Конспект НОД "Удивительная лягушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Будукова Асель Галимжановна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

Базарбаева

Асель Галимжановна

воспитатель МАДОУ «Березка»

Тема: «Удивительная лягушка»

Возрастная группа: старшая группа

Номинация конкурса: учебное занятие

г. Когалым

2016г.

Пояснительная записка

         Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие »составлен с учетом целей и задач ООП ДО, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Форма организации – фронтальная. Продолжительность НОД составляет 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН.

   Содержание непосредственно образовательной деятельности направлено на развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомление с миром природы. Планируется закрепление первоначальных представлений детей о земноводных (лягушке) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей; знакомство детей с этапами развития лягушки; развитие таких психических процессов как внимание, память, воображение; развитие познавательного интереса, детской инициативы, любознательности, самостоятельности в выборе.  Воспитательная ценность мероприятия выражается в дружеских взаимоотношения между детьми, умения играть и заниматься сообща, договариваться; воспитание интереса к миру животных, бережному отношению к природе.

Тема: «Удивительная лягушка»

Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить первоначальные представления детей о земноводных              ( лягушке ) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей;
  2. Познакомить детей с этапами развития лягушки;

Развивающие:

  1. Развивать внимание, мышление, воображение;
  2. Развивать детскую инициативу, любознательность;

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться;
  2. Воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к природе.

Словарная работа: земноводная, слизкая, бугристая.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • Показ видеопрезентации «Удивительная лягушка»

     Словесные

  • Художественное слова ( загадка );
  • Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
  • Вопросы к детям;
  • Рассказ детей;
  • Пояснения;
  • Рефлексия собственной деятельности.                                  

Игровые:

  • Дидактическая игра «Найди такой же»;
  • Дидактическая игра «Найди такой же»;
  • Физминутка «Две подружки».

Материалы и оборудование: телевизор, музыкальный центр; видеопрезентация « Удивительная лягушка», дидактическая игра «Лягушка», книга Н.Сладкова « Жалейкин и лягушонок», палочки Кьюзенера, мяч.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Что я знаю о лягушках», «Зачем нужны лягушки»;
  2. Рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «Такие разные лягушки», «Как растет лягушка», «Жизнь у воды»;
  3. Дидактическая игра «Найди такой же»;
  4. Дидактическая игра «Лягушка»;
  5. Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
  6. Загадывание загадок, чтение стихотворений, сказок о лягушках.

Ход НОД

          Воспитатель предлагает ребятам убрать в группе игрушки и послушать рассказы своих товарищей о том, как они провели лето. Дети рассаживаются на ковре. После коротких рассказов некоторых детей воспитатель рассказывает свою историю.

В: Ребята, а я этим летом отдыхала со своей семьей на реке. Там на берегу, мы увидели сказочное животное. Угадайте, кого?

Зеленая, но не трава.

Холодная, но не лед.

Поет, но не птица-

Вот такая небылица.

Д: Лягушка.

В: Верно,угадали. А почему я ее назвала сказочным животным?

Дети высказываются : потому что лягушка есть во многих сказках- «Царевна- лягушка», «Лягушка-путешественница», «Теремок» и т.д.

В: Вы готовы сегодня вспомнить все, что знаете об этом удивительном животном? (да) Мой сын назвал лягушку безобразной и мокрой. А как вы ее назовете – поиграем в игру «Вот какая лягушка». Встаньте в круг. Лягушка какая?

Игра в кругу с мячом «Вот какая лягушка»

Дети, стоя в кругу, называют прилагательные: зеленая, мокрая, скользкая, пятнистая, холодная, глазастая, слизкая, бугристая, длинноногая  и т.д.

В: Ноги у лягушки…( бросает мяч)

Д: передние- короткие, задние- длинные

В: Язык у лягушки…

Д: Длинный, красный

В:  Дышит лягушка…

Д: Легкими

В:  Питается лягушка…

Д: комарами, мошками

В:  Враги у лягушки:

Д: хищные птицы, змеи, куницы, кабаны

В:  Живет лягушка..

Д:рядом с водой- в болоте, в пруду, на реке, на земле

В: Поэтому ее называют «земноводная». Повторите. Хотите больше узнать об этом удивительном животном? (да). Тогда присаживайтесь на ковер – все внимание на экран.

На экране дети смотрят видеопрезентацию «Удивительная лягушка».

В: Друзья, что нового мы узнали о лягушке?

Д: Мы узнали, как лягушка растет и развивается.

В:  Кто может нам об этом рассказать?

Д: Весной лягушка откладывает яйца в воду, они похожи на маленькие шарики, икринки. Потом из икринок появляются головастики, они дышат жабрами, как рыбы. Через некоторое время появляются задние ноги. Это уже малек. Потом у малька отрастают передние ноги, а хвост исчезает- это уже лягушка.

В: Молодец, Вика. Ну что ж, посмотрим, как ребята запомнили рассказ Вики и презентацию : предлагаю поиграть в игру « Лягушка». Нам нужны три команды -  разделиться нам помогут наши волшебные палочки.

Дидактическая игра «Найди такой же» с палочками Кьюзенера. Дети берут из мешочка палочки, и находят ребят с палочками такого же цвета и размера.

В:Каждая команда подходит к столу и дружно вместе составляют последовательность роста лягушки.

Дети играют в командах- составляют этапы развития лягушки (под музыку).

В:Молодцы,ребята. Проверьте друг друга- никто не ошибся? Все команды, практически одновременно закончили работу и справились с заданием. Интересно, каково это- быть лягушкой? Кто хочет ее изобразить? Выходите на ковер.

                   

Физминутка « Две подружки»

Видим скачут по опушке

(повороты в стороны)

Две зеленые лягушки

(полуприседания вправо- влево)

Прыг-скок, прыг-скок

(прыгают на двух ногах)

Прыгать с пятки на носок

(переступание с носка на пятку)

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

(руки на поясе полуприседания вправо- влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

(выполняют движения в соответствии с текстом)

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!(ходьба на месте)

В: Молодцы,ребята, так подвигались хорошо. А теперь, присаживаетесь, друзья, на ковер. Мы многое знаем о лягушке – где живет, что ест, как выглядит, но кто скажет мне- какая же польза людям от этого земноводного животного?

Д: Лягушки поедают вредителей- насекомых- слизней, бабочек, комаров, мошек.

В: Как же мы будем тогда к ней относится?

Д: не пугать, не брать в руки, не убивать и т.д.

В: Верно. Очем мы с вами сегодня разговаривали, ребята? Что узнали нового? Что понравилось?

В: Друзья,вы молодцы- вспомнили и рассказали о лягушке все, что знали, кое-что узнали новое( как растет и развивается лягушка), поняли, как важна лягушка для людей. Я надеюсь, что вы никогда не обидите это замечательное земноводное.

В: А сейчас, кому интересно, я хотела бы почитать- есть интересный рассказ Николая Сладкова «Жалейкин и лягушонок» ( показывает книгу).

После чтения педагог обсуждает рассказ с детьми.

Самоанализ

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области « Познавательное развитие»

в старшей группе.

Тема: «Удивительная лягушка» 

         Непосредственно образовательная деятельность по теме «Удивительная лягушка»  проведена с детьми  дошкольного возраста старшей группы. Цель данного мероприятия- развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы.

   Опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, учитывая уровень освоения ООП ДО, в процессе НОД решались следующие задачи:

      Образовательные:

  • Закрепить первоначальные представления детей о земноводных         ( лягушке ) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей;
  • Познакомить детей с этапами развития лягушки;

     Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление, воображение;
  • Развивать детскую инициативу, любознательность;

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться;
  • Воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к природе.

         Поставленные цели и задачи НОД были достигнуты. Этому способствовало, в том числе, то, что содержание, методы и приемы, способы организации детей соответствовали возрасту детей, уровню развития, а также Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Тема НОД соответствует блочному планированию по Ознакомлению с природой.

   Для проведения НОД были созданы  определенные условия:

  1. Разработан конспект НОД, программное содержание которого соответствует возрасту и возможностям детей;
  2. Проведена предварительная работа с детьми, организованная в различных видах деятельности:
  • Беседа «Что я знаю о лягушках», «Зачем нужны лягушки»;
  • Рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «Такие разные лягушки», «Как растет лягушка», «Жизнь у воды»;
  • Дидактическая игра «Найди такой же»;
  • Дидактическая игра «Лягушка»;
  • Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений, сказок о лягушках.

