"Моя Родина" подготовительная группа
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по патриотическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Моя малая родина».

Задачи:

Обучающие: 

Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут.                         Познакомить  детей с изображением государственного флага ; государственного герба РФ; флага и герба родного края (с государственным гимном России, формировать представления о их происхождении, назначении, символике цветов, символике образов. Познакомить детей с историей возникновения города Архангельска, деревни Патракеевка, её историей. Познакомить детей с природой родного края.

Продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, их целостном облике, о значении их труда для общества.

Продолжать обогащать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Обрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать учить правильно строить сложно – подчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т.д.). Продолжать учить составлять рассказ по плану.

Развивающие: 

 Развивать волевые качества: подчиняться требованиям взрослых и                                          выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать                                        положительному примеру. Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других).

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Развивать умение спокойно отстаивать своё мнение. Развивать интерес к смыслу слова; к участию в драматизации сказки.

Развивать внимание, мышление, память. Развивать умение работать коллективно. Развивать умение вести диалог со взрослым.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, малую Родину.

Занятие №1

Тема: «Наша Родина – Россия»

Оборудование: а) магнитофон; запись песни «Моя Россия» (муз. Струве);   б) детский атлас мира         в) портрет президента РФ; г) изображение государственного флага и герба России;  д) запись гимна РФ (1-го куплета)

Предварительная работа: заучивание стихотворения Гусева «Берегите Россию».

Ход занятия:

1. Прослушивание песни «Моя Россия» (муз. Струве);

               - как называется наша страна?

               - назовите город, в которой мы живем?

2. Чтение стихотворения Е. Аксельрад «Наш дом»

На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем свою страну, наш общий дом.

3. Показ территории России на детском атласе мира.

4. Словесная игра « Я начну, а вы продолжите»

                - наша страна называется …

                - наша страна очень большая. В ней много озер, рек….

                - люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне)

                - нашего президента зовут…(демонстрация портрета Президента  России)

5. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем  Россию, потому что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем  ее потому что в ней родились, а матерью – потому, что она вскормила                                                                                                                                                                             нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него Родина.

       Беседа по прочитанному:

                          - о чем этот рассказ?

                          - как еще мы можем назвать Россию?

                    - почему мы называем Россию Отечеством? Родиной- матушкой?

                          - в России живут люди разных национальностей и говорят на разных  языках,  но все хорошо знают и понимают русский язык

6. Знакомство с Москвой 

                           - в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в  России такой город тоже есть – это Москва.

                          - нахождение Москвы на карте России.

                          - работа с поговоркой «Москва – сердце России»

7. Физ.пауза  под песню  «Богатырская сила»  (сл. Н. Добронравова;  муз. А. Пахмутовой)

8. Знакомство с государственным символом РФ

                          - У каждой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это ГЕРБ, ФЛАГ и ГИМН. Есть такие символы и у России (демонстрация поочередно Государственных символов России)

                          - Где можно увидеть изображение флага (герба) России, услышать гимн России?

Подведение итогов занятия.    - чтение детьми стихотворения Гусева «Берегите Россию»

Берегите Россию, нет России другой берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, это хлеб на столе и родное оконце в позабытом селе!

Закрепление материала:

1. Закрепление знания синонимического ряда:

Родина – Россия - Русь – Отечество – Отчизна; Родина – матушка.

2. Д/и «Хлопни, если услышишь» (слова-родственники).

3. Ответ на вопрос: «Какие слова выражают любовь к Родине?» (любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная).

4. Дидактическое упражнение:   «Выбери правильный ответ и запомни его»

                  - как называется наша страна? (Германия, Россия, Латвия, Япония)

                   -как называется столица нашей Родины? (Москва, Санкт- Петербург, Рязань, Париж)

                   -как называется твоя родной город?

5.Чтение произведений о России.

Занятие №2

Тема: «Неофициальные символы России»

Оборудование:  картинки с изображением солнца, березы, ромашки; карточки со слогами для выкладывания слова «Родина»; тексты стихов, загадок; матрешки.

Предварительная работа: заучивание стихов о матрешках.

Ход занятия:

1. Дидактическое упражнение: «Сложи слово из слогов»                  НА          РО           ДИ 

                - какое слово получилось?

                - какое еще можно сказать (составление синонимического ряда)  

                - вспомните, какие три символа – три отличительных знака есть у любой страны,   в    том                           числе у России?

2. Сообщение темы занятия.

                 - Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Оказалось, представления у многих людей совпадают.

