  вода  падает  на  землю  в  виде  дождя,  снега.

- Молодцы!  Сели  все  на  свои  места.

-  Приступаем  к  следующему  заданию.  Оно  называется  «Подумай  и  ответь».  Вы  внимательно  слушаете  меня,  а  затем  отвечаете  на  мой  вопрос.

Вы  все  знаете,  что  вода  бывает  твёрдой,  жидкой  и  в  виде  пара.  Подумайте  и  ответьте:

- Когда  вода  бывает

  1. Пушистой?
  2. Скользкой?
  3. Высокой?
  4. Круглой?
  5. Смешной?

-  Молодцы,  и  с  этим  заданием  справились!  Особенно  мне  понравились  ответы  Димы,  Ани.

-  Скажи, Алина,  почему  ты  решила,  что  облако  может  быть  смешным,  забавным?

- Какие  вы  наблюдательные!  А  на  сколько,  мы  узнаем  после  выполнения  следующего  задания.

Перед  вами  лежат  чистые  листы  бумаги  и  фломастер.  Каждый  из  вас  нарисует  своё  облако  и  «оживит»  его:  у  кого-то  облако  будет  улыбаться,  у  кого-то  грустить.

Приступаем  к  заданию:  берите  фломастеры  и  рисуйте.  Это  задание  нам  нужно  выполнить  быстро.

-  Какие  интересные,  разные  облака  у  вас  получились.  Я  вижу,  что  вы  очень  старались.

-  Карина,  в  кого  превратилось  твоё  облако?

-  Лиза,  на  что  похоже  твоё  облако?

-  Полина,  скажи,  чьи  облака  тебе  больше  понравились?  Почему?

 -  Мы  с  вами  много  говорили  о  воде.  А  кому  нужна  вода?

-  Следующее  задание  спрятано  в  конвертах.  Откройте  их.  Что  там?

-  Что  нужно  вам  сделать?

-  Правильно,  нужно  сложить  картинки.

-  Кто,  Данил,  изображён  на  твоей  картинке?

-  Где  он  живёт?

-  Что  интересного  ты  знаешь  об  осьминогах?

-  Юля,  а  какое  животное  сложилось  у  тебя?

-  Где  он  живёт?

-  Что  ты  ещё  можешь  сказать  о  тритонах?

-  Илья,  а  кто  у  тебя  на  картинке?

-  Что  ты  о  ней  знаешь?

-  Лера,  кто  изображён  у  тебя?

-  Где  живут  медузы?

-  Илья,  что  ты  можешь  рассказать  о  том,  что  кто  изображен  у  тебя  на  картинке?

-  Аня,  а  у  тебя  кто?

-  Лиза,  расскажи  о  своей  картинке.

-  Яна,  что  за  картинка  у  тебя?

-  Карина, кто  это?

-  Расскажи  о  нём.

-  Полина,  кто  изображён  у  тебя?

-  Дима,  кто  у  тебя?

-  Что  ты  о  них  знаешь?

-  Аня,  кто  у  тебя  изображён?

-  Что  ты  можешь   рассказать  о  лягушках?

-  Молодцы!  Вы  все  так  хорошо  рассказывали  о  животных,  изображённых  на  картинках.  Мне  очень  понравилось,  особенно  хорошо,  подробно  рассказали  Илья  и  Юля.

-  Ребята,  а  вы  согласны  со  мной?

-  Ребята,  по-моему  к  нам  кто-то  идёт.

Царица  Водица:

-  Здравствуйте!  Вы  получили  моё  письмо  и  кроссворд-загадку?

Воспитатель:

-  Так  вот  кто  нам  письмо  послал.  Ребята,  вы  узнали  Таинственную  Незнакомку?

К  нам  пришла  сама  царица  Водица.

Царица  Водица:

-  Справились  ли  вы  с  моими  заданиями?

Воспитатель:

-  Конечно  справились.

Царица  Водица:

-  Молодцы!  

Воспитатель:

-  Мы  тебе  сейчас  покажем что мы знаем о воде.

Царица  Водица:

-  Покажите,  а  я  посмотрю.

Воспитатель продолжает показ презентации (слайды 3-19).

Царица  Водица:

- А  играть  вы  умеете?

Воспитатель:

- Конечно умеем.

