ИГРОВОЙ КВЕСТ «ДОРОГОЙ ДОБРЫХ ДЕЛ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ковальская Наталия Вячеславовна

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми предшкольного возраста

с задержкой психического развития

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Технология проблемного обучения в исследовательской деятельности.

Игровые технологии.

Здоровье-сберегающие технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

 

ЦЕЛЬ:  расширение представлений дошкольников о свойствах воздуха.

 

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные

·       стимулирование развития интереса к разнообразию объектов окружающего мира, любознательности и познавательной мотивации;

·       формирование познавательных действий, становление сознания;

·       формирование системного способа исследовательского типа мышления;

·       обучение умению делать элементарные выводы

·       обогащение активного словаря за счет прилагательных: воздушный, зеркальный, бумажный, прозрачный, бесцветный, невидимый; существительных: воздух, вес;

·       развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·       формирование основы информационной культуры детей, их личности.

 

Коррекционно-развивающие

·       развитие когнитивно-познавательной сферы;

·       развитие познавательных процессов и функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

·       увеличение резервов здоровья: развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.

 

Коррекционно-воспитательные

·       Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

·       познавательное развитие;

·       социально-коммуникативное развитие;

 

·       физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми предшкольного возраста

с задержкой психического развития

ИГРОВОЙ КВЕСТ «ДОРОГОЙ ДОБРЫХ ДЕЛ»

     

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Технология проблемного обучения в исследовательской деятельности.

Игровые технологии.

Здоровье-сберегающие технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

ЦЕЛЬ:  расширение представлений дошкольников о свойствах воздуха.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные

  • стимулирование развития интереса к разнообразию объектов окружающего мира, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • формирование системного способа исследовательского типа мышления;
  • обучение умению делать элементарные выводы
  • обогащение активного словаря за счет прилагательных: воздушный, зеркальный, бумажный, прозрачный, бесцветный, невидимый; существительных: воздух, вес;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • формирование основы информационной культуры детей, их личности.

Коррекционно-развивающие

  • развитие когнитивно-познавательной сферы;
  • развитие познавательных процессов и функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • увеличение резервов здоровья: развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.

Коррекционно-воспитательные

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Складывание вееров из цветной бумаги.

Наблюдение за листьями и ветвями деревьев в ветреную погоду.

Чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», просмотр мультфильма «Айболит» и кинофильма «Айболит – 66».

Рисование героев рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Беседа «Добрые дела».

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Демонстрационный: цветовой фонарь, почтовая коробка, кусочки бумаги, стаканы, салфетка, 2-а таза с водой, торт из бумаги, бумажный бутон, кисточки, коробочка с надутым воздушным шариком в котором лежит винтик, градусник, бумажное зеркало, тоннель (производства АЛЬМА), лента, приклеенная на пол.

Раздаточный: воздушные шары

Для опыта № 1 - целлофановые пакеты, зубочистки.

Для опыта № 2 - трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Для опыта № 4 – веера.

Техническое оснащение: видео проектор и экран.

Музыкальное сопровождение: песня из мульфильма «Приключения Незнайки» «Дорогою добра»

ХОД

Воспитатель (Т.В.):

-Ребята, сегодня у нас будут необычные гости.  А чтобы узнать, кто они надо отгадать загадки:

Все мы с детства любим книжки

Про забавных коротышек

Гуслю, Пончика, Незнайку…

Кто есть кто – ты отгадай-ка!

  • Этот очень-очень важный.

Он с касторкою отважно

На болезнь бросается

Всех лечить старается.

  • Этот – мастер рисовать

Красками и кистью.

Может он нарисовать

И портрет и листья.

  • Эти двое малышей

Механики отличные

Все могут сделать и быстрей

И лучше заграничного.

1 слайд - при отгадывании загадок появляются герои: Тюбик, Пилюлькин, Винтик и Бармалей

Воспитатель (Т.В.):

- Посмотрите на экран. Вот  наши славные друзья. Но взгляните, кто-то здесь появился лишний. Кто же это?  

Дети:

- Бармалей.

Воспитатель (Т.В.):

- Верно, но Бармалей разве жил в Цветочном городе вместе с коротышками? Из какой сказки Бармалей?  (ответ детей)

Воспитатель (Т.В.):

- Правильно. Надо его туда вернуть.

2 слайд - Бармалей крупным планом,  голос Бармалея:

- Я - кровожадный, беспощадный, я – злой разбойник  Бармалей.  Вы не хотите меня оставить в Цветочном городе, поэтому я накажу коротышек, отниму у них вещи, без которых они не смогут наслаждаться жизнью и спрячу их в сказочной стране.  Вам их будет не найти.

