Познавательно-исследовательский проект «Зимушка - волшебница»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

Проект  для детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimushka_-volshebnitsa.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА  

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД №11

Познавательно-исследовательский проект

«Зимушка - волшебница»

                                                                         Составила воспитатель

                                                                          высшей категории

                                                                         МКДОУ БГО ЦРР                                                                                                                

                                                                          – детского сада №11

                                                                          Шелест Н.А.

                                                                          Каратаева И.М.

                               г. Борисоглебск 2015

Продолжительность: 3 месяца с 1декабря  по 28 февраля

Участники: дети 11 младшей группы, воспитатели, родители.

Направления развития  и образования детей :

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Используемые образовательные технологии:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • беседы; стихи, сказки
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование СD для просмотра песни об осени;
  • работа с родителями.

Актуальность: В 3-4 года  ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров  со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Цель: 

1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;

2. воспитывать бережное отношение к природе;

3. создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.

4. Организовать все виды детской    деятельности (игровой, коммуни-кативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы «Зима» и Новогоднего праздника.

5. Познакомить с зимними видами спорта.

Задачи:

Познание: расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду). Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.  Познакомить детей с народными традициями, обычаями , связанными с народными зимними праздниками;

Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки) .

Художественная литература: развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения драматизировать небольшие отрывки.

Художественное творчество: учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках. обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (снег на деревьях) ; развивать эстетическое восприятие. Формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем; Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; эмоциональную отзывчивость на произведение. Развивать желание детей петь Новогодние песенки, читать стихи, выполнять танцевальные движения.

Физкультура:  Организовывать подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;

Работа с родителями:  

  1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление.
  2. Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
  3. Оформление буклетов,  листовок для родителей.
  4. Создание условий в группе и на игровом участке.
  5. Организация выставки – конкурса на тему: «Символы Нового года» совместно с родителями .
  6. Организация утренника «Как Снеговик свой нос потерял»
  7. Выставка детского творчества на тему: «Зимушка - зима»

Ожидаемые результаты:        

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

Воспитание бережного отношения к природе.

Привлечение родителей  воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Этапы работы над проектом:

1. Разработка проекта: 

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия ( альбомы для рассматривания , картины, настольные игры)

4. Составить перспективный план.

2. Реализация проекта

3. Итоговые мероприятия :

  • выставка детских работ на тему «Зимушка - зима»
  •  Выставка -  конкурс «Символы Нового года» совместно с родителями
  • Утренник «Как Снеговик свой нос потерял»

Поэтапное развитие проекта

п/п

Этапы

Содержание

1

Выбор  темы

Определение темы проекта, формулирование  цели и задач проекта

2

Планирование

Составление системной паутинки, планирование конечного продукта, календарное планирование, подбор информационного, наглядного и  технического  материала для проекта.

3

Реализация проекта

1.Организация предметно-развивающей среды;

2. Изготовление дидактических игр;

3.Разучивание стихов и танцев;

4. чтение художественной литературы;

5. беседы, рассматривание картин, иллюстраций по лексическим  темам: «Зима», «Птицы», «Животные», «Праздники и забавы»

4

Завершение проекта

Анализ, подведение итогов

Системная паутинка

Образовательная область

Непосредственно – образовательная деятельность

1

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

  • «Времена года»
  •  «Когда это бывает?»
  •  «Назови дерево»
  •  «Кто, где живет?»
  • «Зима - лето»
  • «Назови птиц»
  •  «К дереву беги»

Пальчиковые игры:

  • «Снежок»
  • «Зимой»
  • «Снеговик»
  • «Маленький Егорка»
  • «Пришла зима»

Настольно – печатные игры

  • «Подбери картинку»
  •  «Чей домик?»
  •  «Чей малыш?»
  • «Дикие и домашние животные»
  •  «Найди пару»
  •  «Разрезные картинки».

