Игровая обучающая ситуация «Зимнее путешествие на Северный Полюс»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пятакова Ирина Евгеньевна

Игровая обучающая ситуация «Зимнее путешествие на Северный Полюс»

Тип игровой ситуации: путешествие

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Животный мир»

Задачи:

Познавательное развитие: познакомить детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в тех краях, их приспособленностью к трудным условиям жизни. Дать представление об их жизни в зимний период. Дать представление о том, что белый медведь охраняется всеми государствами.

Речевое развитие: продолжать формировать грамматически правильную речь, умение вести диалог.

Физическое развитие: закрепить умение двигаться в соответствии с указаниями воспитателя

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы и приёмы: практические, наглядные, словесные

. Практические: игры малой подвижности «Едем в аэропорт», «Пройди по следу».

Наглядные: демонстрация слайдов, просмотр фрагментов из мульфильма «Умка».

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, рассуждения, ответы детей

Материал и оборудование: - детские стулья по количеству детей, - мультимедийное устройство, - 2 плюшевых медведя: большой и маленький, - презентация, - стол, - 2 телефона - глобус - энциклопедия «Я познаю мир» - штурвал - пилотка для стюардессы, - фуражка лётчика, - музыкальное сопровождение (гул взлетающего самолета, музыка для релаксации), - аудиозапись «Голос из аэропорта», - мультфильм «Умка» - Фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы.

Содержание:

Воспитатель рассказывает детям о том, что когда она была маленькой, очень любила играть в путешествие. Сегодня ей очень захотелось совершить путешествие вместе с ребятами. Спрашивает, хотят ли дети отправиться в путешествие? Куда можно совершить путешествие? Звучит голос: «Внимание. Срочные новости!» Воспитатель вместе с детьми подходит к экрану.

На экране мультимедийного проектора появляется фрагмент из мультфильма «Умка».

Голос: «Срочные новости из аэропорта. В вертолёте учёных с Северного Полюса обнаружен маленький белый медвежонок. Кто знает, где его мама, пусть срочно позвонит по телефону 112233. Повторяем телефон: 112233»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка. Говорит, что его где-то видела, но не может вспомнить, где. Спрашивает детей, видели ли они этого медвежонка и знают ли, как его зовут? Что же могло случиться, как же он оказался в вертолёте? Говорит о том, что маленький медвежонок сейчас очень испуган. Вокруг незнакомые места, люди, и мамы рядом нет. А мама осталась на Севере и, конечно же, сейчас очень волнуется. Что же делать, как помочь Умке?

Предлагает отправиться в путешествие на Северный Полюс, чтобы помочь Умке найти свою маму.

Спрашивает детей, что же нужно сделать прежде всего?

Кто запомнил телефон, по которому нужно позвонить в аэропорт?

Что мы скажем по телефону?

Подводит итог детских ответов: представимся, скажем, как зовут медвежонка, скажем, что знаем, где находится его мама и предложим свою помощь.

Спрашивает детей, кто из них хочет позвонить в аэропорт?

Воспитатель берёт роль диспетчера аэропорта: Алло! Диспетчер аэропорта слушает! Здравствуйте! Вы знаете, где находится мама медвежонка Умки? Вы сможете отвезти медвежонка к ней? Хорошо, мы предоставим вам самолёт до Северного Полюса. Ждём Вас в аэропорту.»

Воспитатель предлагает детям собираться в путь. Спрашивает, где находится Северный полюс? Предлагает найти его на глобусе.

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит глобус.

Воспитатель предлагает детям подумать, почему Северный полюс на глобусе отмечен белым цветом. Рассказывает детям о том, что наша зима очень отличается от зимы на Севере. Спрашивает, какая зима на Севере? Предлагает детям заглянуть в энциклопедию, чтобы найти в ней нужную информацию. Воспитатель читает: «Крайний Север – это далёкие края, покрытые ледяными горами, плавающими льдинами и айсбергами. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. Зима холодная, с сильными ветрами. Лето очень короткое.» Спрашивает, подойдёт ли одежда, в которую сейчас одеты дети, для путешествия на Северный Полюс? Предлагает взять тёплые вещи и сложить их в рюкзак.

