Картотека наблюдений за объектами экологической тропы.
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Анна Владимировна Берестенникова

Картотека наблюдений за объектами экологической тропы:

-Клумба

-Пруд

-Метеорологическая площадка

-Птичья столовая

-Птичья гостиная

-Муравейник

-Огород

-Луг

-Фито огород

-Экологическая пирамида

-Кубанское подворье

-Деревья: туя, сосна, ель, липа, орех, береза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_za_obektami_ekologicheskoy_tropy.docx70.56 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                         Экологическая тропа

КЛУМБА (ОСЕНЬ)

Цель:  продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;  воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: На прогулке подвести детей к клумбе, где растут астры, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов.  Астра цветок высокий. Может расти как отдельным цветком, так и целым кустом. Стебли  прямые, крепкие с удлиненными и немного зубчатыми листьями. Лепестки  лилового, фиолетового, голубого, розового или белого цвета. В самом центре цветка расположен желтый «глазок».  Цветет  до поздней осени, сохраняясь даже при небольших заморозках. Педагог говорит, что наступила осень, похолодало. Особенно холодно бывает по ночам. Растения могут, замерзнуть и перестать расти. Но их можно пересадить в цветочные горшки и перенести в помещение группы.

Трудовая деятельность: выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Воспитатель просит детей угадать, почему и сильный ветер не может вырвать из земли такие небольшие растения, как бархатцы, траву. (Ответы детей) Предлагает внимательно понаблюдать за тем, что она будет делать. Выкапывает растение, осторожно освобождает от земли часть корешков. Показывает их детям. Поясняет, что эти корешки удерживают растение, не дают ветру вырвать его из земли. Корешки кормят растение, всасывая воду (дождевую, после полива). Если корешки повредить, растение погибнет, засохнет. Воспитатель осторожно пересаживает растение в горшок. В дальнейшем, отправляясь гулять, дети рассматривают пересаженные бархатцы, а затем сравнивают с ними растения на клумбе.

  3.                              Экологическая тропа

ОРЕХ (ОСЕНЬ)

Цель: Познакомить детей с деревом – орех. Уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме.

Ход   наблюдения:

Это растение называется деревом. Оно живое. У него есть ствол, ветки и листья. Ствол у дерева всегда один. Он бывает толстый и тонкий. А у ореха какой ствол? (Ответы детей) Практические действия: обхватить ствол руками.

Это дерево осенью дарит нам подарки, какие? (Ответы детей)      

Игра «Встань у дерева» 

Полюбоваться красотой дерева.

Осень – рыжая сестрица,
Нарядила мастерица,
И деревья, и кусты,
Подарила нам плоды:
Сливы, яблоки, орехи
Детям малым для утехи.

                   

  1.                        Экологическая тропа

КУБАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ

Цель: Познакомить с историей возникновения Кубани. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину. Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям кубанского народа.

Ход наблюдения:

Воспитатель на прогулке подводит детей к кубанскому подворью. Воспитатель: А сегодня мы пришли сюда не просто так. А хочу вам рассказать о быте казаков!

Воспитатель: Избы на Кубани строились из самана, пользовались посудой изготовленной из глины, готовили пищу на печи.

(Воспитатель показывает детям клубочек)

Воспитатель: Ребята, что это у меня такое? Дети: Клубочек.

Воспитатель: Клубочек этот не простой, а волшебный. Он покажет вам много интересного. Давайте посмотрим, куда он нас приведет!

(Дети вместе с воспитателем идут на подворье казачки)

Воспитатель: Куда привёл нас клубочек?

Дети: На подворье казаков.

Воспитатель: Прошу Вас осмотреться.

(Дети осматривают обстановку на подворье)

Воспитатель: Ребята осмотрелись? А сейчас я вам загадаю загадку, этот предмет есть в нашей горнице.

Послушайте внимательно:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.

Дети: самовар.

Воспитатель: Правильно, это самовар. Вот он толстячок. Расскажите про него.

Дети: В самоваре греют воду, чтобы пить чай.

Воспитатель: Ребята, а какой самовар? (рассматривание самовара)

Воспитатель: Вот это загадка сложнее, внимательно её слушайте и попробуйте отгадать.

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

А третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

Что это?

Дети: Ведра с коромыслом.

Воспитатель: А для чего нужно было коромысло?

Дети: Раньше воду носили из рек, колодца, крана не было. Чтобы было легче нести воду в ведрах, и придумали для этого коромысло.

Воспитатель: Давайте, дети попробуем, тяжело ли было носить воду на коромысле (дети пробуют).

Воспитатель: А сейчас нужно коромысло?

Воспитатель: Но и последняя загадка. Этот предмет в нашей горнице самый большой и нужный.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Что это?

Воспитатель: Дети, расскажите про печь.

Дети: Печь разжигали дровами, Чтобы было тепло и для того, чтобы готовить на печи еду.

Воспитатель: А у кого дома есть печь? Может у ваших бабушек есть? Вы видели, как бабушки разжигали дрова? Скажите, а вы можете разжечь дрова? Почему нет?

Воспитатель: Вот так жили в старину. А вы дома мамам, папам, дедушкам и бабушкам помогаете?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что после работы казаки слушали и пели песни. Давайте и мы послушаем.(слушают казачьи песни).

Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу.

