Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никитина Татьяна Валерьевна

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»

Программное содержание:

1.  Обогащать и закреплять знания детей о природе нашего поселка (лес, звери, птицы).

2.  Учить называть достопримечательности нашего поселка, название улиц, свой домашний адрес.

3.  Учить через поэтический образ видеть красоту родного края.

4.  Закреплять знания детей о труде людей, которые живут и работают у нас в поселке.

5.  Пополнить словарь детей новыми терминами (комфортно, уютно, пекарь, кондитер).

6.  Воспитывать бережное отношение к живой   природе, любовь к родному краю.

Методические приемы: Художественное слово, словесные вопросы, напоминания, загадки, рассказ воспитателя, загадки, беседа.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках, экскурсии в лес, по улицам поселка (ул. Новая, ул. Советская и др.). Беседы о природе нашего края, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений.

Материал: Картины - смешанный лес:, сосновый бор. березовая роща, предметные картинки зверей и животных наших лесов, птиц зимующих в наших краях и перелетных.

                                                            Ход занятия.

Все близкое мне здесь и все родное

Березка, елка и сосна,

И небо над поселком голубое,

И сонная рассвета тишина!

Не надо никуда мне торопиться,

Чтоб увидать поселок мой родной.

Судьбой дано мне здесь родиться

И жить в своем краю родном.

Воспитатель: Ребята, какое место называется родным краем?

Дети: Это место где мы родились, выросли и живем.

Воспитатель: Как называется место, где мы с вами живем? {ответы детей). Правильно   мы   живем   в   Московской   области,   Шатурский   район,   поселок Мишеронский. Что окружает наш поселок?

Дети: Лес.

Воспитатель: Да, лес - главное богатство нашего поселка, наш поселок утопает в зелени. Вокруг нашего поселка, какой лес?

Дети: Смешанный лес.

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое смешанный лес?

Дети: В смешанном лесу растут разные деревья: береза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и т.д.

Воспитатель: А еще, какой бывает лес?

Дети: Сосновый бор, березовая роща. Давайте вспомним, какие деревья растут в сосновом бору?

Дети: Сосны, ели.

Воспитатель: А в березовой роще?

Дети: Березы.

Воспитатель: Да, березка - это наше национальное дерево, за ее красоту, нежность ее любят и ценят, сочиняют стихи. (Ребенок читает стих Есенина «Белая береза»).

Воспитатель: Наш лес очень - богат, он кормит лесных обитателей и людей.

Какие ягоды растут в нашем лесу?

Дети: Черника, земляника, брусника, клюква,,.

Воспитатель: Мы с вами летом учили стихи про ягоды, грибы и другое. Давайте вспомним стихотворение про землянику. (Ребенок читает стих),

Воспитатель: А грибы в лесу собирали с родителями?

Какие грибы растут в лесу?

Дети:   В   нашем   лесу   растут   сыроежки,   лисички,   маслята, подберезовики, подосиновики, свинушки.

Воспитатель: Давайте вспомним еще одно стихотворение, которое учили летом.

(Ребенок читает стихотворение).

Какие животные обитают в нашем лесу?

Дети: Лиса, белка, еж, бобер, курица, крот, барсук, кабан, лось, заяц.

Воспитатель: А каких птиц мы встречали в нашем лесу?

Дети: Кукушка, дятел, соловей, жаворонок.

Воспитатель: Каких птиц мы часто видим в поселке?

Дети: Ласточки, стрижи, гайки, голуби.

Воспитатель: А какие птицы остались с нами зимовать?

Дети: Голуби, синицы, воробьи, вороны, галки,

Воспитатель: Сейчас зима все насекомые спрятались от зимней стужи. И птицам голодно. Поэтому люди должны заботиться о птицах, чтобы они смогли пережить холода. Что мы для этого делаем?

Дети: Вешаем кормушки, а на прогулке подкармливаем птиц (семечками, пшеном и т.д.)

Воспитатель: А как выглядят сейчас деревья?

Дети: Сонные, веточки хрупкие, легко ломаются.