Тёплые штаны возьмём мы,

Свитер и носки,

Шубу очень тёплую

И тёплые унты.

Шапку, варежки и шарфик

С собою мы возьмём.

Маленького Умку

Маме мы вернём.

Предлагает взять с собой бинокли, фотоаппараты, чтобы фотографировать всё интересное, что дети увидят. Спрашивает, все ли дети готовы? Предлагает сесть в машины и поехать в аэропорт.

Дети произвольно бегут по кругу, объезжая различные предметы.

Воспитатель предлагает поставить машины на стоянку, обращает внимание на самолёт.

Спрашивает детей о том, кто хочет быть стюардессой? Кто хочет быть командиром корабля? Кто будет штурман?

Воспитатель предлагает командиру корабля, штурману и стюардессе занять свои места.

Далее объявляет посадку на самолёт и предлагает оставшимся детям занять места пассажиров.

Воспитатель вносит игрушку – белого медвежонка.

Говорит, что Умка тоже уже здесь, он испугался и спрятался. Предлагает детям посадить медвежонка в кресло, чтобы он во время полёта смотрел в иллюминатор.

Спрашивает детей, что такое иллюминатор, а затем просит детей пристегнуть ремни и приготовиться к взлету.        

Слайд 2. Изображение и шум взлетающего самолета.

Ребёнок- стюардесса приветствует детей на борту самолёта, предлагает детям посмотреть в иллюминаторы и рассказывает о том, что в них видно. Затем говорит о том, что самолёт идёт на посадку, затем что самолёт произвёл посадку, полёт окончен и можно отстегнуть ремни.

Воспитатель предлагает детям одеться потеплее и выйти из самолёта.

Дети повязывают шарфы, надевают шапки и варежки и выходят из самолёта.

Воспитатель говорит детям о том, на Северном Полюсе сейчас зима, а значит идёт долгая полярная ночь

Слайд 3. Изображение северного сияния. Воспитатель спрашивает, как называется это природное явление и обращает внимание на его красоту.

Спрашивает детей, готовы они искать маму Умки? Говорит о том, путь труден и опасен: можно провалиться в болото; на льдинах есть большие трещины, это тоже очень опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь. Предлагает во время путешествия фотографировать животных, их следы, пейзаж, почаще смотреть в бинокли и подзорные трубы.

Дети друг за другом идут по группе.

Воспитатель обращает внимание детей на большой сугроб и говорит, что за сугробом кто-то спрятался.

Слайд 4 с изображением моржа.

Воспитатель спрашивает, как называется животное, предлагает затаиться и понаблюдать за ним.

Дети рассматривают слайд, а затем идут дальше «по сугробам».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вдалеке видны ещё животные.

Демонстрация слайдов 5,6,7,8,9 с изображением песца, тюленя, волка, оленя, морского котика.

Воспитатель спрашивает детей, каких животных они видят, кто ещё живёт на Северном полюсе и что дети знают об этих животных. Демонстрация слайдов сопровождается рассказом детей. Воспитатель обращает внимание на следы на полу. Предлагает посмотреть внимательно и сказать, чьи же они. Подводит итог - это следы медведя. Предлагает пройти по ним и посмотреть, куда они ведут. Дети идут по следам. Слайд 10 с изображением арктического пейзажа. Воспитатель обращает внимание детей на большого игрушечного медведя. Говорит, что это это мама Умки – белая медведица, что близко подходить к ней нельзя — это очень опасно. Когда Умка вырастет, он станет большим белым медведем. Спрашивает детей, что они знают про белого медведя.

 Слайд 11 с изображением белого медведя.