       4.                             Экологическая тропа                            

ПРУД (ОСЕНЬ)

Цель: Формирование представления о правилах безопасного поведения у водоема и бережного отношения к природе (предпосылки экологического сознания).                                           Ход наблюдения: Рассматриваем с берега сезонные изменения в природе. Какие изменения произошли по сравнению с летом на пруду. Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли, лягушки давно не скачут, они тоже спрятались в траве, под кустами. Птицы улетели в теплые страны.

Громко квакает лягушка,
Говорит своим подружкам -

Вот и осень, скоро стужи,
И замерзнут наши лужи.
Прыг, в болото что есть сил,
И зароемся все в ил!
В иле будем видеть сны,
В ожидании весны.

-  Ребята,  у меня сегодня  такое хорошее настроение. Вы знаете почему? Я вспомнила лето, как я купалась в озере и в море. А вы купались летом? (Ответы детей) А с кем вы купались? (Ответы детей) Скажите, а одним можно ходить купаться? Почему? (Ответы детей) Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей) А осенью-зимой мы купаемся в реке, море? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Но, мы можем вспоминать, как нам было хорошо, и настроение будет хорошее. Давайте вспомним, как летом у пруда весело скакали лягушки. Игра «Мы – лягушки квакши»

5.                                         Экологическая тропа

БЕРЕЗОВАЯ РОЩА (ГЕРБАРИЙ)

Цель: Расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, упражнять в назывании признаков осени.

Ход наблюдения: Расположить детей полукругом вдалеке от дерева, показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. Подвести поближе и провести обследование. Что это? Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а Сережа покажет его рукой. Какой ствол по толщине? Алеша, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками). Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий). Ира, потрогай кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая или гладкая)? Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Ствол высокий или короткий? На чем растут листья у дерева (на ветках)? Ветки длинные или короткие? Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые)? Большие они или маленькие? Спрячь, Алеша, листочек в ладошках. Видно? Маленький, его не видно в ладошках. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие). Вывод сделать вместе с детьми.

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться. Дети находят себе листики и кружатся с ними в руках. Предложить детям рассмотреть листья и сравнить (по размеру, форме, цвету).

Варианты забав с листьями:  прошуршать листьями; устроить осенний салют; лист-лодочка плавает в воде (луже); поискать, что или кто прячется под листьями; украсить листьями участок, группу, свой шкафчик, самого себя; носить и перекладывать листья с места на место; возить листик за веревочку по луже.
 Трудовая деятельность: сбор листьев для гербария.

6.                        Экологическая тропа                            

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА (ФЛЮГЕР)

Цель: Учить детей анализировать состояние погоды, познакомить с метеоприбором: флюгером, объяснить его назначение.

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что флюгер движется. Просит детей объяснить данное явление. Если дети затрудняются, помогает им с ответом.

Ветрено, ветрено, вся земля проветрена! 
Ветер листья с веток разогнал по свету: 
Липовый, берёзовый, 
Жёлтый лист и розовый, 
Красный, разноцветный, 
Старый лист газетный... 
Солнечно, ведренно... 
Ветрено! Ветрено!

Сегодня на улице ветер. Давайте мы проверим, насколько сильный ветер. Флюгер быстро колышется на ветру, значит дует сильный ветер. Когда ветра нет, флюгер не колышется. Посмотрите на деревья, почему они качаются? (Ответы детей) Когда ветер дует сильно, деревья начинают раскачиваться, ветви гнуться. Смотрите, подул сильный ветер. Давайте послушаем, какой слышен звук: у-у-у-у-у. Давайте подуем сильно и громко, покачаемся как деревья. Носиком сделаем вдох, а ротиком будем выдыхать со звуком у-у-у-у-у. Руки поднимите вверх как веточки деревьев и качайте ими (упражнение повторяется несколько раз, можно произносить громко и тихо, выполнять покачивания в соответствии со звуком).

Ветер бывает не только холодным, колючим, как зимой, но и теплым. Давайте поднимем руки и попробуем узнать, какой сейчас ветер – тёплый или холодный. (Ответы детей) Сейчас я подую мыльные пузыри, и мы с вами определим, в какую сторону дует ветер. В какую сторону полетят пузыри, туда ветер и дует. Покажите пальчиками, куда полетели пузыри. 
Дети играют с мыльными пузырями.

7.                                         Экологическая тропа

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА (ДОЖДЕМЕР)

Цель: Учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения: Наблюдать с детьми за дождем с открытой веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Разучите с детьми потешку:
Дождик, дождик кап да кап! 
Мокрые дорожки. 
Все равно пойдем гулять — 
Надевай сапожки.
Если сильный дождь, наблюдая из окна, предложите детям послушать, как он стучит по карнизу, прочитайте им народную потешку:
Дождик, дождик, веселей 
Капай, капай, не жалей. 
Только нас не замочи, 
К нам в окошко постучи.
Посмотрите, как одеты люди во время дождя, скажите, что они его не боятся: надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонты.

Осенью часто идут дожди. В начале осени еще можно услышать гром и увидеть молнию. Хорошо понаблюдать за последними грозами из окна групповой комнаты. Приучайте детей не бояться грозы.
Рассмотрите после дождя, какие предметы стали мокрыми, перечислите их. (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) После дождя, предложить детям сходить на метеостанцию и посмотреть, сколько воды в дождемере.  Учить делать элементарные выводы от наблюдений.

8.                               Экологическая тропа                            

ДОМ ЕЖА (ЗИМА)

Цель: Обобщить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище).

Ход наблюдения:

Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях,
На воде и подводой. В небесах и под землей.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.
По своим живут законам, их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным надо их оберегать.

Человек живет в доме, а дикие животные сами строят или находят себе жилище.

Посмотрите, у меня есть картинки, вы расскажите мне, чьи это детеныши и как называют их? (Ответы детей) А кто помнит, как называется жилище этих животных? (Ответы детей)

У нас в детском саду то – же ежик поселился, вот и его нора. Только почему – то его не видно?! (Ответы детей) Ой, ребята, а я, совсем забыла, конечно, ежик уже лег спать до весны.

Дождь холодный очень схож
С ёжиком колючим,
Но печален сонный ёж,
Ведь тепло-то – лучше:
- Я на солнышко б хотел
Быть похожим… Очень!
Но всю зиму мой удел - 
Спать, как людям ночью.

Воспитатель предлагает поиграть на групповой площадке, что бы ежику не мешать.

                          Экологическая тропа                             9.

КЛУМБА

Цель: Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях; формировать элементарные понятия об условиях роста растений: развивать творческое воображение.

Ход наблюдения: 

На прогулке подвести детей к клумбе  обратить внимание на изменения  произошедшие на ней и с чем они связаны. Воспитатель предлагает  понаблюдать за растительностью, которая осталась на клумбе, под снежным покровом спряталась трава под снегом ей теплее. Ребята обратите внимание, какого цвета она (светло-зеленого) ей не хватает света и тепла почему? Какие еще изменения произошли с клумбой? (Ответы детей) Клумба опустела, но мы можем её украсить акварельными красками.

Творческая деятельность:

 С помощью малярной кисти и акварели в технике «набрызг», дети рисуют узоры в виде цветов.                  

    10.                             Экологическая тропа                            

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ (ЗИМА)

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, их повадках, упражнять в правильном назывании птиц. Познакомить детей с назначением кормушек, воспитывать у детей любовь к птицам.

Ход   наблюдения: Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По двору гуляет,

Крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

  1. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
  2. Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг.

Клюй — не робей! Кто  же это? (Воробей.)

Сравнить воробья с другими птицами: вороной, голубем. Обратить внимание на общие признаки: тело всех птиц покрыто перьями, имеют клюв, по два крыла, две лапки. Отличительные признаки: разный размер, повадки, где добывают себе корм, как поют.
Игра «Кто как кричит»

  11.                                         Экологическая тропа

МОГУЧИЕ ЕЛИ (ЗИМА)

Цель:  Формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе. Ход   наблюдения: На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь,

 Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рассказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке.

Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Выросла елочка в лесу на горочке.

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

                                      Экологическая тропа                             12.                                                                       

                                        ПРУД ЗИМОЙ (ЛЕД)          

 Цель: Знакомить с природным явлением - льдом;  формировать представление о состоянии воды в окружающей среде; представления о правилах безопасного поведения у водоема.

Ход наблюдения: Рассматриваем с берега сезонные изменения в природе. 

-Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей) Дети, скажите, а что произошло с прудом? (Ответы детей)

Замерзает, тяжелеет
В бездне тихого пруда,
И чернеет, и густеет
Неподвижная вода.

- Но пока нет сильных морозов, лед тонкий, непрочный. Если пойти по такому льду, можно утонуть. Воспитатель демонстрирует непрочность льда.  Теперь мы знаем, что по тонкому льду ходить очень опасно. Но на берегу, мы можем немного поиграть, только подальше от берега.

-Вы будите гулять. А как услышите колокольчик,    подбегайте все ко мне.

Игра с колокольчиком.

 

13.                                 Экологическая тропа

БЕРЕЗА И СОСНА (ЗИМА)

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, березе. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев. Учить сравнивать предметы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   наблюдения: Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Что есть у деревьев?(Ствол, ветки.) Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками, похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками. Подвести детей к сосне. Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега?(На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру.

                                 Экологическая тропа                                14.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА (СНЕГОМЕР)

Цель: Продолжать учить детей анализировать состояние погоды, учить определять высоту снега в разных местах.

Ход   наблюдения:  

Кружатся и хохочут метели в феврале,
Снег опуститься хочет, а ветер не дает.
И весело деревьям и каждому кусту,
Снежинки как смешинки танцуют на лету.
Задать детям вопрос: какое время года сейчас? Попросить детей объяснить, почему они так думают.
Предложить детям полюбоваться снежным покровом,  подбросить снег вверх и понаблюдать за ним, как он будет падать. 
Вместе с детьми пройтись по снегу, послушать, как он скрипит. Может он нам хочет рассказать о чем-то.
Предложить детям  рассказать вместо снега истории (как снежинки летели к нам на тучке, как снег падал на землю или как он сейчас греет землю и растения).

Исследовательская деятельность: Измерить глубину снега на открытых участках и под деревьями, сравнить результаты. Объяснить детям, почему под деревьями снега больше.

15.                              Экологическая тропа                              

ПТИЧЬИ СЛЕДЫ

Цель: Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения: 

Птичьи гнёзда опустели, птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей наш дворовый воробей.
Холода не испугался, с нами на зиму остался.
Воробей над кормом прыгает, кружится,
Перышки взъерошены, хвостик распушился.
Рассмотреть внешний вид воробьев. Вспомнить об их повадках.
Тело воробья покрыто перьями, у него два крыла и две ноги, клюв. Когда воробей садится на землю, он не ходит, а прыгает.
Спросить у детей как поют воробьи.
Рассмотреть птичьи следы.                                                   Предложить детям накормить воробьиную стайку крошками, семечками.
Подвижная игра «Кот и воробьи»

 16.                             Экологическая тропа                                    

                                  СОСНА И ТУЯ

Цель: Формировать знания детей о хвойных деревьях: сосне, туе. Учить сравнивать предметы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Познакомить с туей, рассмотреть ее листья. У молодых растений листья мягкие игольчатые, у взрослых — чешуевидные. Сравнить ее с сосной. Сосна выше туи.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

Хвоя сосен длинная, темно зеленая.

Хоть зима,  

Хоть весна,

Вся в зеленом она. (Сосна, ель, туя)

17.                          Экологическая тропа    

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

(ПОСАДКА СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ)        

 Цель: Развивать  познавательный  интерес к миру природы; уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян;  формировать знания детей о свойствах и качествах семян (твёрдые, маленькие, жёлтые, сухие); расширить представление детей о свойствах земли (сухая - влажная, мокрая - чёрная, впитывает воду); учить детей трудовым действиям: посадка, полив.

Ход наблюдения: Весна прислала нам посылку, давайте посмотрим, что в ней. (высыпает на тарелочку семена) Что это дети? (Ответы детей) Это семена цветов. Давайте их рассмотрим. Какого они размера? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей) Какие семена на ощупь? (Ответы детей)  Из таких семян появляются цветы, но для этого их нужно посадить в землю. Давайте сейчас поиграем и покажем, что мы будем сейчас делать.

ФИЗ. МИНУТКА «Мы сажаем семена»

«Мы ямку раскопаем (руками показать, как копаем ямку)                            Мы семечко посадим (движение пальчиками - ссыпают семена)      Дождик польёт                                                                                                          Оно и прорастёт (встряхивание кистями рук)                                              Сначала стебелёк (показываем по одному пальчику)                                              А затем цветок» (показать все пальчики как бутон цветка)                          Молодцы! А теперь за дело.                                                                                     В этой тарелке находится земля. В землю мы посеем семена. Возьмите все по щепотке и посыпьте.                                                                               «Чтоб смог расточек распустится, в земле он должен поселиться»                     Чтоб семена проросли, нам нужно их полить.                                                    «Мы семечко польём водицей, пускай скорей укоренится»                                Теперь мы нашу посадку поставим на свет и тепло, на подоконник, и будем ухаживать за посаженными семенами, поливать их, и через некоторое время появятся ростки.

                                  Экологическая тропа                                 18.

                                    ПТИЧЬЯ ГОСТИНАЯ

Цель: Продолжать расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Ход наблюдения: В начале беседы стоит отметить, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Воробьи стали звонче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть детям, как воробьи купаются в лужах. Вспомнить с детьми слова детской песенки:

Воробей с березы                                                                                                     На дорогу – прыг!                                                                                                 Больше нет мороза, чик – чирик!

Вот звучит в канавке быстрый ручеёк,                                                                    И не зябнут лапки – скок, скок, скок!                                                              Высохнут овражки – прыг-прыг-прыг!                                                                Вылезут букашки – чик-чирик!

Скоро вылезут букашки, станет достаточно корма для птиц, из теплых стран прилетят птицы. Птицы, которые прилетают из теплых стран называются перелетными. (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.)

Загадка

Между веток новый дом,                                                                   Нету двери в доме том,                                                                  Только круглое окошко,                                                                       Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

На участке детского сада рассмотреть скворечники повешенные детьми старших групп (совместная работа детей с воспитателями детского сада).

 19.                               Экологическая тропа

КЛУМБА (ПЕРВОЦВЕТЫ)

Цель: Расширить представления детей о первых весенних цветах; воспитывать бережное отношение к творениям природы 

Ход   наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов.

Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!

Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...(крокусы).

Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

  20.                              Экологическая тропа

МУРАВЬИННЫЕ ДОРОЖКИ

 Цель: Познакомить детей с представителем класса насекомых: муравьями, их образом жизни, условиями для жизни; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:  Рассмотреть муравейник. Из  чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. 

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть муравья, понаблюдать за их  передвижениями. Муравей может ущипнуть челюстями.

Набухают почки,                                                                       Пробиваются листочки,                                                                     Начинают муравьи                                                                            Поправлять дворцы свои.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята, 

Вся жизнь их связанна с трудом.

Экологическая тропа    

                       23.                              Экологическая тропа

БЕРЕЗОВАЯ РОЩА (ВЕСНА)

Цель: Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;  закрепить умение находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, корни; упражнять в различении деревьев по плодам и листьям; вызывать радостные чувства; воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.                                                                                              

Ход наблюдения: 

Тонкая березка, ростом невеличка,                                                             Словно у подростка, у нее косички!                                                         Деревце на славу за год подросло!                                                                            До чего ж кудряво, до чего бело!

«Береза белоствольная проснулась после зимнего сна. Ствол у березы будто светится: радуется солнышку. Ветерок шевелит веточки березовые. Как будто тормошит ее: «Просыпайся скорее, весна пришла!»