Воспитатель: А что мы с вами на участке делаем, чтобы деревья не замерзли?

Дети: Сгребаем снег к стволам деревьев.

Физкультминутка

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Дворник улицу метет

Стороной народ идет

Веселей, веселей

Заниматься нам не лень.

Мы немножко разомнемся

За дела опять возьмемся. (2 раза),

Воспитатель: Среди всей этой красоты живут и работают люди, стараясь своим трудом  сделать   жизнь   в   поселке  удобной   и   комфортной   (т.е,   уютной: освещение, газ, вода, отопление).

Давайте начнем с д/сада

Кто работает в нашем д/саду?

Дети:   Воспитатели,   помощники   воспитателя,   повара,   заведующая,   старший воспитатель, медсестра.

Воспитатель: А из д/сада вы пойдете в школу, там вы будете учиться, А кто вас будет учить?

Дети: Учителя.

Воспитатель:   На каждый  праздник мы ходим  в клуб, где проводят для нас концерты. Кто организует эти концерты?

Дети: Работники дома культуры (клуба).

Воспитатель: Если мы заболели. Кто нам помогает?

Дети: Врач.

Воспитатель: А где работает врач?

Дети: В поликлинике, если что-то серьезное, например как у Н.К. был аппендицит - ее увезли в город Шатуру на скорой помощи. Есть аптека {где мы можем купить лекарства), библиотека (там берут книги для чтения). Воспитатель: Кто выдает книги?

Дети: Библиотекарь.

Воспитатель: Где мы покупаем одежду?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Кто работает в магазине?

Дети: Продавец.

Воспитатель: У нас есть пекарня. Что там делают?

Дети: Пекут хлеб.

Воспитатель: А кто там работает?

Дети: Пекарь, кондитер.

Воспитатель: Наш поселок небольшой, но улиц у нас не мало. Какие улицы вы

знаете?

Дети:   ул.   Советская,   ул.   Новая,   ул.   Пески,   ул.   Садовая,   ул.   Майская,  ул.Октябрьская, ул. Луначарского, ул. Железнодорожная, ул. Серегина.

Воспитатель: Чтобы нам не заблудиться мы знаем не только свою улицу, но и

свой домашний адрес. Кто знает свой домашний адрес?

Ответы детей: (3-4 ребенка).

Воспитатель: Молодцы. Есть в нашем поселке одно место, которое особенно чтут жители. Сюда приходят в праздничные дни, чтобы положить цветы; сюда приходят и   пожилые   люди,   чтобы   помолчать   минуту   и   вспомнить   своих   погибших товарищей. Сюда приходят будущие солдаты, которые идут охранять нашу страну. О каком месте я говорю?

Дети: О памятнике - обелиске погибшим героям.

Воспитатель: Люди не забудут тех, кто погиб, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы с вами жили долго и счастливо. У каждого человека есть Родина. Поэты воспевают Родину в своих стихах. Недавно мы учили стихотворение «Вот моя деревня» И.Сурикова. Кто хочет прочитать его? Родина начинается с родного порога, т,е. нашего дома и все, что нас окружает: лес, улицы, дома, люди, с детства знакомые - все это Родина. Давайте об этом споем песню. Исполняется песня «То березка, то рябина»(2 куплета).

В конце занятия угощение земляничным вареньем.

Конспект НОД для средней группы

Тема: «Путешествие по родному краю»

Программное содержание: 

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Мордовии.

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Методические приемы: словесные, наглядные, игровые и практические.

Ход занятия:

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну,город,район).

Да, мы с вами живём в Мордовии, для нас он родной.

Мордовский край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой край Мордовский милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

 

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

 

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего края.

Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Дидактическая игра с мягкими игрушками.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Мордовии

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. Где много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое заповедник?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Дети говорят хором: «Наш девиз –любить и охранять природу нашего края» Конспект интегрированной непосредственной
образовательной деятельности в средней группе «Наша армия родная»

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Чтение художественной литературы
  • Здоровье
  • Физическая культура

Тема совместной деятельности взрослого и ребенка: «Наша армия родная» (воспитание чувства гордости за свою армию)

Задачи совместной деятельности взрослого и ребенка:

- дать детям элементарные знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы стать сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия;

- уточнить представления детей о родах войск, о защитниках Отечества;

- воспитывать чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Планируемые интегративные качества:

Активность, эмоциональность, общительность

Материал и оборудование: Иллюстрация с изображением различных родов войск, фотографии, показывающие будни армии: тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне; атрибуты для организации подвижных игр (мячи, 2 корзины, обручи, дуги, дощечки).

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Посмотрите на эти картинки (Педагог выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск).

Воспитатель: Кого вы здесь видите?

Дети: Танкисты. Моряки. Артиллеристы. Стрелки. Космонавты.

Воспитатель: Вы правильно всех назвали – это различные рода войск.

Есть у нас танкисты, есть и моряки,

Есть артиллеристы, меткие стрелки.

Есть у нас ракеты, ест и корабли,

Наши космонавты – чудо всей Земли.

Наша Родина сильна,

Охраняет мир она.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужно столько родов войск?

Дети: Чтобы защищать нашу Родину.

Воспитатель: Если в армии есть различные рода войск, такая армия сильная: она сможет защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Но сейчас нет войны, на нас никто не нападет, зачем же тогда армия в мирное время?

Дети: Чтобы отразить нападение врагов.

Воспитатель: Правильно. Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в мирное время?

Дети: Солдаты тренируются.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки. Что вы здесь видите? (под одной выставляются картинки или фотографии, показывающие будни армии, каждая поочередно рассматривается детьми).

Воспитатель: Что делают солдаты на этой картинке?

Дети: Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу.

Воспитатель: Зачем это нужно?

Дети: Чтобы быть сильными.

Воспитатель: Дети, а вы хотите испытать свою силу? Предлагаю вам посоревноваться в перетягивании каната и узнать, какая команда сильнее.

Проводится игра «Перетягивание каната».

Воспитатель: А что делают солдаты на этой картинке?

Дети: Учатся стрелять.

Воспитатель: Зачем это нужно?

Дети: Чтобы быть меткими стрелками.

Воспитатель: Давайте проверим, насколько вы меткие?

Проводится игра «Попади в корзину мячом».

Воспитатель: А вот на этой картинке вы видите полосу препятствия. Что здесь делают солдаты? А зачем они тренируются на полосе препятствий?

Давайте и мы с вами попробуем преодолеть полосу препятствий?

Проводится игра «Преодолей полосу препятствий».

Воспитатель: Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище.

Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?

Дети: Сильными, смелыми, быстрыми, меткими.

Воспитатель: А чтобы такими стать, что нужно делать?

Дети: Тренироваться.

Воспитатель: Когда наши мальчики повзрослеют, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими Защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас. Одному мальчику Мише удалось однажды попасть к солдатам, и он увидел, как они тренируются. Писатель Я. Длуголенский написал об этом рассказ, который называется «Что могут солдаты?».

Воспитатель читает детям рассказ.

Воспитатель: Ребята понравилось вам занятие? А что нового вы узнали? (ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»

Программное содержание: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему "Моя малая Родина"

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Россия – Родина моя».

Образовательные области: познавательная, речевая, художественно- эстетическая, социально- коммуникативная.Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн, о...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему «В мире опасных предметов (колющие, режущие предметы)»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.Задачи:Образовательные:- закрепить понятия "к...

Конспект ООД в средней группе. Познание.Формирование целостной картины мира. Тема " Знакомство с русской матрешкой"

Уже с дошкольного возраста  необходимо знакомить детей с истоками народного промысла.Данное занятие поможет познакомить ребят с историей возникновения  русской матрешки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: " Осенние гости".

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга             Конспек...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина» в средней группе.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном поселке.Программное содержание:Образовательные задачи:- Обогащать и закреплять знания детей о природе нашего поселка (лес, звери, птицы);- Закрепить до...