          Данные формы работы с детьми позволили выявить знания детей по конкретной теме, и определить цели и задачи будущей непосредственно образовательной деятельности.

  1. Продумана организация детей в процессе образовательной деятельности. Отсутствовала школьно -  урочная форма организации ОД: дети сидели на ковре, двигались по группе детского сада.
  2. Оптимально использованы методы и приемы образовательной деятельности, способствовавшие созданию и поддержанию у детей интереса к предстоящей деятельности -  реальные истории из жизни детей, загадывание детям загадки, показ книг со сказками о лягушке, просмотр презентации «Лягушка», Дидактическая игра «Найди такой же», дидактическая игра с подгруппами за столами «Лягушка»,игра с мячом в круга «Вот такая лягушка», физминутка «Две лягушки», чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
  3. Приготовлены необходимые пособия и материалы для организации НОД: книги сказок « Царевна-лягушка», « Лягушка-путешественница», «Теремок», дидактическая игра « Лягушка» (этапы развития лягушки) , дидактическая игра «Найди такой же» ( с палочками Кьюзенера), презентация «Лягушка», чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

          В процессе НОД соблюдены санитарно- гигиенические требования: продолжительность НОД – 25 минут, температурный и световой режим оптимальные. Двигательная активность детей, была обеспечена через организацию игровой деятельности (дидактическая игра « Лягушка»,  а также через физминутку « Две лягушки»).

          По моему мнению, главным достоинством мероприятия является то, что дети практически не сидели в процессе образовательной деятельности. Все моменты НОД логичны и последовательны, общение с воспитателем происходило в непринужденной обстановке.

          В водной части НОД детей привлекла через рассказ о лете, о сказочном животном, которое живет на реке, позволило вызвать интерес и желание детей узнать новое о лягушке, чему способствовало проявление детской инициативы. Дидактическая игра « Лягушка» позволила обеспечить перемещение детей по группе. Физминутка «Две лягушки» способствовала обогащению двигательного опыта у детей.

          Каждый этап НОД, направлен на систематизацию имеющихся знаний и актуализацию словарю по данной теме. К примеру, во время беседы о том, почему лягушку называют сказочным животным, дети вспомнили сказки, персонажем которых является лягушка. В игре в кругу с мячом «Вот такая лягушка», дети закрепили и обогатили свой словарный запас. Отгадывание загадки о лягушке способствовала развитию памяти и мвшления. Просмотр мультимедийной презентации обогатил знания детей (  о том, как появилась лягушка, о каждом этапе ее развития). Дидактическая игра «Лягушка» позволила детям проявить самостоятельность, вызвала дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться. После был подведен небольшой итог, использовался прием самооценки, работали по принципу верно - неверно. Прием разделения детей на группы способствует воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми, формирует умение работать в группах.

           В заключительной часть НОД, после подведения итогов о том, что дети узнали сегодня, предложила почитать рассказ Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок»,что еще более усилило интерес к миру природы, к бережному отношению к ней.

  Считаю, что моя речь была эмоциональной и выразительной, поэтому дети внимательно меня слушали, с удовольствием и дружно выполняли задания. Планирую в будущем, большее внимание уделять активизации пассивных детей, добиваться речевой активности каждого ребенка.

           Вывод: непосредственно образовательная деятельность соответствует требованиям ФГОС ДО и реализована в различных видах деятельности ( игровой, коммуникативной, двигательной и т.д.)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный материал для детей на тему : "Всё о лягушках"(экскурсии на водоём и наблюдение за лягушками в природе)

Познакомить детей  с лягушками . Дать представления о разнообразных видах лягушек, их повадках, благоприятных условиях для жизнедеятельности, пользе приносимой лягушками.Научить детей бережно отн...

конспект занятия "Лягушка-путешественница"

Конспект написан к презентации "Лягушка-путешественница" и идете в комплекте с рабочим листом....

НОД "Мы лягушки смелые, мы лягушки быстрые" с детьми старшего дошкольного возраста

В данном конспекте представлен материал поэтапного обучения плаванию способом брасс детей старшего дошкольного возраста.Брасс уступает в скорости всем спортивным способам плавания, однако он усп...

конспект "Забавные лягушки"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе...

конспект занятия «Лягушка – Путешественница»

Занятие в бассейне для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "Лягушка" (техника оригами)

quot;Лягушка" (техника оригами)...