Обучение детей умению решать проблемные ситуации
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зюбина Наталья Ивановна

Методическая разработка  для обучения  детей старшего дошкольного возраста умению решать проблемные ситуации с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_zyubina.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей умению решать проблемные ситуации.

Цель - развитие нелинейного мышления, необходимого для оперирования сетями проблем, противоречий, параметров.  

Обучение детей умению решать проблемные ситуации начинают с 4-х летнего возраста.  При решении проблемной ситуации основное место занимает работа с противоречием. Основное средство обучения - это система творческих заданий. Они состоят из трех групп:

Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.

Творческие задания на обучение формулировке противоречий.

Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.

Творческие задание на формирование у дошкольников чувствительности к противоречиям.

Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к объектам, описанным в художественной литературе. Работу целесообразно строить в два этапа.

Цель I этапа -научить детей находить слова – антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово – играющие, произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами, игры «Наоборот», «Пинг-понг», «Угадай противоположность», «Где прячется противоположность», «Кто (что) это может быть». С 4-х лет детям предлагают только прилагательные и существительные.  После их освоения предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию. С 5-ти лет детям предлагаются вразброс разные части речи.  В задания вводятся наречия. С 6-ти лет педагог просит детей назвать противоположные по значению определенные части речи. Игра может идти как соревнование.

Темп заданий должен быть достаточно быстрый. Необходимо организовать коллективное обсуждение антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно. Включать творческие задания можно: как часть другой игры; в режимные процессы; как часть НОД.

Цель II этапа – учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие.

 В 4 года дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару, играющие должны найти эти свойства у объекта и объяснить их наличие (у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые). Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне «хорошо – плохо».

 В 5 лет дети получают картинки с изображением объекта и должны сами найти противоположные значения признака, с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования.

С 6 лет ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие – ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются. Например: Красная Шапочка – она серьезная и легкомысленная.

Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий.

Цель этапа - научить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований. Это игры - «Объяснялки», «Хорошо-плохо», «Поиграем», «Скажи, почему объект должен быть таким и другим»;

Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий.

Цель этапа - научить детей при решении творческой задачи наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований (согласно способам разрешения противоречия).

Творческие задания на осознание способа разрешения противоречий.

Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Детям дается задание на разрешение проблемной ситуации. Какая команда даст как можно больше решений – та и побеждает. Вначале дети предлагают способы решения, основываясь на личном опыте, далее знакомятся с приемами разрешения противоречий.

Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач, надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как осознать прием, с помощью которого это производится.

В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:

  1. В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).
  2. Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).
  3. В системе (одно значение признака в части объекта, другое – во всем объекте).
  4. В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом – противоположное).
  5. На микроуровне, изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).
  6. По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).
  7. Антисистема (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять антифункцию, или наделяется антисвойством).
  8. Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое – в других объектах).
  9. Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).

После осознания способов разрешения противоречий детей знакомят с алгоритмом  АРИЗ.

Шаг 1.   Предварительное описание проблемной ситуации, неясность ситуации; набор объектов.

Шаг 2.  Вычленение из проблемой ситуации конкретной задачи. Выявление основных объектов, их признаков. Как быть? Что делать?

Шаг 3.  Построение модели конкретной задачи. Формулировка противоречия.

Шаг 4.  Построение абстрактной модели решения задачи. ИКР - сам объект делает то, что мы хотим.

Шаг 5.  Выявление ресурсов объекта, в конкретное место, в конкретное

время задействовать конкретные ресурсы

Шаг 6.  Формулировка подзадач, из конкретного решения убирается

ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

Шаг 7.  Далее с шага №3 идет повторение.

Литература

  1. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников ДОУ, стр. 109.
  2. Сидорчук Т.А, Хоменко Н.Н. Обучение детей 3-7 лет работе с проблемами средствами ОТСМ-ТРИЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по обучению детей умению общаться

Памятки длдя родительского уголка...

Экспресс – семинар «Обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности»

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...

Методические рекомендации "Обучение детей умению решать изобретательские задачи"

quot;Обучение детей умению решать изобретательские задачи"...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

«Кейс и LEGO: развитие логического мышления и коммуникативных способностей детей через решение проблемных ситуаций».

        Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского ...