Кедр - гордость Алтая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ойношева Аня Ивановна

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, классных руководителей, учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_posledn_kedr.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кырлыкская средняя                          общеобразовательная школа» структурное подразделение «Кырдлыкский детский сад»

Кедр-гордость Алтая

                                                                                            Автор разработки:

                                                                                     Ойношева А.И, воспитатель вкк

Кырлык  2016

 Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме « Кедр-гордость Алтая »

Автор конспекта ННОД: Ойношева Аня Ивановна СП ДОУ«Кырлыкский детский сад » с. Кырлык»

             Цель НОД: развитие познавательно-речевой активности у детей в совместной игровой деятельности. 

Задачи приоритетной образовательной области:

«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми,  сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.

            «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

 Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации,  мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать друг друга, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, переживать печаль и радость . 

Оборудование: колокольчики,, макет кедра и ели, пенечки на каждого ребенка ,нарукавники, сумочки для телефонов с семенами на каждого ребенка, предметные картинки с изображением зверей и птиц своего региона, ИКТ-слайд вершины перевала, и Хозяин горы- аудиозапись.

         Целевые ориентиры:          Ребенок владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания

умение слушать друг друга, активно взаимодействует со сверстниками, умеет объединяться  в команды.  развита  мелкая моторика и координация движений, может управлять и контролировать свои

движения,  проявляет любознательность, овладевает основными культурны ми способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ВД – игре, общении, развита чувство цвета, формы и творческие способности.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) 

                                    Содержание ННОД

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас!

-Ой ,что за чудо -колокольчики ?

( обращаю внимание на необычные колокольчики)

  -Чудо -колокольчики хотят узнать , какое у вас настроение сегодня.    

( начинаю с себя)

-У меня настроение чудесное.

(дети по очереди отвечают, при этом звенят в колокольчик.)

-А теперь колокольчик зазвенит у того, кто будет сегодня самым вежливым и доброжелательным.

(дети звенят в колокольчик.)

-И все вместе сохраним наше хорошее настроение до конца нашей встречи. --Ребята, хотите совершить путешествие на горный перевал?

( ответы детей)

- Как  следует одеться и почему?

( проводится тактильный  массаж: «Оденем брюки, шубу, шапку, валенки, шарф, варежки»)Умницы!

-А на чем можно добраться дети на перевал? Конечно, на лошадях на гору подниматься легче, тогда выберите себе лошадку, встаньте дети парами кто с кем хочет и в путь!

  ( Звучит алтайская народна музыка

 « Аттар» Э.Теркишева, дети скачут на лошадях)

- Трр-трр! А дальше нам надо идти пешком, потому что, нам предстоит подняться высоко на вершину перевала, нужно идти осторожно, не наталкиваясь друг на друга.  

 -Представьте дети, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

(  Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем)

Вокруг белым бело. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.

( Идут, высоко поднимая ноги)

Перед нами густой кустарник.

( Раздвигают руками воображаемые ветки)

                      .

- « Что за чудо-красота!

  Расписные ворота появились на пути!

   В них ни въехать , ни войти»

- А как открыть эту чудную дверь и как пройти в лес?

(дети рассуждают, обращают внимание на колокольчик в дверях и звенят) –

4. Аудиозапись « Здравствуйте дети! Рад видеть вас у себя в лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. Я очень беспокоюсь. Отгадайте, загадку, и откроются мои ворота: .

( загадка о кедре)

Он украшение тайги

Его мне вспомнить помоги

Ведь часто, и без всякой спешки,

Грызем вкуснейшие орешки.

( Дети отгадывают загадку, и ворота открываются, где на слайде стоит величавый кедр и макеты кедров)

- До чего ж красив кедровый лес! Заботится Хозяин гор о своих питомцах. А какой воздух в лесу. Чистый, морозный , накоплен ароматом хвои. Как легко и приятно дышится рядом с кедром! Ребята насладимся свежим воздухом, ведь он полезен для нашего организма.

( Проводится дыхательная гимнастика)

( Дети встают в круг, медленно поднимают, а затем опускают руки, глубоко вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот.)

Превосходно! Давайте, ребята присядем на пенечки и отдохнем.

- А что вы знаете о лесном красавце- кедре? Посмотрите, какой он красивый, стройный, величавый.

  -Да ребята, кедр - хвойное вечнозеленое дерево. У него листья в виде иголок,

они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Смола кедра приятно пахнет. Особенно нарядна она зимой , когда среди голых деревьев пушистая и зеленая.  Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит , дарит людям здоровье.

 Кедр - очень сильное и выносливое дерево. Об этом я хочу рассказать вам алтайскую народную легенду.

(на фоне алтайской народной музыки « Хаан-Алтай», рассказывание легенды   « Кедр и человек»

-Понравилась ли  вам легенда?

- Ребята, вы согласны, что кедр- выносливое и сильное дерево?

( ответы детей)

      Пластический этюд  «Я - дерево» проводится под сопровождением спокойной музыки.

( - Давайте дети представим себя деревцами, вросшим корнями в землю, тянувшимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении ветра)

- Какие стройные, красивые деревья у вас получились! Замечательно!

 

    -А теперь, я приглашаю вас в лесную лабораторию, где мы узнаем о кедре и его свойствах. Одевайте юные исследователи « нарукавники», это наша спецодежда, чтобы не уколоться и не пораниться. Занимайте места, там, где вам удобно и с кем вам хочется. Нельзя ничего пробовать на вкус, действовать нужно только после моего объяснения, договорились?

