конспект занятия "Лягушка-путешественница"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Полищук Наталия Юрьевна

Конспект написан к презентации "Лягушка-путешественница" и идете в комплекте с рабочим листом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyagushka-puteshestvennitsa_redaktirov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Лягушка-путешественница»

Цель: интеллектуальное развитие детей в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Задачи:

  • Развивать интеллектуальные способности детей путем интеллектуального тренинга.
  •  Развивать связную речь, творческие способности и авторское мышление детей путем придумывания ими сюжетов для запоминания.
  • Развивать внимание, воображение, способность ориентироваться в пространстве.
  • Расширять кругозор детей за счет получения и усвоения представлений (знаний) об окружающем мире.
  • Способствовать развитию умения детей решать проблемные ситуации.
  • Способствовать постановке правильного типа дыхания (диафрагмально-релаксационного), продолжая приобщать детей к методу БОС (биологическая обратная связь), как к элементу здорового образа жизни.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
  • Способствовать накоплению опыта эмоционально-положительного общения с детьми и взрослыми.

Материал к занятию:

  • Мультфильм-игра -  презентация в программе Power Point Microsoft Office
  • рабочий лист «Лягушка – путешественница»

Предварительная работа   Чтение сказки В. М. Гаршина  «Лягушка-путешественница»

Показатель успешности проведения занятия.

  • Наблюдения за проведением занятия.

   Занятие соответствует санитарным нормам и  возрастным возможностям детей. В конце занятия не наблюдается усталость, самочувствие детей хорошее, они жизнерадостны и спокойны.

   Включение в занятие мнемотехнических заданий позволяет детям безопасно, без психофизического перенапряжения запомнить больший объем информации.

  • Критерии оценки детских достижений.

  • Высоким уровнем считается, если ребенок запоминает  75% и более предложенного материала, т.е. в данном занятии   15   слов,   8 -9 клеток мнемотаблицы.
  • Средним уровнем считается, если ребенок запоминает от 30 до75% предложенного материала, т. е в данном занятии  от 7 до 14 слов, от 4 до 7 клеток мнемотаблицы.
  • Низким уровнем считается, если ребенок запомнил менее 30% предложенного материала, т. е. в данном занятии 6 и меньше слов, 3 и меньше клеток мнемотаблицы.

  • Успешность проведения занятия с точки зрения выхода из проблемной ситуации.

  • Дети сами нашли ответ на вопрос «Надо ли спасать лягушку» - занятие прошло с высокой степенью успешности
  • Дети нашли ответ с помощью педагога - занятие прошло со средней степенью успешности
  • Ответ детьми не найден – занятие прошло с низкой степенью успешности.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказку «Лягушка-путешественница». Для того чтобы попасть в сказку, надо запомнить волшебные слова.

Педагог:  Давайте запомним слова способом сюжета. Помогайте мне придумывать рассказ.[1]Слова: гусеница, бабочка, кошка, крыша, чердак, мышь, сыр, молоко, коза,

веник, совок, песочница, дождь,

лампа, окно, муха, лес, лягушка, пруд, утка.

Дети: Гусеница превратилась в бабочку,  за бабочкой погналась кошка, кошка залезла на крышу.  Под крышей был чердак, на чердаке жила мышь, мышь любит сыр, сыр -  молочный продукт. Молоко дает коза, коза сжевала веник, когда мы веником подметаем, нам нужен совок, а еще бывают совки, которыми мы играем в песочнице.  Мы играли в песочнице, и вдруг пошел дождь, от дождя стемнело и зажгли лампу. Свет лампы виден в окне, в окно влетела муха, муха прилетела из леса, в лесу была лягушка, лягушка плавала в пруду, на пруд прилетели утки.

Педагог: Давайте теперь спрячем слова и вспомним их.

Дети: Гусеница, бабочка, кошка, крыша, чердак, мышь, сыр, молоко, коза, веник, совок, песочница, дождь, лампа, окно, муха, лес, лягушка, пруд, утка.

Педагог: Мы запомнили волшебные слова, и теперь попали в сказку «Лягушка-путешественница». Посмотрите, что сейчас в сказке происходит?

Дети: На болото прилетели утки, которые летели на юг, и лягушка попросила их взять ее с собой.

Педагог: Как же им это удалось?

 Дети: Две утки взяли в клювы прутик, а лягушка ухватилась ртом за серединку и вся стая поднялась в воздух.

Педагог: Посмотрите, над чем они пролетают?

Дети: Они пролетают над полем, над лесом.

Педагог: А почему лягушка упала?

Дети: Лягушке захотелось похвастаться. Она закричала,  из-за этого открыла рот и отпустила прутик.

Педагог: Лягушка упала в грязный пруд на краю деревни. Вода в этом пруду не ядовитая, но такая мутная, что рыбы в ней жить не могут – у них жабры забиваются мелкими частицами и они не могут дышать.