3 слайд - предметы, которые забрал Бармалей исчезают

Воспитатель (Т.В.):

- Ребята, давайте сделаем доброе дело: поможем коротышкам отыскать их вещи. А для этого отправимся в сказочную страну. Отгадайте, на чем мы туда доберемся:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

4 слайд  - воздушный шар

Физ. минутка:  

На воздушном шаре прокатиться,

Чтоб стрелой ворваться в небеса.

Дайте с высоты мне, словно птице,

Поглядеть на горы и леса!

Мы летим над озером, над лугом,

Сбылись наши смелые мечты!

И дома, знакомые друг другу,

Узнаются с птичьей высоты.

5 слайд (бумажный замок)

Воспитатель (Т.В.):

-Вот мы и прилетели в сказочную страну. И попали в  бумажный замок, где нас встречает Бумажная Королева.

Бумажная королева (Н.В.):

- Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в бумажную страну! Какая беда у вас приключилась?

Дети: 

- Бармалей спрятал у коротышек инструменты, мы должны им помочь вернуть их.

Бумажная королева (Н.В.):

- Бармалей здесь был и оставил для вас письмо. Какое странное письмо! Оно очень холодное! И в нем ничего не написано. (Воспитатель показывает детям письмо) Я поняла, у Бармалея злое, холодное сердце, поэтому буквы замерзли, стали как льдинки прозрачными и нам их не видно. Нам надо согреть письмо!

- Ребята,  вас можно назвать  добрыми?

Дети:

- Да!

Бумажная королева (Н.В.):

- Давайте поделимся добротой и теплом своих сердец с зайчиком (игрушка). Спрячем письмо в кармашек теплому зайчику,  письмо согреется. Буквы тогда проявятся на бумаге, и мы сможем прочитать  его.

Кладут письмо в кармашек зайчику. На письме от тепла (в зайце теплая грелка) проявляются буквы.

Письмо от Бармалея:

Я злой и страшный Бармалей!

Я спрятал кисти от детей!

А кисти вы тогда найдете,

Когда весь тортик соберете!

А торт усыпан весь цветами,

А дальше догадайтесь сами!

Бумажная королева (Н.В.):

- У меня был красивый торт, а Бармалей кусочки торта спрятал,  вам надо собрать торт из кусочков, но так, чтобы цифры на торте шли друг за другом. С какой цифры надо начинать?

Дети:

- С цифры 1.

Дети расставляют куски торта по порядку и собирают торт в единое целое.

Бумажная королева (Н.В.):

- Посмотрите, ребята, какой красивый торт у нас получился, не торт, а целая поляна цветов! Ребята, а из чего распускаются цветы?

Дети:

- Из бутонов!

Бумажная королева (Н.В.):

- Вот  мы отгадали, куда спрятал ключ  Бармалей! В бутоны! Вот они бутоны.

Дети и воспитатель рассматривают бумажные бутоны.

Бумажная королева (Н.В.):

- Ребята, а какие условия нужны, чтобы бутоны раскрылись в красивые цветы?  

Дети:

- Солнце, вода, тепло!

Бумажная королева (Н.В.):

- А у меня, как раз, здесь есть тазик с водой,  давайте опустим бутоны в воду и посмотрим, что с ними произойдет!

Дети опускают бумажные бутоны в воду, они раскрываются, а в серединке раскрывшихся бутонов лежат геометрические фигуры. Это ключи. Детям надо определить, какой ключ будет подходить к шкатулке. Шкатулка желтая, значит, будет подходить желтый ключ, на замке круг, значит, шкатулку можно открыть желтым круглым ключом. Открываем шкатулку, а там лежат кисточки Тюбика!

Бумажная королева (Н.В.):

-  Какие вы молодцы. Держите кисти и отправьте их Тюбику. До свиданья.

Воспитатель (Т.В.):

- Чтобы отправиться дальше мы должны перепрыгнуть через ручей, пройти по тонкому мосту над пропастью и проползти сквозь туннель.

Дети проходят полосу препятствий.

6 слайд (зеркальный замок)

Воспитатель (Т.В.):

- Вот мы и пришли в зеркальный замок. Но что это, ребята? Посмотрите, здесь осколки разбитого зеркала. Давайте их сложим в целое зеркало (собирают пазлы зеркала)

7 слайд - появляется зеркало

- Спасибо, ребята, вы помогли мне. Злой Бармалей разбил меня, а вы собрали в единое целое. Что вы делаете в сказочной стране?

Дети:

- Мы помогаем коротышкам отыскать предметы, которые спрятал злой Бармалей.

Воспитатель (Т.В.):

- Градусник Бармалей спрятал в зеркальном замке.

Дети берут градусник и кладут его в коробку, благодарят зеркало.

Воспитатель (Т.В.):

- Давайте продолжим наш путь.

Полоса препятствий.  

Воспитатель (Т.В.):

- Мы пришли в воздушный замок.

8 слайд  (воздушный замок).

Воспитатель (Т.В.):

 – Ребята, посмотрите, это же Повелительница Воздуха.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Здравствуйте, друзья. Вы попали ко мне в воздушную страну. Вокруг нас много воздуха. А зачем он нужен?

Дети:

- Мы дышим воздухом.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Правильно, а о том, какой он – воздух, давайте узнаем.

Опыт №1 (фронтальный) «Где спрятался воздух? »

  • Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
  • Значит, воздух, какой? (невидимый)
  • Давайте поймаем воздух.
  • Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
  • Закрутите пакеты.
  • Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
  • Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
  • Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг)
  • Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
  • А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим)
  • Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый)
  • Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
  • Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
  • Что вы чувствуете? (шипение)
  • Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
  • Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

Опыт №2 (фронтальный)  «Как увидеть воздух? »

  • Подуйте через трубочку на свою ладошку.
  • Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок)
  • Воздухом мы дышим через нос и через рот, а потом его выдыхаем.
  • Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
  • Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
  • На воде появились пузырьки.
  • Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)  
  • Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
  • (Воздушные пузырьки поднимаются вверх)
  • Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт №3 (демонстрационный) «Воздух - невидимка»

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт №4 (фронтальный). «Движение воздуха»

  • Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
  • На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта)
  • А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор)
  • Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки. Положить их на край стола и резко взмахнуть над ними веером.

  • Что произошло?
  • Кусочки бумаги разлетелись, хотя до нее никто не дотрагивался. Почему это произошло?
  • Возьмите веера и помашите ими в лицо.
  • Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется)

Вывод: Воздух движется.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Давайте повторим, какими свойствами обладает воздух.

Дети:

- Воздух прозрачный, невидимый, он движется, легче воды, не имеет формы.

- Вы  правильно назвали свойства воздуха и у меня для вас есть сюрприз….

Показывает красивую коробочку,  а в ней надутый воздушный шарик.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Ребята, почему шарик такой круглый, чем он наполнен?

Дети:

- Воздухом.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Правильно. А что произойдет, если я проткну шарик?

Дети:

- Он лопнет и из него выйдет весь воздух.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Проверим?

Протыкает шар зубочисткой (для безопасности шар лежит в коробке), шар лопается и наружу вылетает винтик.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Вот вам винтик, верните его коротышкам. А за то, что вы так хорошо запомнили свойства воздуха, я подарю вам воздушные шары, они помогут вам вернуться назад в детский сад.

Повелительница Воздуха дарит детям шары.

Повелительница Воздуха (Н.А.):

- Теперь прощайте.

Дети благодарят, прощаются.

Воспитатель (Т.В.):

-Ну, вот мы и нашли все вещи коротышек. Давайте их заберем в детский сад и отправим по почте в Цветочный город.

Градусник, винтик и кисточки лежат в коробке для посылок.

Воспитатель (Т.В.):

-А теперь возвращаемся обратно в детский сад.  

Песня "Дорогою добра" (движения и перестроения под песню)

Воспитатель (Т.В.):

- Вот мы и вернулись в детский сад.

-Где же мы были?  - Кому помогли? (ответы детей)

-Посмотрите, как много добрых дел мы совершили. Давайте всегда стараться делать только добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

КВЕСТ "ДОРОГОЮ ДОБРА"

В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверж...

Квест "Дорогою Добра"

Квест для детей...

Игровая ситуация дорогою добра

формировать у детей представление о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости; способствовать нравственному воспитанию личности ребенка в процессе совместной деят...

СЦЕНАРИЙ КВЕСТА «Дорогою добра». (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)

СЦЕНАРИЙ  КВЕСТА «Дорогою добра».(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект занятия «Повышение активно-сти родителей по формированию у до-школьников навыков безопасного поведе-ния на дороге посредством игровой дея-тельности. Тема: Деловая игра «Дорога добра», ма-стер-класс

Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.Задачи:— активизировать  родителей дете...

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»

Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...