Воспитатель сопровождает показ слайда рассказом: «Белый медведь – житель Крайнего Севера. Ему не страшны, сильные морозы, так как у него густой длинный мех. Лапы тоже покрыты шерстью, это помогает не скользить на льду, и греет его. У него есть толстый подкожный слой жира, поэтому белый медведь может долго плавать в ледяной воде. Белые медведи охраняются нашим и другими государствами, на них нельзя охотиться. Так люди спасают медведей от вымирания.

Воспитатель обращается к игрушечному медвежонку и предлагает ему бежать к своей маме медведице.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка»

Воспитатель предлагает детям возвратиться в самолёт, занять свои места на его борту и пристегнуть ремни, потому что самолёт взлетает.

Спрашивает детей, устали ли они за время путешествия? Предлагает отдохнуть: закрыть глаза и вспомнить все то интересное, что увидели.

Слайд 12 с музыкой на релаксацию.

Ребёнок- стюардесса говорит детям, что полёт окончен.

Воспитатель предлагает детям поиграть, а потом сделать фотографии (рисунки) на память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnyy_polyus-1.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 21 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее образовательные программы дошкольного образования «Детский сад №49», расположенное по адресу: 446029, Самарская

область, г. Сызрань, ул. Астраханская, 13-а

 Игровая обучающая ситуация

«Зимнее путешествие на Северный Полюс»

по формированию основ экологической культуры в старшей группе

Выполнил: Пятакова Ирина Евгеньевна

Сызрань

2016 г.

Игровая обучающая ситуация

«Зимнее путешествие на Северный Полюс»

Тип игровой ситуации: путешествие

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Животный мир»

Задачи:

Познавательное развитие:

познакомить детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в тех краях, их приспособленностью к трудным условиям жизни. Дать представление об их жизни в зимний период. Дать представление о том, что белый медведь охраняется всеми государствами.

 Речевое развитие:

продолжать формировать грамматически правильную речь, умение вести диалог.

Физическое развитие:

закрепить умение двигаться в соответствии с указаниями воспитателя

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы и приёмы: практические, наглядные, словесные.

Практические: игры малой подвижности «Едем в аэропорт», «Пройди по следу».

Наглядные: демонстрация слайдов, просмотр фрагментов из мульфильма «Умка».

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, рассуждения, ответы детей.

Материал и оборудование:

- детские стулья по количеству детей,

- мультимедийное устройство,

- 2 плюшевых медведя: большой и маленький,

- презентация,

- стол,

- 2 телефона

- глобус

- энциклопедия «Я познаю мир»

- штурвал

- пилотка для стюардессы,

- фуражка лётчика,

- музыкальное сопровождение (гул взлетающего самолета, музыка для релаксации),

- аудиозапись «Голос из аэропорта»,

- мультфильм «Умка»

- Фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы.

Содержание:

Воспитатель рассказывает детям о том, что когда она была маленькой, очень любила играть в путешествие. Сегодня ей очень захотелось совершить путешествие вместе с ребятами. Спрашивает, хотят ли дети отправиться в путешествие? Куда можно совершить путешествие?

Звучит голос ( запись): «Внимание. Срочные новости!»

Воспитатель вместе с детьми подходит к экрану.

 На экране мультимедийного проектора появляется фрагмент из мультфильма «Умка».

Голос: «Срочные новости из аэропорта. В вертолёте учёных с Северного Полюса обнаружен маленький белый медвежонок. Кто знает, где его мама, пусть срочно позвонит по телефону 112233. Повторяем телефон: 112233»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка. Говорит, что его где-то видела, но не может вспомнить, где. Спрашивает детей, видели ли они этого медвежонка и знают ли, как его зовут? Что же могло случиться, как же он оказался в вертолёте? Говорит о том, что маленький медвежонок сейчас очень испуган. Вокруг незнакомые места, люди, и мамы рядом нет. А мама осталась на Севере и, конечно же, сейчас очень волнуется. Что же делать, как помочь Умке? Предлагает отправиться в путешествие на Северный Полюс, чтобы помочь Умке найти свою маму. Спрашивает детей, что же нужно сделать прежде всего? Кто запомнил телефон, по которому нужно позвонить в аэропорт? Что мы скажем по телефону? Подводит итог детских ответов: представимся, скажем, как зовут медвежонка, скажем, что знаем, где находится его мама и предложим свою помощь. Спрашивает детей, кто из них хочет позвонить в аэропорт?

Воспитатель берёт роль диспетчера аэропорта:

Алло! Диспетчер аэропорта слушает! Здравствуйте! Вы знаете, где находится мама медвежонка Умки? Вы сможете отвезти медвежонка к ней? Хорошо, мы предоставим вам самолёт до Северного Полюса. Ждём Вас в аэропорту.»

Воспитатель предлагает детям собираться в путь. Спрашивает, где находится Северный полюс? Предлагает найти его на глобусе. Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит глобус.

Воспитатель предлагает детям подумать, почему Северный полюс на глобусе отмечен белым цветом.

Рассказывает детям о том, что наша зима очень отличается от зимы на Севере. Спрашивает, какая зима на Севере? Предлагает детям заглянуть в энциклопедию, чтобы найти в ней нужную информацию.

Воспитатель читает:

«Крайний Север – это далёкие края, покрытые ледяными горами, плавающими льдинами и айсбергами. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. Зима холодная, с сильными ветрами. Лето очень короткое.»

Спрашивает, подойдёт ли одежда, в которую сейчас одеты дети, для путешествия на Северный Полюс? Предлагает взять тёплые вещи и сложить их в рюкзак.

Тёплые штаны возьмём мы,

Свитер и носки,

Шубу очень тёплую

И тёплые унты.

Шапку, варежки и шарфик

С собою мы возьмём.

Маленького Умку

Маме мы вернём.

 Предлагает взять с собой бинокли, фотоаппараты, чтобы фотографировать всё интересное, что дети увидят. Спрашивает, все ли дети готовы?  Предлагает сесть в машины и поехать в аэропорт.

  Игра малой подвижности «Едем в аэропорт».

Дети произвольно движутся по кругу, объезжая различные предметы. 

Воспитатель предлагает поставить машины на стоянку, обращает внимание на самолёт. Спрашивает детей о том, кто хочет быть стюардессой?  Кто хочет быть командиром корабля? Кто будет штурман? Воспитатель предлагает командиру корабля, штурману и стюардессе занять свои места. Далее объявляет посадку на самолёт и предлагает оставшимся детям занять места пассажиров.

Воспитатель вносит игрушку – белого медвежонка. Говорит, что Умка тоже уже здесь, он испугался и спрятался. Предлагает детям посадить медвежонка в кресло, чтобы он во время полёта смотрел в иллюминатор. Спрашивает детей, что такое иллюминатор, а затем просит детей пристегнуть ремни и приготовиться к взлету.   

     Слайд 2. Изображение и шум взлетающего самолета.

Ребёнок- стюардесса приветствует детей на борту самолёта, предлагает детям посмотреть в иллюминаторы и рассказывает о том, что в них видно. Затем говорит о том, что самолёт идёт на посадку, затем что самолёт произвёл посадку, полёт окончен и можно отстегнуть ремни.

Воспитатель предлагает детям одеться потеплее и выйти из самолёта. Дети повязывают шарфы, надевают шапки и варежки и выходят из самолёта.

Воспитатель говорит детям о том, на Северном Полюсе сейчас зима, а значит идёт долгая полярная ночь.

Слайд 3. Изображение северного сияния.