Есть ли сегодня ветер? Как вы догадались? Одинаковые ли березки в ветреную и спокойную погоду? (Ответы детей)

У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти, 
Почки в листья распусти.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом участке, или в тени, под деревьями.

Трудовая деятельность: Собрать сломанные веточки и поставить в воду в группе. Понаблюдать, что с ними произойдет. 

  21.                              Экологическая тропа

ПРУД (ВЕСНОЙ)

 Цель: Формировать представление о сезонных изменениях в живой и не живой природе. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы в разное время года, формировать представления о правилах безопасного поведения.

Ход наблюдения: Вот мы и у пруда, давайте вспомним правила поведения у водоема. (Ответы детей) Правильно ребята, к берегу близко подходить нельзя. Находиться у водоема можно только с взрослыми.

Рассматриваем с берега сезонные изменения в природе.

Солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
Весне радуется все живое на Земле. Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни растений всасывают из теплой почвы влагу. На кустах и деревьях распускаются почки. На опушках появляется первая травка. Зацветают первые цветы.
 

Воспитатель привлекает внимание детей на сидящего на камне мишку.

 Посмотрите, мишка сидит, плачет.  Что случилось, мишутка?  Ребята, он мне сказал на ушко, что потерял маму и не может ее найти.  Давайте мишутку научим, что надо делать, если ты потерялся?

Физкультминутка «Я потерялся»

Я однажды потерялся, только сразу догадался.

Посмотрел туда – сюда. Нету мамы вот беда.

Побежал налево я, мама не нашлась моя.

Побежал направо я, мама не нашлась моя.

Повернулся я вокруг, может, быть увижу вдруг.

Нет, решил стоять, и на месте маму ждать.

Правильно ребята, если вы потерялись, никуда не надо бежать, стойте на месте и мама обязательно вернется на это место, где вы потерялись.

Ребята, в водоем весной стекается множество ручейков, и я предлагаю вам нарисовать, как это происходит. Но у нас с собой нет ни карандашей, ни красок. Чем же мы будем рисовать? Я предлагаю вам «порисовать» ленточками. Я каждому дам по кусочку ленточки, а вы их соедините, и получится у нас река. Давайте попробуем.

Подвижная игра «Через ручей»

22.                              Экологическая тропа

ОГОРОД (ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ)

Цель: Продолжать знакомить детей с овощными культурами,  учить детей трудовым действиям: посадка, полив.

Ход   наблюдения: Как только просохнет земля, старшие дети начинают работать на огороде.
Покажите малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена. Понаблюдайте, как аккуратно старшие дети раскладывают семена в бороздки, засыпают их землей, а затем поливают из леек. Воду носят осторожно, не проливая, ходят вдоль грядок, носок лейки с распылителем держат близко к земле.
Посмотрите, откуда дети берут воду.
В конце прогулки по огороду покажите малышам их грядки, подготовленные воспитателями. Скажите, что и они будут сеять семена вкусных овощей.

На группу зайчик приносит семена и просит детей научить его сажать семена. Рассматривание и обследование семян. Загадывание загадок:

 Что за скрип? Что за хруст?                                                                                 Это что еще за куст?                                                                                                 Как же быть без хруста,                                                                                          Если я…(капуста)

Раскололся тесный домик                                                                                          На две половинки,                                                                                                          И посыпались в ладони                                                                                  Бусинки-дробинки. (горох )

Красная девица                                                                                                      Сидит в темнице,                                                                                                       А коса на улице. (морковь)                                                                    

На жарком солнышке подсох                                                                                И рвется из стручков ...(Горох)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,                                                       Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,                                                                              Хоть он и не драчун, а ...(Лук)

Показ способа посадки семян.

Трудовые действия: посев семян на грядке.

24.                            Экологическая тропа

КЛУМБА (ТЮЛЬПАН И ОДУВАНЧИК)

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить сравнивать предметы. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов, - не будет бабочек. Учить бережно, относиться к растениям.

Ход наблюдения: Воспитатель подводит детей с весенней клумбе.  - Ой! Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам в гости? (Пчела) Посмотрите какая она? (жёлтая, полосатая) А почему пчела летает? (потому что у неё есть крылышки) Детки, а что любит делать пчелка? (летать, приносить вкусный мёд) Для этого ей нужны цветочки, на которые она садится собирает сладкий нектар и несёт его в свой домик. А домик у пчёл называется улей. В улее и получается мед. Ребята, а когда пчелка перелетает с цветка на цветок, она поёт весёлую песенку, давайте вместе споём (Ж – ж – ж) А какие вы знаете цветы? (розы, ландыши, ромашки, одуванчики, тюльпаны и т. д.) Молодцы, вот как много цветов вы знаете. Но, сегодня, нашей гостье понравился вот этот цветок (показываю одуванчик). Как он называется? (одуванчик) Какого цвета одуванчик? (жёлтого) Правильно, жёлтого, такого же как и пчёлка. А на что похож наш пушистый одуванчик? (на солнышко) А почему он похож на солнышко? (потому что он круглый и жёлтый, у него есть лучики) Ребята, а что ещё бывает жёлтого цвета? (сыр, лимон, кукуруза, банан, груша, яблоко, колобок, перец). Да, и наш одуванчик, жёлтый. Какой он красивый, солнечный. Ребята, вот ножка – палочка, на которой он стоит, называется стебель. А на стебле мы видим листики. Какого цвета стебелёк и листики? (зелёного) Давайте, нашими пальчиками нарисуем стебелёк и листики (рисуем в воздухе).