Как вы думаете, надо ли спасать лягушку из этого пруда?[2]

Дети: Да, надо спасать, она может погибнуть, потому что не сможет дышать!

Педагог:   Почему она не сможет дышать? А чем дышит лягушка?

Дети: Лягушки дышат легкими. Может быть, ее  не надо спасать?

Педагог: Давайте для того, чтобы разобраться, попробуем больше узнать о лягушке.

Это коллаж.[3] Давайте его рассмотрим.

Лягушки откладывают икру. Каждая икринка начинает расти и развиваться, зародыш, вырастая, превращается в головастика и он выбирается из оболочки. Сначала он дышит внешними жабрами, потом у него образуются легкие, развиваются лапки. Буква «Ж» обозначает жабры, которыми дышит головастик,  «Л» - легкие, которыми дышит лягушка.

А теперь запоминайте, что где нарисовано.

Педагог: Вспоминайте, что где было.

 (детям показывают на пустом экране место, а они вспоминают, что там было)

Педагог: Перед вами логическая цепочка. Как вы думаете, какая клеточка пропущена и почему?

Дети: Пропущен головастик с внешними жабрами, потому, что он не сможет жить в мутной воде.

Педагог: Действительно, головастик, который дышит внешними жабрами, не сможет жить в мутной воде. А теперь давайте подумаем, надо нам спасать лягушку-путешественницу? И почему.

Дети: Надо спасать. Сама она не погибнет в мутной воде, но ее головастики жить там не смогут, погибнут.[4]

Педагог: Для того чтобы помочь квакушке попасть в свое болото, мы сыграем в игру «Лягушка-путешественница»[5]

Посмотрите внимательно на клетки и запомните их. Сейчас лягушка в правом верхнем углу. А теперь лягушка и клетки спрятались. Представьте себе, что лягушка перемещается  на одну клетку вниз и на одну вправо. Где сейчас лягушка?

Дети: В середине!

Педагог: Правильно, давайте посмотрим, как она перемещалась.  А теперь опять спрячем лягушку и клетки. Сейчас лягушка в середине. Она перемещается вверх, вправо, вниз, влево, вниз, вправо. Где сейчас лягушка?

Дети: В правом нижнем углу!

Педагог: Правильно, давайте посмотрим, как она перемещалась.  

Педагог: А теперь посмотрим, как лягушка вернется домой. Откроем картинку с помощью правильного дыхания.[6]

Делаем вдох, животики надуваются, в это время картинка открывается снизу вверх, потом делаем плавный долгий выдох, живот сдувается, в это время картинка открывается сверху вниз.

Педагог: Что произошло?

Дети: Лягушка вернулась домой. Мы ей помогли.

Педагог: А теперь давайте запомним мнемотаблицу[7] про лягушку. Начинается она с числа 2. Двойка находится в центре таблицы, а остальные клетки надо рассматривать по парам и эти пары находятся напротив друг друга.

Два – это земля и вода, как вы думаете, почему?

Дети:  Это два места обитания лягушки.

Педагог: Два – это головастик и лягушка. Почему?

Дети: Это два разных облика одного животного на разных стадиях развития.

Педагог: Два – это легкие и жабры. Почему?

Дети: Два разных органа дыхания лягушки на разных стадиях ее развития.

Педагог: Два – это две еды. Какие?

Дети:  Лягушка для аиста и муха для лягушки.

Педагог: А теперь давайте вспомним, в какой клетке, что было нарисовано.[8]


[1] Слова подобраны произвольно для тренировки запоминания способом сюжета.

Способ сюжета – запоминание слов (открыток, мнемотаблиц и др.) с помощью составления рассказа. При составлении рассказа не надо составлять единый рассказ, связывать рассказом надо только соседние слова.

[2] Возникновение проблемной ситуации.

[3] Коллаж – лист бумаги, фланелеграф, или слайд на котором наклеиваются, накладываются, или рисуются различные изображения. Кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Дети запоминают коллаж и воспроизводят устно на пустом листе. При воспроизведении на экране монитора педагог указывает на пустое место и спрашивает «что здесь было?» дети отвечают, педагог щелкает левой клавишей мышки и изображение появляется.

[4] Выход  из проблемной ситуации.

[5] Игра из серии «Муха в клетке». Серия игр «муха в клетке»: игра заключается в том, что дети наблюдают за воображаемым «полетом мухи» (здесь перемещением лягушки) - перемещением ее по клеткам и по сигналу показывают, в какой клетке сейчас муха (лягушка).

Усложнения: «муха в клетке на воображаемом поле», «муха в клетке в воображаемом кубе». Здесь вариант «лягушка на воображаемом поле».

[6] Упражнение для тренировки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС. Элемент оздоровительной методики.

[7] Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно заложить различную информацию, используя условные знаки; дети запоминают мнемотаблицу и воспроизводят на память письменно, или устно.

[8] Воспроизводить мнемотаблицу можно устно, или письменно, на готовых пустых клеточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....