Беседы с детьми на темы:

  • «Зима и дети. Зимние забавы»
  • «Если б не было зимы…»
  • «Зачем людям зима?»
  • «Зима в лесу»
  •  «Если хочешь быть здоров…»,
  • «Опасный лед»;
  • Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло)

2.

Художественно – эстетическое развитие

Разучивание песен, хороводов:

  • «На санках»
  • «Бубенцы звенят»
  • «Обыгрывание Новогоднего утренника» (стихи, песни, хороводы, танцы)
  • Слушание музыкальных произведений:
  • «Зимняя сказка»
  • «Кабы не было зимы..»
  • «Весёлая зима»
  • «Новогодний ветер»
  • «Раз морозною зимой»
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

Рисование:

  • «Деревья в снегу»,
  • «Снежный лес».

Аппликация:

  • « Падает снег»,
  • «Кружатся снежинки».

Лепка

  • «Снеговик»,
  • «Весёлые снеговички»;
  • (рисование)
  • «Любимая варежка»;
  • (рисование)
  • «Новогодняя ёлочка»;
  • (Рисование+аппликация):
  • «Елочка в снегу»;

Конструирование:

Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей».

  • Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

3

Речевое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность:

Чтение художественной литературы

  • «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто;
  • «Поет зима, аукает…» С. Есенин
  • «Зима» И. Суриков
  • «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
  • «Лес зимой» В. Бианки.
  • «Под снегом на лугу» Н. Павлова
  • «Снег – что это такое?» З. Трофимова.
  • Стихи и рассказы про праздник Новый год.

О. Высотская

«На санках», В. Берестов

  • «Гололедица», А. Босев «Трое», М. Познанская
  • «Снег идет», Д. Чуяко
  • «Сосульки», Н. Мигунова
  • «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,
  • А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; Сказки:
  • «Зимовье зверей»,
  • «Рукавичка»
  • «Лиса и волк».

Рассматривание иллюстраций, картин

  • Серия «Зимние забавы»
  • Серия «Зимние праздники»
  • Серия «Звери зимой»
  • Серия «Художники о зиме»

Составление описательных рассказов по картинам:

  • «Зимний лес»
  • «Катание на санках»
  • «Зимний пейзаж»
  • «Саша и снеговик»

Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

ООД  Чтение сказки «Снегурушка и лиса», «Лиса и заяц»

4

Познавательное развитие

Наблюдения с детьми

Птицы зимой (Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке)

Деревья (Наблюдение за деревьями)

«Где зимуют почки?»

Деревья и кустарники

Участок нашей группы. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).

«Зачем нам зима?» (Наблюдение за состоянием погоды)

Опыты, эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

«Насекомые зимой»

«Какой бывает снег?»

«Снег – вода – лед»

Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий)... Опыты со снегом и льдом.

Рассматривание картин на зимнюю тематику.

Рассматривание альбомов:

  • «Времена года»
  • «Зимующие птицы»
  • «Дикие животные»
  • «Зимние забавы

Экскурсия в сквер

ООД Ознакомление с природой

«Зима в лесу»

5

Физическое развитие

Подвижные игры «Мороз - красный нос»,

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».

Физкультминутки:

  • «Зимой»
  • «Мы к лесной лужайке вышли»
  • «Новый год»
  • «Ёлка»

Дыхательные упражнения:

  • «Едет в гости Дед Мороз»
  • «Широкая дорожка»
  • «Почистим дорожку»
  • «Рады снегу»
  • «Лыжник»

Завершающий этап

Презентация  проекта.

   Реализация проекта представляет широкие возможности  для расширения кругозора детей, повышению процента с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме: «Зима», привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима»

АктуальностьДанного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных измен...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница Вода».

Цель данной деятельности развивать знания детей о  воде  , закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах, воспитывать бережное отношение к природе.Развивать наблюдательность...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме«Волшебница сосна» для детей 6-7 лет...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Зимушка -зима» во второй младшей группе

Проект направлен на бережное и заботливое отношение к  природе, умение замечать красоту зимнего периода....