Методические рекомендации "Обучение детей умению решать изобретательские задачи"
методическая разработка по окружающему миру

Зюбина Наталья Ивановна

"Обучение детей умению решать изобретательские задачи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problemy_mo.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей умению решать изобретательские задачи

Обучение детей умению решать изобретательские задачи начинают с 4-х летнего возраста.  При решении изобретательской задачи основное место занимает работа с противоречием. Основное средство обучения - это система творческих заданий. Они состоят из трех групп:

Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.

Творческие задания на обучение формулировке противоречий.

Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий. 

Творческие задание на формирование у дошкольников чувствительности к противоречиям.

Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к объектам, описанным в художественной литературе.

Работу целесообразно строить в два этапа.

Цель I этапа -научить детей находить слова – антонимы.

Основное действие:

Ведущий называет слово – играющие, произносят антонимическую пару.

Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами, игры «Наоборот», «Пинг-понг», «Угадай противоположность», «Где прячется противоположность», «Кто (что) это может быть».

С 4-х лет детям  предлагают только  прилагательные и существительные. Например: хороший - плохой, умный - глупый, твердый – мягкий, правда – ложь, незнайка – знайка и др.  После их освоения предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию. Например: лечь – встать, плакать – смеяться и др.

 С 5-ти лет детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Например: редкий - густой (отвечает на вопрос какой?); работа – отдых (что?); бежит – лежит (что делает?) и т.д.

В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос «Как?» - указывать. Например: тяжело – легко, широко – узко и др.

Ребенок – (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", пусть его поправляют дети.

С 6-ти лет педагог просит детей назвать противоположные по значению определенные части речи. Игра может идти как соревнование. Например: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики – глаголы (действия, слова с вопросом что делают?).

Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками. Например: Сказка «Золушка». Мачеха жестокая, а Золушка – добросердечная. Сестры – бездельницы, а Золушка – труженица.

Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар , подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей. Темп заданий должен быть достаточно быстрый. Необходимо организовать коллективное обсуждение антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно. Включать творческие задания можно:

как часть другой игры («Жмурки» - поймали - назови слова, противоположные по значению); в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);как часть какого - либо занятия (математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая).

Цель II этапа – учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

Основное действие:

ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они «прячутся».

 В 4 года дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару,  играющие должны найти эти свойства у объекта и объяснить их наличие. Например: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий – твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.

Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне «хорошо – плохо». Например: верх у щетки твердый – это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног – можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий – это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо – быстро стирается щетина.

 В 5 лет дети получают картинки с изображением объекта и должны сами найти противоположные значения признака, с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования. Например: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой – с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.

Ведущий предлагает обсудить какой - либо признак и найти ротивоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют. Например: ведущий называет признак «цвет», играющие называют противоположности: бесцветный – цветной, черный – белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).

С 6 лет ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие – ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются. Например: Красная Шапочка – она серьезная и легкомысленная. Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака (надо назвать и признак). Например: объект – книга. Первый ребенок: «Она мягкая и твердая по материалу», передается книга другому ребенку. Ответ второго: «Она светлая и темная по цвету», передается третьему: «Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать» и т.д.

Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий.

Цель этапа:  - научить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований. Это игры– «Объяснялки», «Хорошо-плохо», «Поиграем», «Скажи, почему объект должен быть таким и другим»;

С 4-х лет проводится  игра «Объяснялки». Детям предлагается картинка с изображением объекта (например,  изображены ботинки). Воспитатель: «Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает» (ботинки  - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение – объясни для кого это свойство нужно. Например: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а дождь хочет их мокрыми сделать.

5 лет. Игра «Где прячется противоположность?». Творческой задание учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность. Например:

Ведущий: «Дерево. Где прячется противоположность?» (листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая,  листья гладкие). Или: «Зонтик. Где прячется противоположность?» (тент – мягкий, а ручка – твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).  «Объяснялку» надо проводить по свойствам рукотворного объекта.

Подбирать объекты лучше с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка – и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).

