Конспект экскурсии на водоём "Возле нас есть река" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулакова Светлана Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию конспект экскурсии с детьми к водоёму.

Именно экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии на водоём

                                             «Возле нас есть река »

Технологическая карта

1. Тема экскурсии: экскурсия к реке; период проведения: май- июнь.

2. Тип внеклассного мероприятия  – природоведческая экскурсия.

3. Возрастная группа: дети 6-7 лет.

4. Дидактическая цель: дать детям представление о том, что река - это сообщество водных обитателей: растений и животных (уток, рыб, улиток и др.), приспособившихся к жизни в воде. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

5. Оборудование, средства обучения: карточки с изображением водных обитателей, прибрежных растений; несколько банок с крышками (для воды, растений), детские ведёрки для находок (камней, ракушек, песка), 1-2 рюкзака, фотоаппараты (настоящие и игрушечные)

6.Маршрут экскурсии: ближайший водоём

7. Список литературы (источники информации):

1.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.

2.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог. Образованию дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 1996, –56с.

Ход экскурсии

Часть 1. Организационный этап.

Сбор детей, повторение правил техники безопасности:

1. Возьми чистую воду для питья и мытья рук.

2. Не пей сырую воду из природных водоёмов.

3. Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот.

4.Не засоряй природу.

5.Не разжигай костёр.

6.Не ломай деревья.

7. Соблюдай правила дорожного движения.

Часть 2. По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников, просит их назвать знакомые цветущие травянистые растения. Воспитатель обращает внимание на погоду, просит детей описать её.

Часть 3. Возле реки воспитатель даёт детям возможность в течении 10-12 минут осмотреться самостоятельно: найти красивые, интересные, завораживающие своей необычностью явления, предлагает их «сфотографировать», поделиться  впечатлениями. Напоминает об осторожном поведении, тихом разговоре, бережном обращении с растениями.

        Затем предлагает детям с берега понаблюдать за рекой – обнаружить, что есть под водой, кто там живёт, кто плавает, что растёт. По ходу наблюдения воспитатель делает пояснения, показывает картинки с изображением рыб и других обитателей, которые водятся в пруду. Воспитатель черпает воду из пруда в банку, рассматривают все вместе, решают взять с собой, чтобы сравнить её с аквариумной и водопроводной водой.

        В реке можно встретить очень интересное, свободно плавающее

 растение  - пузырчатку. Если она рядом с берегом, воспитатель, расправив её стебельки в воде, подводит белый лист бумаги и вынимает растение  распластавшееся на бумаге. Пузырчатка - хищное растение; маленькими овальными пузырьками, которые во множестве сидят на тонких листьях, она захватывает мелких рачков, водоросли и «переваривает» их. В банке с прудовой водой, в которой есть планктон, этот процесс можно будет наблюдать. Рассказ о таком растении  детям будет интересен.

     На берегу необходимо обратить внимание детей на иву и ракиту, растущие над берегом, травянистые растения (рогоз, камыш и др.). Все эти растения очень любят воду, поэтому и растут в тесном соседстве с прудом. Можно детям предложить поискать лягушек, а затем наблюдать за их передвижением по земле и в воде, поговорить про их «земноводное» существование, их приспособленность к жизни в двух средах. Интересными могут быть наблюдения за утками, которые уверенно себя чувствуют в воде, на берегу, в воздухе.

    Воспитатель не должен оставить без внимания и насекомых, являющихся важным звеном  водно - прибрежного сообщества. В первую очередь комара и стрекозу. Комар маленький, слабый, с тонким телом и шестью ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком сосут их нектар- это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для  многих животных  (лягушек,

птиц, верхоплавающих рыб).

      Совсем другое дело - стрекозы. Эти хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лету. Они так же, как и комары, откладывают яйца в воду, поэтому обитают возле водоёмов. Надо обратить внимание детей на интересные особенности  строения её тела: тонкое длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозы очень большие глаза (есть и дополнительные на темени), которыми она прекрасно видит, большой рот, крепкие челюсти. Чёрные пятна на концах крыльев - это не украшение, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень красива своим строением, стремительным полётом, её трудно поймать, она сама ловит других.

    После наблюдений и разговоров воспитатель предлагает детям поискать интересные камни, ракушки. Собираясь  домой, дети убирают за собой мусор, не забывают взять банки с водой, растениями, камни, коряги. Прощаются с прудом,  природой.

   Вечером того же дня дети «проявляют» свои фотографии – создают рисунки по впечатлениям от экскурсии. На следующий день сравнивают прудовую воду  с  водопроводной,  делают вывод, что воду  из реки  пить нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.

Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....

Коммуникация. Обучение грамоте. конспект "Экскурсия по стране "Родная речь" для детей подготовительной к школе группы.

Образовательные задачи: познакомить детей с алфавитом;... формировать умение следовать устным инструкциям.Развивающие задачи: развивать у детей устную речь, фонематический слух;... развивать мелкую мо...

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом в родном крае (месте, где живут дети)....

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе

Закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано.Формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам;определить ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Есть ли воздух на Земле?»

Конспект НОДпо познавательно – исследовательской деятельностидля детей подготовительной группыТема: «Есть ли воздух на Земле?»...

Конспект экскурсии ребенка - экскурсовода по теме "Символика России" (подготовительная группа)

Привлекая детей к совместной с педагогом деятельности в качестве экскурсовода, у дошкольников совершенствуется монологическая и диалогическая речь, пополняется словарь некоторыми терминами. Пробуя себ...