-  Ребята,  вставайте,  подходите  ко  мне.  Мы  поиграем  в  волшебную  игру  «Ходят  капельки  по  кругу».  Но  для  этого  вам  нужно  превратиться  в  маленькие  капельки  дождя.  Я  буду  мамой  Тучкой,  а  вы  -  мои  детки  капельки.  Вам  пора  отправляться  в  путь. (слайд 20)

-  Молодцы,  капельки,  хорошо  себя  вели,  прохожим  за  воротники  не  лезли,  не  брызгались. Теперь  с  мамой  побудьте,  она  без  вас  соскучилась.

Царица  Водица:

 -  Очень  интересная  игра.  Ребята,  а  можно  такое  явление  встретить  в  природе?

-  А  как  оно  называется?

-  У  меня  ещё  к  вам  вопросы  остались.

Воспитатель:

-  Ну  что  же,  ребята  постараются  на  них  ответить.

Царица  Водица:

-  Посмотрите  и  ответьте:  что  это  за  картинки?

-  Как  вы  понимаете  первый  знак  «Открытый  кран»?

-  Как  вы  объясните  этот  знак  «Консервные  банки  в  воде»?

-  Что  обозначает  следующий  знак  «Мойка  машины  у  реки»?

-  Объясните  вот  этот  знак  «Высыпание  моющих  средств  в  воду»?

Царица  Водица:

-  Мне  понравились  ваши  ответы.  Вы  умные, справедливые,  бережливые  ребята.  Умеете  ценить  природу.

Воспитатель:

-  В  подтверждение  твоих  слов  Юля  и  Данил  прочтут  стихотворение  Е.Шкловского  «Смотрю  на  глобус – шар  земной…» (слайд 21)

-  День  Воды – очень  важная  дата.  Вы  отгадывали  загадки  о  воде,  играли,  читали  стихи.  Нам  кажется,  что  воды  много,  но  ведь  и  используем  мы  её  постоянно,  в  больших  количествах. чистая  вода  необходима  всем,  а  значит,  нужно  относиться  к  ней  экономно  и  бережно.

Царица  Водица:

-  Спасибо  вам  за  такое  отношение  ко  мне.  Я  хочу  подарить  вам  медальки-снежинки,  чтобы  вы  запомнили  и  отметили  в  своём  календаре  такую  важную  дату – ДЕНЬ  ВОДЫ – мой  праздник. (Раздаёт  сувениры).

Воспитатель:

-  Мы  обязательно  это  сделаем.

Царица  Водица:

-  До  свидания!

Дети  входят  под  музыку  и  занимают  свои  места.

- Да!

- Интересно.

- Нет.

- Волна.

- Море.

- Родник.

- Река.

- Вода.

Аня  и  Илья читают  стихотворение  Н.Рыжовой  «Вы  слыхали  о  воде?»

Вы  слыхали  о  воде?

Говорят,  она  везде!

В  луже,  мере,  океане

И в водопроводном кране.

Как  сосулька  замерзает,

В  лес туманом  заползает,

На  плите  у  нас  кипит,

Паром  чайника  шумит.

Без  неё  нам  не  умыться,

Не  наесться,  не  напиться!

Смею  вам  я  доложить:

Без  неё  нам  не  прожить!

- Вода.

- Град.

- Дождик.

- Иней.

- Лёд.

- Лужи.

- Ручей.

- Туман.

Дети  встают  в  круг и  по  очереди  отвечают  на  вопрос,  дополняя  друг  друга.

- Газированная,  горячая,  холодная  и т.д.

- В  речке,  в  озере,  океане,  роднике    и т.д.

-  Снег,  снежинки.

-  Лёд,  сосулька.

-  Сугроб,  волна.

-  Озеро,  болото,  море.

-  Лужица,  пар,  облако.

-  Облака  могут  принимать  различные  очертания,  напоминать  животных.

Дети  рисуют  облака.  Во  время  выполнения  задания  звучит  музыка  из  м/ф  «Трям!  Здравствуй!»  «Облака».

-  Моё  облако – лошадка.

-  Моё  облако  похоже  на  игрушечного  мишку.

-  Мне  понравились  облака  у  Ани,  Юли.  Облака  у  них  получились  весёлые,  интересные.

-  Человеку,  животным,  растениям.

(Дети  открывают  конверты).- Разрезные  картинки.

-  Сложить  картинки.

(Дети  складывают  картинки).

-  У  меня  изображён  осьминог.

-  Осьминог  живёт  в  океане,  море (солёной  воде).

-  Осьминоги  живут  1- 2  года.  Поддаются  дрессировке,  они  умные,  запоминают  геометрические  фигуры.

-  У  меня  сложился  тритон.