Воспитатель спрашивает, как называется это природное явление и обращает внимание на его красоту. Спрашивает детей, готовы они искать маму Умки? Говорит о том, путь труден и опасен: можно провалиться в болото; на льдинах есть большие трещины, это тоже очень опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь. Предлагает во время путешествия фотографировать животных, их следы, пейзаж, почаще смотреть в бинокли и подзорные трубы.

Дети друг за другом идут по группе.

Воспитатель обращает внимание детей на большой сугроб и говорит, что за сугробом кто-то спрятался.

Слайд 4. Изображение моржа.

Воспитатель спрашивает, как называется животное, предлагает затаиться и понаблюдать за ним.

Дети рассматривают слайд, а затем идут дальше «по сугробам».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вдалеке видны ещё животные.

Демонстрация слайдов 5,6,7,8,9.  Изображения: песца, тюленя, волка, оленя, морского котика.

Воспитатель спрашивает детей, каких животных они видят, кто ещё живёт на Северном полюсе и что дети знают об этих животных.

Демонстрация слайдов сопровождается рассказом детей.

Воспитатель обращает внимание на следы на полу. Предлагает посмотреть внимательно и сказать, чьи же они. 

Подводит итог - это следы медведя. Предлагает пройти по ним и посмотреть, куда они ведут.

Дети идут по следам.

Слайд 10. Изображение арктического пейзажа.

Воспитатель обращает внимание детей на большого игрушечного медведя. Говорит, что это это мама Умки – белая медведица, что близко подходить к ней нельзя — это очень опасно. Когда Умка вырастет, он станет большим белым медведем. Спрашивает детей, что они знают про белого медведя.

Слайд 11. Изображение белого медведя.

Воспитатель сопровождает показ слайда рассказом: «Белый медведь – житель Крайнего Севера. Ему не страшны, сильные морозы, так как у него густой длинный мех. Лапы тоже покрыты шерстью, это помогает не скользить на льду, и греет его. У него есть толстый подкожный слой жира, поэтому белый медведь может долго плавать в ледяной воде. Белые медведи охраняются нашим и другими государствами, на них нельзя охотиться. Так люди спасают медведей от вымирания.

Воспитатель обращается к игрушечному медвежонку и предлагает ему бежать к своей маме медведице.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка»

Воспитатель предлагает детям возвратиться в самолёт, занять свои места на его борту и пристегнуть ремни, потому что самолёт взлетает. Спрашивает детей, устали ли они за время путешествия? Предлагает отдохнуть: закрыть глаза и вспомнить все то интересное, что увидели.

Слайд 12 с музыкой на релаксацию.

Ребёнок - стюардесса говорит детям, что полёт окончен.

Воспитатель предлагает детям поиграть, а потом сделать фотографии (рисунки) на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая обучающая ситуация (типа путешествий) «Путешествие в весенний лес»

Дидактические задачи:-«Познание»:-формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, изменяется одежда людей;-показать связь из...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку.Формировать умение сравнив...

Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе

Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...

Конспект игровой обучающей ситуации Тема: « Путешествие в лес»

Конспект занятия в логопедической группе...

«Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие по лесу» по формированию основ экологической культуры в средней группе»

«Игровая обучающая ситуация (ИОС)«Путешествие по лесу»по формированию основ экологической культурыв средней группе»...

Игровая обучающая ситуация типа путешествий в старшей группе «Путешествие в зоопарк»

Игровая обучающая ситуация типа путешествий - это специально-организованная сюжетно-ролевая игра. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе. Этому способствует обя...


 

Комментарии

Панкратова Татьяна Владимировна

Очень интересный материал. Все поставленные задачи решены в доступной для детей игровой форме. Очень люблю мультик по медвежонка Умку. Знаю, что многие дети тоже с удовольствием смотрят этот мультфильм. Поэтому, я думаю, им очень понравилась предложенная игровая ситуация. А если дети выполняют какие либо задания с удовольствием, то они незаметно для себя получают знания и умения. Что мы, как воспитатели детского сада, должны в результате получить.