" Кедр-гордость Алтая"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ойношева Аня Ивановна

ННОД по познавательному развитию для дошкольников старшей группы. Расширение представления детей о дереве Кедр,о его строении, основных жизненных функциях: растение дышит всем частями, поварачивают листья и цветки к свету, питание получают из почвы с помощью корней. Кедр является жемчужиной и гордостью нашей Алтайской земли. Использованы здоровьесберегающие, социоигровые, ИКТ  ,технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orus_kedr_rayon.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение дошкольное образовательное учреждение

«Кырлыкский детский сад»

           

 

Кедр-гордость Алтая

                                                                                                          Автор разработки:

                                                                                     Ойношева А.И, воспитатель вкк

С Кырлык,2020 г

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме «Кедр-гордость Алтая»

Автор конспекта ННОД: Ойношева Аня Ивановна, воспитатель вкк, СП ДОУ «Кырлыкский детский сад» с. Кырлык

             Цель ННОД: развитие познавательно-речевой активности у детей в совместной игровой деятельности. 

Задачи приоритетной образовательной области:

«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.

            «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

 Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать друг друга, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, переживать печаль и радость. 

Оборудование: колокольчики, макет кедра и ели, пенечки на каждого ребенка, нарукавники, сумочки для телефонов с семенами на каждого ребенка, предметные картинки с изображением зверей и птиц своего региона, ИКТ-слайд вершины перевала, и Хозяин горы- аудиозапись.

         Целевые ориентиры:      Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для   построения речевого высказывания

умение слушать друг друга, активно взаимодействует со сверстниками, умеет объединяться в команды.  развита мелкая моторика и координация движений, может управлять и контролировать свои движения, проявляет любознательность, овладевает основными культурны ми способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ВД – игре, общении, развита чувство цвета, формы и творческие способности.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

                                    Содержание ННОД

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас!

-Ой, что за чудо -колокольчики?

(обращаю внимание на необычные колокольчики)

  -Чудо -колокольчики хотят узнать, какое у вас сегодня настроение.    

(начинаю с себя)

-У меня настроение чудесное.

(дети по очереди отвечают, при этом звенят в колокольчик.)

-А теперь колокольчик зазвенит у того, кто будет сегодня самым вежливым и доброжелательным.

(дети звенят в колокольчик.)

-И все вместе сохраним наше хорошее настроение до конца нашей встречи. --Ребята, хотите совершить путешествие на горный перевал?

(ответы детей)

- Как следует одеться и почему?

(проводится тактильный массаж: «Оденем брюки, шубу, шапку, валенки, шарф, варежки») Умницы!

-А на чем можно добраться дети на перевал? Конечно, на лошадях на гору подниматься легче, тогда выберите себе лошадку, встаньте дети парами кто с кем хочет и в путь!

  (Звучит алтайская народна музыка

 «Аттар» Э.Теркишева, дети скачут на лошадях)

- Трр-трр! А дальше нам надо идти пешком, потому что, нам предстоит подняться высоко на вершину перевала, нужно идти осторожно, не наталкиваясь друг на друга.  

 -Представьте дети, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

(Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем)

Вокруг белым бело. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.

(Идут, высоко поднимая ноги)

Перед нами густой кустарник.

(Раздвигают руками воображаемые ветки)

                      .

- «Что за чудо-красота!

  Расписные ворота появились на пути!

   В них ни въехать, ни войти»

- А как открыть эту чудную дверь и как пройти в лес?

(дети рассуждают, обращают внимание на колокольчик в дверях и звенят)

 Аудиозапись: (« Хозяин гор») «Здравствуйте дети! Рад видеть вас у себя в лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. Я очень беспокоюсь. Отгадайте, загадку, и откроются мои ворота:

(загадка о кедре)

Он украшение тайги

Его мне вспомнить помоги

Ведь часто, и без всякой спешки,

Грызем вкуснейшие орешки.

(Дети отгадывают загадку, ворота открываются, где на слайде стоит величавый кедр и макеты кедров)

- До чего ж красив кедровый лес! Заботится Хозяин гор о своих питомцах. А какой воздух в лесу. Чистый, морозный, накоплен ароматом хвои. Как легко и приятно дышится рядом с кедром! Ребята, хотите насладиться свежим воздухом, ведь он полезен для нашего организма.

(Проводится дыхательная гимнастика на фоне спокойной музыки)

(Дети встают в круг, медленно поднимают, а затем опускают руки, глубоко вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот.)

Превосходно! Ребята хотите отдохнуть? Тогда присядем на пенечки и отдохнем. (проводится беседа)

- А что вы знаете о лесном красавце- кедре? Посмотрите, какой он красивый, стройный, величавый.

  -Да ребята, кедр - хвойное вечнозеленое дерево. У него листья в виде иголок, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Смола кедра приятно пахнет. Особенно нарядна она зимой, когда среди голых деревьев пушистая и зеленая.  Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье.

 Кедр - очень сильное и выносливое дерево. Об этом я хочу рассказать вам алтайскую народную легенду.

(на фоне алтайской народной музыки «Хаан-Алтай», рассказывание легенды «Кедр и человек»

-Понравилась вам легенда?

- Ребята, вы согласны, что кедр- выносливое и сильное дерево?

(ответы детей)

      Пластический этюд «Я - дерево» проводится под сопровождением спокойной музыки.

(- Давайте дети представим себя деревцами, вросшим корнями в землю, тянувшимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении ветра)

- Какие стройные, красивые деревья получились! Замечательно!

 

    -А теперь, я приглашаю вас в лесную лабораторию, где мы узнаем о кедре и его свойствах. Одевайте юные исследователи «нарукавники», это наша спецодежда, чтобы не уколоться и не пораниться. Занимайте места, там, где вам удобно и с кем вам хочется. Все мы знаем, что нельзя ничего пробовать на вкус, действовать нужно только после моего объяснения, договорились?

(дети делятся на микрогруппы по симпатиям)

Основная часть (содержательный этап)

   

-Итак, ребята, приступаем к исследованию  

  1.  Возьмите контейнеры с ветками деревьев и рассмотрите их.

 Ветку    какого дерева вы узнали? (ответы детей: ветку ели)

- А вторую ветку кто-нибудь узнал?

- Это ветка кедра.

- Чем похожи и чем отличаются ветки деревьев друг от друга? Посмотрите пожалуйста внимательно.

(ответы детей)

Вывод: Да, ребята вы правильно рассуждаете: ветка ели, и ветка кедра похожи по цвету: они обе зелённого цвета и у них у обоих листья игольчатой формы. Отличаются ветки длинной хвои: у кедра хвоя длинная, а у ели короткая.

Хвоя кедра выделяет пахучее вещество, которое убивает микробы. Значит, кедр очищает воздух, и заботиться о нашем здоровье.

  1. Воспитатель. А теперь возьмите контейнеры с шишками. Здесь лежат две шишки.

- Кто покажет нам еловую шишку? Возьмите её в руки.  

- Расскажите, какая она? (маленькая, овальной формы, продолговатая)

Возьмите в руку вторую шишку.

- Чья она? (кедра, кедровая)

- Чем шишка кедра отличается от еловой? (она больше, чем еловая, округлой формы)

Вывод: Вы, ребята, правильно заметили, что еловая шишка маленькая и овальной формы, а кедровая побольше и округлой формы.

  1. Воспитатель. В третьем контейнере лежат семена кедра, знакомые   вам орешки. Ядра ореха богаты витаминами и маслом.

          - Как вы думаете, что произойдёт с листом бумаги, если на нём раздавить зёрнышко ореха? (ответы детей)

-Давайте попробуем это сделать.

 - Возьмите листок бумаги, положите перед собой, а теперь возьмите одно семечко и раздавите большим пальцем на бумаге.

          - Что появилось на бумаге? (жирное пятно)  

          - А если раздавить много зёрен, что получится? (кедровое масло)    

 Вывод: Итак, ребята, мы сами увидели, что кедровый орех  богат маслом. Из него отжимают кедровое масло и изготавливают лекарства.  В кедровых орешках ещё много витаминов, поэтому их любят не только люди, но и животные, птицы. Какие вы у меня молодцы из вас получаться замечательные исследователи.

 Вот сколько интересного и полезного мы узнали о кедре. А теперь надо возвращаться домой.

        Голос Хозяина гор: (аудиозапись) 

«Я прощаюсь с вами, дорогие ребята! Надеюсь, вам понравилось у меня в гостях, и вы много узнали о красавце-кедре и его полезных свойствах.  Я приготовил вам семена, из которых вырастите много красивых кедров. И вокруг вашего детского сада будет всегда свежий воздух, наполненный ароматом хвои. Удачи вам»

(Звучит алтайская народная музыка, ворота закрываются)

- А теперь сядем на свои лошадки и спустимся с перевала.

        (дети садятся на свои лошадки и спускаются под фонограмму песни «Аттар» («Лошадки») Э.Теркишева

 

 Заключительная часть (рефлексивный этап)

  Наше путешествие подошло к концу.        

     -Где мы сегодня побывали?        

               -Что вы узнали о кедре?

        (ответы детей)

Ребята, мы сегодня узнали, что кедр-гордость Алтая, оно красивое, сильное и выносливое дерево. Он очень полезен. Хвоя кедра, выделяет пахучее вещество, которое очищает воздух. Из кедровых орехов отжимают масло, где есть много витаминов. Кедровыми орехами питаются не только люди, но и животные, птицы.

      - А теперь колокольчик зазвенит у того, кому понравилось наше путешествие.  (дети звенят в колокольчики)

-Вы можете рассказать своим друзьям о кедре, а возле садика мы посадим семена, из которых вырастут много кедров.

- Мне очень приятно было с вами путешествовать. До скорой встречи!

Приложение №1

Легенда «Кедр и человек»

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило, чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоящим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может больше стоять. -Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом вчера? -удивленно заметил молодой кедр. Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной лег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял его когда-то могучий ствол, и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегченно упал на землю.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша Родина - Алтай"

Праздник для детей подготовительной к школе группе...

Проект "Мой край Алтай"

Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, посвященный  75-летию Алтайского края...

Конспект занятия "Золотое озеро Горного Алтая"

Формирование представления о разнообразии природы Горного Алтая, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе....

Проект "Птицы Алтая"

Закрепление у детей представлений о птицах  Алтайского  края...

Кедр - гордость Алтая

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, классных руководителей, учителей начальных классов...

«Кедр-гордость Алтая»

Цель: Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе.Дать представление о значении ели в жизни человека обитателей леса и использовании этого дерева человеком....