А теперь, сделаем цветок (делают закрытую чашу из рук):        Носит одуванчик                                                                          Жёлтый сарафанчик (постепенно раскрывают)                           Подрастёт, нарядится                                                                               В беленькое платьице (покачали «цветком» из стороны в сторону)                                                                                            Лёгкое, воздушное,                                                                        Ветерку послушное (разлетелся «цветок»)

- Вот, какие красивые одуванчики. А теперь давайте их понюхаем! Ах! Как вкусно пахнут! Одуванчик у нас красивый и вы у меня красивые, совсем как цветочки. Давайте поиграем, немного отдохнём! Вы будете лютиками, ромашками…

25, 29, 32                           Экологическая тропа    

ОГОРОД (ЛЕТО)

Цель: Дать детям понятие, что для роста овощей нужны солнце, вода и уход (прополка, рыхление почвы). Обогащать знания детей об овощных культурах,  учить детей трудовым действиям: прополка, полив.

Ход наблюдения: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород)

- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах?

Бродит Оля в огороде,

А морковки не находит,

Лишь зеленая трава...

- Это, Олечка, ботва.

Ты за эту за ботву,

За зеленую траву

Посильнее дерни,

Посмотри на корни!

 Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями ее рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород. Если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что же необходимо людям для того, чтобы был хороший урожай овощей? Что нужно на огороде для работы? (Ответы детей)

Вот морковка: оранжевый носик - зеленый хвостик!                                               А вот и репка: желта, да крепка!                                                                             Ну, а это помидор: словно красный светофор!                                                     Ешь зеленый огурец: малый - смелый, удалец!                                                         И малиновая свекла: так толста, как тетка Фекла!                                                     Вот и сочная капуста: зайке было б здесь не пусто!                                           Ну, а это что? Картошка. Где моя большая ложка?

Все это, что вы видите на огороде, можно назвать одним словом – «овощи».

Загадки:

-Длинная, красная, сладкая, растет в земле, а косичка наверху. (Морковь).

-Сто одежек и все без застежек.                                                                              Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

-Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?                                                 Как же быть без хруста если я … (капуста)

Зеленый, длинный, хрустящий, с хвостиком, на грядке растет, в салат просится. (Огурец)

-А какую потешку вы знаете про этот овощ? (Показать огурец).

Огуречик, огуречик,                                                                                                    Не ходи на тот конечик:                                                                                            Там мышка живет,                                                                                                    Тебе хвостик отгрызет.

С детьми подойти к грядке огурцов и выбрать переспевший. Для того чтобы вырастить овощи нужны семена они обычно прячутся в середине овоща (у огурца, помидора, дыни, тыквы) давайте посмотрим где же семена огурца.

Рассматривание семян огурца.

Ребята, что мы сегодня видели на огороде? (Ответы детй) Давайте назовем их: капуста, морковка, репка, огурцы, помидоры, лук, горох. А что еще мы видели на огороде? Орудия труда: лопата, лейка, мотыга. Еще мы с вами рассматривали семена огурца. Зачем нужны семена? (Ответы детей)

Трудовая деятельность: прополка сорняков, полив, рыхление почвы.

26.                           Экологическая тропа    

НА ПОЛЯНЕ (ВЕСНА)

Цель: Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязи; навыков наблюдений и исследований; эстетического восприятия окружающего мира; навыки экологически безопасного и грамотного общения с растениями и насекомыми.                                                                 Ход наблюдения: Ребята, осмотритесь вокруг, что вы видите? (Ответы детей) Предложить потрогать травку: как можно сказать о травке? Чем травка держится за землю? Зачем ей корни, только, чтобы держаться за землю? Правильно. Травка пьет воду из земли. А что еще помогает травке расти? Росла ли травка зимой? Какого цвета трава, какая она на ощупь? Весной становится тепло, солнышко греет, согревает землю. Появляется зеленая травка. Сначала она очень нежная, шелковистая, светло-зеленая. Какая по длине?  Спрятать игрушку зайчика в траве. Видно зайчика? Почему? (Если видно, значит трава еще маленькая, если не видно - трава высокая, густая.)  

Скачет между травками                                                                      Быстроногий зайчик.                                                                                          Смял своими лапками                                                                                  Желтый одуванчик.                                                                                  Имитационные движения: попрыгать, как зайчик.                                           Кто знает, как называются эти красивые цветы? На что походит одуванчик? Почему одуванчик сравнивают с солнышком? Кто знает о нем стихотворение?

У него чудесный                                                                                                 Золотистый цвет,                                                                                                          Он большого солнца                                                                                          Маленький портрет.

Предложить наклониться пониже и рассмотреть одуванчик. Какая у него ножка? Листья длинные или короткие? Если мы сорвем все одуванчики, что будет? Послушайте внимательно, что может случиться. Если мы сорвем все одуванчики, то для бабочек не будет сладкого сока, бабочки или погибнут от голода, или улетят подальше от нашего участка. Будет плохо бабочкам, будет плохо и нам: скучно, некрасиво. Не будем рвать одуванчики, пусть растут и радуются солнышку, пусть лучше прилетают бабочки на луг. Мы бабочек не будем ловить, не будем обижать. Давайте лучше нарисуем цветы одуванчики после обеденного сна.