6 лет. Творческое задание по типу «Объяснялка» проводится на активном уровне. Ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий ребенок самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий  и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его). Итог «объяснялки»: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра – гибким.

Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий.

Цель этапа - научить детей при решении творческой задачи наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований (согласно способам разрешения противоречия).

Творческие задания на осознание способа разрешения противоречия (для детей 5-7 лет).

Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Детям дается задание на разрешение проблемной ситуации. Какая команда даст как можно больше решений – та и побеждает. Вначале дети предлагают способы решения, основываясь на личном опыте, далее знакомятся с приемами разрешения противоречий.

Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач,  надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как осознать прием, с помощью которого это производится.

В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:

  1. В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).
  2. Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).
  3. В системе (одно значение признака в части объекта, другое – во всем объекте).
  4. В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом – противоположное).
  5. На микро уровне,  (изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).
  6. По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).
  7. Антисистема (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять антифункцию, или наделяется антисвойством).
  8. Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое – в других объектах).
  9. Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).

После  осознания способов разрешения противоречий детей знакомят с алгоритмом  АРИЗ.

Шаг 1.   Предварительное описание проблемной ситуации, неясность ситуации; набор объектов.

Шаг 2.  Вычленение из проблемой ситуации конкретной задачи. Выявление основных объектов, их признаков. Как быть? Что делать?

Шаг 3.  Построение модели конкретной  задачи. Формулировка противоречия.

Шаг 4.  ИКР. Сам ОБЪЕКТ делает то, что мы хотим.

Шаг 5.  Выявление ресурсов объекта, в конкретное место, в конкретное

время задействовать конкретные ресурсы

Шаг 6.  Формулировка подзадач, из конкретного решения убирается

ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).


Приложения

Приложение 1: Словарик антонимов

1. Существительные:

Карлик – гигант;

Приобретение-трата;

Яма-бугор;

Тишина-гвалт;

Разрешение-запрет;

Оригинал-копия;

Одиночка-ватага;

Богач-бедняк;

Большинство - меньшинство;

Восток-запад;

Встреча-разлука;

Голова-хвост;

Взлет-падение;

Друг-враг;

Жизнь-смерть.

Скромник - нахал;

Жара-стужа;

Вопрос-ответ;

Доброта-злоба;

Прибыль-убыток;

Посадка-взлет;

Беззаконие-закон;

Мать-мачеха;

Конец-начало;

Бездарность-талант;

Изобилие-голод;

2. Глаголы

Бодрствовать - спать;

Заговорил-умолк;

Белеть-чернеть;

Богатеть-беднеть;

Брать-отдавать;

Возникать-исчезать;

Вставать - ложиться;

Вспыхивать- гаснуть;

Встречать-провожать;

Входить-выходить;

Выигрывать-проигрывать;

Гордиться-стыдиться;

Заболевать-выздоравливать;

Забывать - вспоминать;

Завязывать- развязывать;

Замедлять-ускорять;

Запрещать-разрешать.

3. Прилагательные.

Грязный - чистый;

Искусственный - естественный;

Трусливый - смелый;

Мягкий - твердый;

Грубый - нежный;

Замкнутый - открытый;

Слабый - сильный;

Светлый - темный;

Густой - редкий;

Благородный - подлый;

Ближний - дальний.

4. Наречие.

Шагом – бегом;

Весело – грустно, мрачно, печально, тоскливо;

Вместе – отдельно;

Далеко – близко;

Легко – тяжело;

Узко – широко;

Высоко – низко;

Глубоко – мелко;

Светло – темно;

Мокро – сухо;

Грустно  – весело;

Безобразно – красиво;

Глупо – умно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

-Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

Обучение детей умению решать проблемные ситуации

Методическая разработка  для обучения  детей старшего дошкольного возраста умению решать проблемные ситуации с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ....

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"

Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...

Методические рекомендации обучению детей 3 - 7 лет ходьбе на лыжах.

Методические рекомендации обучению детей  3 - 7 лет ходьбе на лыжах....

Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

    Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом...