Кедр - гордость Алтая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, классных руководителей, учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_posledn_kedr.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Кырдлыкский детский сад»
Кедр-гордость Алтая
Автор разработки:
Ойношева А.И, воспитатель вкк
Кырлык 2016
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме « Кедр-гордость Алтая »
Автор конспекта ННОД: Ойношева Аня Ивановна СП ДОУ«Кырлыкский детский сад » с. Кырлык»
Цель НОД: развитие познавательно-речевой активности у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Задачи ОО в интеграции:
«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать друг друга, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, переживать печаль и радость .
Оборудование: колокольчики,, макет кедра и ели, пенечки на каждого ребенка ,нарукавники, сумочки для телефонов с семенами на каждого ребенка, предметные картинки с изображением зверей и птиц своего региона, ИКТ-слайд вершины перевала, и Хозяин горы- аудиозапись.
Целевые ориентиры: Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания
умение слушать друг друга, активно взаимодействует со сверстниками, умеет объединяться в команды. развита мелкая моторика и координация движений, может управлять и контролировать свои
движения, проявляет любознательность, овладевает основными культурны ми способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ВД – игре, общении, развита чувство цвета, формы и творческие способности.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас!
-Ой ,что за чудо -колокольчики ?
( обращаю внимание на необычные колокольчики)
-Чудо -колокольчики хотят узнать , какое у вас настроение сегодня.
( начинаю с себя)
-У меня настроение чудесное.
(дети по очереди отвечают, при этом звенят в колокольчик.)
-А теперь колокольчик зазвенит у того, кто будет сегодня самым вежливым и доброжелательным.
(дети звенят в колокольчик.)
-И все вместе сохраним наше хорошее настроение до конца нашей встречи. --Ребята, хотите совершить путешествие на горный перевал?
( ответы детей)
- Как следует одеться и почему?
( проводится тактильный массаж: «Оденем брюки, шубу, шапку, валенки, шарф, варежки»)Умницы!
-А на чем можно добраться дети на перевал? Конечно, на лошадях на гору подниматься легче, тогда выберите себе лошадку, встаньте дети парами кто с кем хочет и в путь!
( Звучит алтайская народна музыка
« Аттар» Э.Теркишева, дети скачут на лошадях)
- Трр-трр! А дальше нам надо идти пешком, потому что, нам предстоит подняться высоко на вершину перевала, нужно идти осторожно, не наталкиваясь друг на друга.
-Представьте дети, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.
( Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем)
Вокруг белым бело. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.
( Идут, высоко поднимая ноги)
Перед нами густой кустарник.
( Раздвигают руками воображаемые ветки)
.
- « Что за чудо-красота!
Расписные ворота появились на пути!
В них ни въехать , ни войти»
- А как открыть эту чудную дверь и как пройти в лес?
(дети рассуждают, обращают внимание на колокольчик в дверях и звенят) –
4. Аудиозапись « Здравствуйте дети! Рад видеть вас у себя в лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. Я очень беспокоюсь. Отгадайте, загадку, и откроются мои ворота: .
( загадка о кедре)
Он украшение тайги
Его мне вспомнить помоги
Ведь часто, и без всякой спешки,
Грызем вкуснейшие орешки.
( Дети отгадывают загадку, и ворота открываются, где на слайде стоит величавый кедр и макеты кедров)
- До чего ж красив кедровый лес! Заботится Хозяин гор о своих питомцах. А какой воздух в лесу. Чистый, морозный , накоплен ароматом хвои. Как легко и приятно дышится рядом с кедром! Ребята насладимся свежим воздухом, ведь он полезен для нашего организма.
( Проводится дыхательная гимнастика)
( Дети встают в круг, медленно поднимают, а затем опускают руки, глубоко вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот.)
–Превосходно! Давайте, ребята присядем на пенечки и отдохнем.
- А что вы знаете о лесном красавце- кедре? Посмотрите, какой он красивый, стройный, величавый.
-Да ребята, кедр - хвойное вечнозеленое дерево. У него листья в виде иголок,
они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Смола кедра приятно пахнет. Особенно нарядна она зимой , когда среди голых деревьев пушистая и зеленая. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит , дарит людям здоровье.
Кедр - очень сильное и выносливое дерево. Об этом я хочу рассказать вам алтайскую народную легенду.
(на фоне алтайской народной музыки « Хаан-Алтай», рассказывание легенды « Кедр и человек»
-Понравилась ли вам легенда?
- Ребята, вы согласны, что кедр- выносливое и сильное дерево?
( ответы детей)
Пластический этюд «Я - дерево» проводится под сопровождением спокойной музыки.
( - Давайте дети представим себя деревцами, вросшим корнями в землю, тянувшимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении ветра)
- Какие стройные, красивые деревья у вас получились! Замечательно!
-А теперь, я приглашаю вас в лесную лабораторию, где мы узнаем о кедре и его свойствах. Одевайте юные исследователи « нарукавники», это наша спецодежда, чтобы не уколоться и не пораниться. Занимайте места, там, где вам удобно и с кем вам хочется. Нельзя ничего пробовать на вкус, действовать нужно только после моего объяснения, договорились?
( дети делятся на микрогруппы по симпатиям)
Основная часть (содержательный этап)
-Итак, ребята, приступаем к исследованию
- Возьмите контейнеры с ветками деревьев и рассмотрите их.
Ветку какого дерева вы узнали? (ответы детей: ветку ели)
- А вторую ветку кто-нибудь узнал?
- Это ветка кедра.
- Чем похожи и чем отличаются ветки деревьев друг от друга? Посмотрите пожалуйста внимательно.
(ответы детей)
Вывод: Да, ребята вы правильно рассуждаете: ветка ели, и ветка кедра похожи по цвету: они обе зелённого цвета и у них у обоих листья игольчатой формы. Отличаются ветки длинной хвои: у кедра хвоя длинная, а у ели короткая.
Хвоя кедра выделяет пахучее вещество, которое убивает микробы. Значит, кедр очищает воздух, и заботиться о нашем здоровье.
- Воспитатель. А теперь возьмите контейнеры с шишками. Здесь лежат две шишки.
- Кто покажет нам еловую шишку? Возьмите её в руки.
- Расскажите, какая она? (маленькая, овальной формы, продолговатая)
Возьмите в руку вторую шишку.
- Чья она? (кедра, кедровая)
- Чем шишка кедра отличается от еловой? (она больше, чем еловая, округлой формы)
Вывод: Вы, ребята, правильно заметили, что еловая шишка маленькая и овальной формы, а кедровая побольше и округлой формы.
- Воспитатель. В третьем контейнере лежат семена кедра, знакомые вам орешки. Ядра ореха богаты витаминами и маслом.
- Как вы думаете, что произойдёт с листом бумаги, если на нём раздавить зёрнышко ореха? (ответы детей)
-Давайте попробуем это сделать.
- Возьмите листок бумаги, положите перед собой, а теперь возьмите одно семечко и раздавите большим пальцем на бумаге.
- Что появилось на бумаге? (жирное пятно)
- А если раздавить много зёрен, что получится? (кедровое масло)
Вывод: Итак, ребята, мы сами увидели, что кедровый орех очень богат маслом. Из него отжимают кедровое масло и изготавливают лекарства. В кедровых орешках ещё много витаминов, поэтому их любят не только люди, но и животные, птицы. Какие вы у меня молодцы из вас получаться замечательные исследователи.
Вот сколько интересного и полезного мы узнали о кедре. А теперь надо возвращаться домой.
Голос Хозяина гор (аудиозапись)
Я прощаюсь с вами, дорогие ребята! Надеюсь, вам понравилось у меня в гостях, и вы много узнали о красавце-кедре и его полезных свойствах. Я приготовил вам семена, из которых вырастите много красивых кедров. И вокруг вашего детского сада будет всегда свежий воздух, наполненный ароматом хвои. Удачи вам!
(Звучит алтайская народная музыка, ворота закрываются)
- А теперь сядем на свои лошадки и спустимся с перевала.
( дети садятся на свои лошадки и спускаются)(под фонограмму песни « Аттар» ( Лошадки») Э.Теркишева
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Наше путешествие подошло к концу.
-Где мы сегодня побывали?
-Что вы узнали о кедре?
(ответы детей)
Ребята, мы сегодня узнали, что кедр-гордость Алтая, оно красивое, сильное и выносливое дерево. Он очень полезен. Хвоя кедра, выделяет пахучее вещество, которое очищает воздух. Из кедровых орехов отжимают масло, где есть много витаминов. Кедровыми орехами питаются не только люди, но и животные, птицы.
- А теперь колокольчик зазвенит у того, кому понравилось наше путешествие. ( дети звенят в колокольчики)
-Вы можете рассказать своим друзьям о кедре, а возле садика мы посадим семена, из которых вырастут много кедров.
- Мне очень приятно было с вами путешествовать. До скорой встречи!
Приложение №1
Легенда о кедре
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись,ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило,чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор.Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоящим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может больше стоять.-Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом вчера?-удивленно заметил молодой кедр.Я упал бы еще вчера,- ответил старый кедр,- но подо мной лег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр,поднялся, крепко обнял его когда-то могучий ствол, и отошел в сторону. Тут же закочался старый кедр и со вздохом облегченно упал на землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...
экологическая сказка для детей "О маленьком кедре"
Экологическая сказка, воспитывающего характера в которой рассказывается как опасен для лесных жителей пожар....
ОД в рамках проекта «Парк моей мечты» в старшей группе - «Кедр в гостях у ребят».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной образовательной деятельности с детьми:Описание: занятие ориентировано для детей старшей группы, включает элементы продуктивной деятельности. Занятие ...
Родительский клуб "Кедр"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
Конспект ОД Ознакомление с окружающим миром: "Кедр-Великан Алтая!"
- Ребята, сегодня нас ждёт интересная работа. А о предмете нашей работы вы узнаете, когда отгадаете загадку.«Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом - Ч...
«Кедр-гордость Алтая»
Цель: Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе.Дать представление о значении ели в жизни человека обитателей леса и использовании этого дерева человеком....
" Кедр-гордость Алтая"
ННОД по познавательному развитию для дошкольников старшей группы. Расширение представления детей о дереве Кедр,о его строении, основных жизненных функциях: растение дышит всем частями, поварачивают ли...