( дети делятся на микрогруппы по симпатиям)

Основная часть (содержательный этап)

   

-Итак, ребята, приступаем к исследованию  

  1.  Возьмите контейнеры с ветками деревьев и рассмотрите их.

 Ветку    какого дерева вы узнали? (ответы детей: ветку ели)

- А вторую ветку кто-нибудь узнал?

- Это ветка кедра.

- Чем похожи и чем отличаются ветки деревьев друг от друга? Посмотрите  пожалуйста внимательно.

(ответы детей)

Вывод: Да, ребята вы правильно рассуждаете: ветка ели, и ветка кедра похожи по цвету: они обе зелённого цвета и у них у обоих листья игольчатой формы. Отличаются  ветки длинной хвои: у кедра хвоя длинная, а у ели короткая.

Хвоя кедра выделяет пахучее вещество, которое убивает микробы. Значит, кедр очищает воздух, и заботиться о нашем здоровье.

  1. Воспитатель. А теперь возьмите контейнеры с шишками. Здесь лежат две шишки.

- Кто покажет нам еловую шишку? Возьмите её в руки.  

- Расскажите, какая она? (маленькая, овальной формы, продолговатая)

Возьмите в руку вторую шишку.

- Чья она? (кедра, кедровая)

- Чем шишка кедра отличается от еловой? (она больше, чем еловая, округлой формы)

Вывод: Вы, ребята, правильно заметили, что еловая шишка маленькая и  овальной формы, а кедровая побольше и округлой формы.

  1. Воспитатель. В третьем контейнере лежат семена кедра, знакомые   вам орешки. Ядра ореха богаты витаминами и маслом.

          - Как вы думаете, что произойдёт с листом бумаги, если на нём раздавить зёрнышко ореха? (ответы детей)

-Давайте попробуем это сделать.

 - Возьмите листок бумаги, положите перед собой, а теперь возьмите одно семечко и раздавите  большим пальцем на бумаге.

          - Что появилось на бумаге? (жирное пятно)   

          - А если раздавить много зёрен, что получится? (кедровое масло)   

 Вывод: Итак, ребята, мы сами увидели, что кедровый орех очень богат маслом. Из него отжимают кедровое масло и изготавливают лекарства.  В кедровых орешках ещё много витаминов, поэтому  их любят  не только люди, но и животные, птицы. Какие вы у меня молодцы из вас получаться замечательные исследователи.

 Вот сколько интересного и полезного мы узнали о кедре. А теперь надо возвращаться домой.

        Голос Хозяина гор (аудиозапись) 

 Я прощаюсь с вами, дорогие ребята! Надеюсь, вам понравилось у меня в  гостях, и вы много узнали о красавце-кедре и его полезных свойствах.  Я приготовил вам семена, из которых вырастите много красивых кедров. И вокруг вашего детского сада будет всегда  свежий воздух, наполненный ароматом хвои. Удачи вам!

(Звучит алтайская народная музыка, ворота закрываются)

- А теперь сядем на свои лошадки и спустимся с перевала.

        ( дети садятся на свои лошадки и спускаются)(под фонограмму песни « Аттар» ( Лошадки») Э.Теркишева

 

 Заключительная  часть (рефлексивный этап)

  Наше путешествие подошло к концу.        

     -Где мы сегодня побывали?        

               -Что вы узнали о кедре?

        (ответы детей)

Ребята, мы сегодня узнали, что кедр-гордость Алтая, оно красивое, сильное и выносливое дерево. Он  очень полезен. Хвоя кедра, выделяет пахучее вещество, которое очищает воздух. Из кедровых орехов  отжимают масло, где есть много витаминов. Кедровыми орехами питаются не только люди, но и животные, птицы.

      - А теперь колокольчик зазвенит у того, кому понравилось наше путешествие.  ( дети звенят в колокольчики)

-Вы можете рассказать своим друзьям о кедре, а возле садика мы посадим семена, из которых вырастут  много кедров.

- Мне очень приятно было с вами путешествовать. До скорой встречи!

Приложение №1

Легенда о кедре

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился  на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись,ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило,чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор.Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоящим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может больше стоять.-Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом вчера?-удивленно заметил молодой кедр.Я  упал бы еще вчера,- ответил старый кедр,- но подо мной лег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр,поднялся, крепко обнял его когда-то могучий ствол, и отошел в сторону. Тут же закочался старый кедр и со вздохом облегченно упал на землю.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...

экологическая сказка для детей "О маленьком кедре"

Экологическая сказка, воспитывающего характера в которой рассказывается как опасен для лесных жителей пожар....

ОД в рамках проекта «Парк моей мечты» в старшей группе - «Кедр в гостях у ребят».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной  образовательной деятельности с детьми:Описание: занятие ориентировано для детей старшей группы, включает элементы продуктивной деятельности. Занятие ...

Родительский клуб "Кедр"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Конспект ОД Ознакомление с окружающим миром: "Кедр-Великан Алтая!"

- Ребята, сегодня нас ждёт интересная работа. А о предмете нашей работы вы узнаете, когда отгадаете загадку.«Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом - Ч...

«Кедр-гордость Алтая»

Цель: Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе.Дать представление о значении ели в жизни человека обитателей леса и использовании этого дерева человеком....

" Кедр-гордость Алтая"

ННОД по познавательному развитию для дошкольников старшей группы. Расширение представления детей о дереве Кедр,о его строении, основных жизненных функциях: растение дышит всем частями, поварачивают ли...