-  Тритон  живёт  на  мелководье,  в  пресной  воде.  

-  Он – хищник,  питается  насекомыми,  головастиками.

-  Акула.

-  Акула  живёт  в  солёной  воде:  в  море,  океане.  Акулы – опасные  хищники.

-  У  меня  изображена  медуза.

-  Медузы  живут  во  всех  морях  и  океанах,  в  солёной  воде.

-  У  меня  изображён  скат.  Скаты  живут  в  солёной  воде,  в  океане.

-  У  меня  морская  черепаха,  живёт  в  море,  это  древнейшее  животное.

-  У  меня  на  картинке  изображена  рыба-молот.  Она  живёт  в  солёной  воде.  Акула-молот – одна  из  самых  опасных  акул.

-  У  меня – дельфин.  Он  живёт  в  море,  его  можно  дрессировать.

-  У  меня  изображён  кит.

-  Киты – самые  большие  млекопитающие,  они -  морские  животные.

-  У  меня  изображён  дельфин-касатка.  Касатка – самый  большой  дельфин.

-  У  меня – крокодил.

-  Крокодилы  живут  в  озёрах,  реках,  в  пресной  воде.  Они  хищники.

-  У  меня – озёрная  лягушка.

-  Лягушки  живут  в  пруду,  озере,  в  пресной  воде.  Питаются  насекомыми,  любят  жуков.

-  Согласны.

-  Получили.

-  Узнали.

-  Да.

-  Умеем.

Дети участвуют в показе, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Дети  подходят  к  воспитателю.  Объяснение  правил  игры. Под  музыку  мама  Тучка  показывает  движения, а дети-капельки  повторяют. «Капельки»  прыгают,  разбегаются,  танцуют,  составляют  ручейки,  взявшись  за  руки.  Ручейки  соединяются  в  одну  реку:  дети  перестраиваются  в  хоровод  и  движутся  по  кругу.  Приседают,  поднимаются  и  вытягивают  руки  вверх.  Бегут  к  Тучке.

-  Да,  можно.

-  Это  круговорот  воды  в  природе.  (Дети  показывают  схему).

-  Это  запрещающие  знаки,  которые  показывают,  что  делать  НЕЛЬЗЯ!

-  Этот  знак  показывает,  что  нельзя  оставлять  кран  открытым:  вода  бесценна,  пресную  воду  надо  беречь.  

-  Этот  знак  обозначает,  что  нельзя  бросать  мусор  в  речку,  озеро,  загрязнять  их.

-  Нельзя  мыть  машины  на  берегу  водоёмов.  

-  Нельзя  разные  порошки  насыпать  в  водоём,  стирать  в  речке,  пруду.

Дети  читают  стихотворение:

Смотрю  на  глобус – шар  земной,

И  вдруг  вздохнул  он,  как  живой;

И  шепчут  мне  материки:

«Ты  береги  нас,  береги!»

В  тревоге  рощи  и  леса,

Роса  на  травах,  как  слеза,

И  тихо  просят  родники:

«Ты  береги  нас,  береги!»

Остановил  олень  свой  бег:

«Будь  человеком,  человек!

В  тебя  мы  верим – не  солги.

Ты  береги  нас,  береги!»

Смотрю  на  глобус – шар  земной,

Такой  прекрасный  и  родной.

И  шепчут  губы:  «Сберегу!

Я  сберегу  вас,  сберегу!»

Дети  благодарят  царицу  Водицу,  прощаются  с  ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию с детьми подготовительной группы на тему: «День Воды»

Конспект  открытого занятия по плаваниюс детьми подготовительной группы на тему: «День Воды» Программное содержаниеЦель: Формировать интерес к систематическим занятиям плаванием; ...

Экологическая викторина для подготовительных групп на тему "Весенняя природа"

Сценарий познавательного развлечения по лексической теме "Весна. Приизнаки весны"....

ООД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему:Планета Земля в опасности!

развивать представление детей о том, что наша планета Земля в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют....

ТЕМА: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Экологическая викторина в подготовительной группе

Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Конспект экологического праздника в старшей группе на тему: «День Земли».

Экологическое образование является непосредственно одной из составляющих частей познавательного развития. Экологические знания и представления дети  получают через разнообразные формы деятельност...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Без воды нет жизни на земле".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Без воды не жизни на земле"....

Конспект экологической викторины в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»

Экологическая викторина«Земля – наш общий дом»(для детей подготовительной группы) Цель: формировать представления детей о том, что наша планета Земля - большой всеобщи...