  27.                        Экологическая тропа                                    

ЛИПА

Цель: Познакомить детей с деревом – липа. Расширить знания детей о растительном мире; формировать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: 

Липа – средство от простуды.                                                          Знают все о том повсюду.                                                                            Хоть невзрачен липы цвет,                                                                            Но полезней чая нет.                                                                                При ангинах и простудах                                                                       Пьют целебный липы чай.

В конце июня зацвела липа, и воздух наполнился целебным ароматом.

Липа – замечательное и удивительное дерево. Пчелы делают из нектара цветков липы очень вкусный мед. В старину считалось, что в липу никогда не попадет молния, и люди не боялись укрываться под ней во время грозы. Делали из липовой древесины игрушки , посуду и нательные крестики. А еще цветы липы используются в лечебных целях. 

                             Экологическая тропа                                     33.

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА                                     

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире. Дать детям представление об источниках возникновения мусора. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома , в детском саду.        

    Ход наблюдения:         

    - А у нас, у людей, очень много мусора. Назовите, что мы, выбрасываем в ведро? (Дети перечисляют все, что они могут найти в мусорном ведре) Это хорошо когда мусор в ведре, но есть люди которые не берегут природу и оставляют мусор в природе. Если мы будем так относиться к природе, то скоро вся планета покроется мусором. А под мусором ничего не будет расти, не будет травки, не будет растений. (Рассказать детям, какой может быть жизнь ужасной на такой планете.) Многое из того, что выбрасывается, можно что-то сделать ещё. Мы с вами делали поделки из катушек, проволоки, ниток. А то, что нельзя использовать, люди собирают в определённое место, сжигают, получая золу-удобрение для растений. Воспитатель предлагает детям отправиться к экологической пирамиде (объяснить детям почему ее так назвали) и рассмотреть картины из какого материала они сделаны. Такой материал, который хотят выбросить, но из него делают разные вещи называется бросовым, Воспитатель подводит итог, что мусор за собой нужно убирать, а некоторые использовать для последующей работы: для поделок, игрушек.)

      28.                           Экологическая тропа    

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

(ВЫСАДКА РАССАДЫ КАЛЕНДУЛЫ)

Цель: Рассмотреть с детьми растение; объяснить назначение корня; Учить детей называть части растения (лист, цветы, стебель, корень), дать представление о назначении корней, показать способ высадки рассады в грунт.

У детей должны быть свои, соответствующие их размерам, инструменты – лопаты, грабли, перчатки, и лейки. Они должны быть такие же, как у взрослых: ведь игрушечные пластмассовые инструменты быстро ломаются и к тому же лишают ребенка ощущения значимости его работы.

 Ход наблюдения: Давайте вместе с вами выберем место, где будем сажать цветы.

Расскажите, что нужно для того, чтобы растениям было хорошо и удобно, напомните, что растения, как и люди, нуждаются в пище и воде, солнечном свете и воздухе.

Рассмотрите с детьми рассаду цветов. У них есть стебли, листочки и корни. Объяснение нужно сопровождать показом частей цветка. 

Пальчиковая игра

Наши руки как цветочки, 
Пальчики как лепесточки.                                                            Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.

Дайте ребенку в руки инструменты, которыми ему удобно будет копать землю. Небольшими лопаточками по линиям, намеченным воспитателем, на ровном расстоянии выкапывают небольшие лунки, в них помещают ком земли с цветочной рассадой, плотно двумя руками обминают почву вокруг растения и уже, затем поливают из лейки. 

А. Усачев «Лейка»                                                                             Если лейка воду льет, дождик маленький идет...                               Ловко нас полили, радуются лилии.                                               Лейка! Просит лютик, мой полейте кустик,                                 Ландыш просит: Лейка! И меня полей-ка.

Когда любуются готовой клумбой, воспитатель не забывает похвалить их, сказать, что работали дружно, как настоящие цветоводы: аккуратно, старательно, ловко.

Игра «Бабочка» 

Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся. (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.                                                  Шевельнулся, потянулся.                                                               Взвился вверх и полетел. (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -                                                      Бабочка кружит и вьется. («летать», имитируя движения бабочки)

30.                          Экологическая тропа    

                                        ПРУД (ЛЕТОМ)          

 Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: лягушками и водяными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Ход наблюдения: Картины далекого детства                                                                                        Порой предо мною встают…                                                                                           И вижу опять я знакомый,                                                                                          Весь в белых кувшинчиках пруд.                                                                              Вокруг него темная чаща,                                                                                              Где сотни звучат голосов;                                                                                             И узкая вьется тропинка                                                                                                    К нему между цепких кустов…

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
"Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же (утки)

Стоит над водой                                                                                                Трясет бородой.    (камыш)

Летом в пруду и в болоте                                                                                                           Вы её найдете.                                                                                                                                 Зеленая квакушка -                                                                                                        Это, конечно, … (лягушка)

Быстро в воздухе летает,
Кого встретит, всех кусает.

Шлёпает себя Захар,
Потому что сел …
(Комар)

Возле пруда и в пруду живут животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Чайки, утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд. Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.

Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель:

Ква-ква - ква,                                                                                                                                              Начинается игра,                                                                                                       кве-кве-кве,                                                                                                           Прилетели цапли две.

Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:

Мы зеленые лягушки                                                                                                        Веселимся на опушке,                                                                                                    Здесь у нас рядом пруд –                                                                                             Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.

31.                               Экологическая тропа

КЛУМБА (ЛЕТО)

Цель: Познакомить детей с садовыми цветами (космея, ромашка) упражнять называть части растений: корень, ствол, цветок, листья

Наступило лето. Солнце изо всех сил старается, греет и освещает землю. Деревья, травы и цветы радуются теплу. Птицы поют. Животные греются на солнышке. Ребятишки тоже рады с солнышком поиграть. А еще лето радует нас своими красками, красками цветущих цветов.                                          Дети подходят к клумбе, любуются цветами.

-Что цветет на наших клумбах?                                                                                      -Какие мы с вами посадили цветы?                                                                                    -Для чего мы посадили на участке цветы?                                                                       -Какие цветы вам больше всего нравятся?                                                                          -Какие цветы вы еще знаете?

Молодцы. Вы правильно назвали все распустившиеся цветы – это космея, бархатцы. А на второй клумбе растут нам еще не известные цветы - цинния. Посмотрите на него, потрогайте листочки – они шершавые. Этим они отличаются от космеи и бархатцев.

Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет белый цветок? А красный? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? Правильно – это космея и цинния. А низкий? И опять вы не ошиблись – это бархатцы. Рассмотрим их строение. Каждый цветок имеет корень, который находиться в земле. С его помощью растения растут.Стебель, на нем держатся листья и соцветия. Стебли бывают разными короткими и длинными. И сами листочки на ощупь разные: у космеи – гладкие, а у циннии и бархатцев – ворсистые. И по форме соцветий цветы на нашей клумбе разные. Сравните соцветия космеи и бархатцев. А теперь обойдем клумбу и покажем высокие и низкие цветы.

П\ игра: «Не сломай цветочек» (Цель: учить ходьбе с высоким подниманием колен, змейкой)

-Ребята, как надо относится к цветам? (Ответы детей)

-Нужно беречь это прекрасное творение природы, любоваться красотой красок и вдыхать чудесный аромат, исходящий от цветов.

Посмотрите, у нас много цветных шаров, а давайте, мы поиграем. Мы будем с вами спасателями.

Возьмем каждый по шарику, держим двумя руками перед собой. Первый «спасатель» с шаром – это голова «гусенички», следующий «спасатель» подходит вплотную, к впереди стоящему, затем третий, четвертый и так пока все дети присоединяться – это туловище. И медленным шагом «гусеничка» уползает от клумбы.

А теперь превратим шары в цветы. Фломастерами нарисуем на шариках цветы, соберем в букет и подарим малышам наш букет.

  34.                           Экологическая тропа    

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

(СБОР СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ)

Цель: Приобщать детей к посильной трудовой деятельности; формировать экологически правильное поведение.

Ход наблюдения: Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какими стали цветы на клумбе?
  • Почему они завяли?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена.)

Трудовая деятельность: Сбор цветов в коробочки.

35.                           Экологическая тропа    

ВОДОЕМ (ЛЕТО)

Цель: Расширять знания о рыбках их строение, форма, цвет, места обитания. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

Ход наблюдения: Обратить внимание на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана бежит холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике.

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Загадки

***

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

В воде мы живём,
Без воды пропадём.

 

***

Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!

 

***

В  воде  она  живет,

Нет клюва, а  клюет.

(рыбка)

36.                         Экологическая тропа                            

ОГОРОД (СБОР УРОЖАЯ)

Цель: Расширять и углублять знания детей об овощах; формировать умение находить в огороде овощи.

Ход наблюдения: 

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год.

Грабли в руки брали, грядки причесали,                                                

Семена редиса в землю мы сажали

Мы водой прохладной грядки поливали!

А затем все дружно урожай снимали!

Всё лето мы ухаживали за своим огородом, пололи, рыхлили, поливали. И не зря. Воспитатели вместе с детьми собрали хороший урожай. Потрудились мы все вместе на славу! Дети с гордостью собирали урожай, выращенный своими руками! Ну а теперь можно и отдохнуть.

Подвижная игра «В огороде»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8

Картотека наблюдений

за объектами экологической тропы

младшая группа

Разработала воспитатель: Берестенникова А.В.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация паспорта объекта экологической тропы

Паспорт объекта экологической тропы "Уютный дворик"...

паспорт объекта экологической тропы "Цветочное наслаждение"

Краткая характеристика совместной деятельности детей, педагогов и родительского сообщества на данном объекте....

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.

Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....

Проект по благоустройству участка, а также объекта экологической тропы «Лягушкино озеро» детского сада «Сказка»

Актуальность проекта:Лето — удивительная пора! И каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, ...

Паспорт объекта экологической тропы. Объект: «Береза - символ России»

Создать условия для наблюдения за березой, дать информацию о полезности данного дерева, формировать чувство бережного отношения к природе....

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....

Примерные образовательные ситуации в соответствии объектов экологической тропы

Примерные образовательные ситуации в соответствии объектов экологической тропыНазвание экологического объектаПознавательное развитие«Умница»Речевое развитие«Ёлочка»Физическое р...