                 - Чтение стихотворения «Родина» З.Александровой.

Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница и ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная, золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна!

Что же вспоминает автор, когда произносят слово Родина?

                  - Русская белоствольная березка. Для многих людей символом России является белоствольная березка (демонстрация картинок),потому что таких берез и таких березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром этому дереву многие поэты посвятили свои стихи. Вот послушайте:

Белая береза                                                       и стоит береза

Под моим окном                                                в сонной тишине

Принакрылась снегом                                       и горят снежинки

Точно серебром                                                  в золотом огне

С. Есенин

Люблю березу русскую                                     с зелеными сережками

То светлую, то грустную                                   люблю ее нарядную,

В зеленом сарафанчике                                    родную, ненаглядную,

С платочками в карманчиках,                          то ясную, кипучую

С красивыми застежками,                                то грустную, плакучую

А. Прокофьев

                 - Хоровод «Березка»

Береза моя, березонька,                   (Дети идут хороводом, взявшись за руки

Береза моя белая,                  Меняют направление движения

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,                    Встали. Руки вверх - вдох

Посередь долинушки!                    Опустили руки - выдох

На тебе, березонька,                    Руки вверх - вдох

Листья зеленые,                   Опустили руки - выдох

Под тобой, березонька                   Руки вверх - вдох

Трава шелковая.                 Опустили руки – выдох)

                    - Дидактическое упражнение: «Скажи, какая?» . Береза какая? (подбор слов признаков)

3. Желтая ромашка

                   - отгадывание загадки о ромашке, еще одним символом является цветок. Отгадайте, какой?

Стоит в лесу кудряшка - белая ромашка сердечко золотое, что это такое?

                        - Дидактическое упражнение: «Скажи, какая?». Ромашка какая? (подбор прилагательных)

4. Царь – солнце.

                    - Отгадывание загадки о солнце: Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

                  - Рассказывание славянской легенды о Царе – Солнце  с опорой на выражение и иллюстративный материал.

- Далеко- далеко, за синим морем, на Востоке, есть волшебное царство. Там посреди шелковой травы и цветов - жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь – Солнце на златотканом пурпурном престоле.

И есть у Царя – Солнце чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету.

И есть у Царя – Солнце две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица – Заря вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.

Издревле повелось, что орел – солнечная птица, помощник самого Солнца. Поэтому очень часто на Руси орлов вышивали золотой нитью. Да и крылья орлов вышивали так, чтобы походили они на солнечные лучи.

Птиц, заряженных в колесницу Царя-Солнце, было две. Одна смотрит в одну сторону, другая – в другую. В вышивке часто изображалась одна птица с двумя головами, повернутыми в разные стороны.

                 - Д/и «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»

                 - Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства. Без солнца не прожить ни людям, нит животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали Солнце на вышивке, в росписи, слагали о нем легенды.

5. Матрешка.

                 - Загадка: Кого мы сначала ломаем, а потом играем?  

                 - Рассказ воспитателя: Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала вытачивают самую маленькую. А затем все больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать.

                 - Чтение стихов детьми. Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты, а о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов.

* Очень любим мы, матрешки,                                 * пыль клубится по дорожке

Разноцветные одежки.                                               Едут с ярмарки матрешки

Сами ткем и прядем                                                   на баранах и быках

Сами в гости к вам придем                                                все с гостинцами в руках

*Шла по ягоду матрешка                                             * восемь кукол деревянных

Позабыла взять лукошко.                                             В разноцветных сарафанах

И куда, такую сласть,                                                   на столе у нас живут

Мне теперь, подружки, класть?                                   Всех матрешками зовут.

*  как у нашей у хохлатки

Нынче завелись цыплятки,

Из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке.

                  - Отчий дом. Ребята, а еще, я думаю, что уезжая куда-то далеко-далеко, люди вспоминают не только яркое солнышко, красавицу матрешку, белоствольную кудрявую березоньку, но и отчий дом.      Что значит слово «отчий»?                                                                                                                                                

Подведение итогов:                                                                                                                                                                                                 

1) стоят в лучах сестрички золотой глазок, белые реснички (Ромашка).                                                                                                                                                                                                    

2) В дверь стучать оно не будет, а взойдет и всех разбудит (Солнце).                                                                                                                                                                                                                    

3) О чем можно сказать: родной, Отчий, старый, деревянный (Дом).                                                                                                                                                                  

4) Отгадайте, что звенит (на слух) (Колокольчик).                                                                                      

5) Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку все они сидят друг в дружке, а всего одна  игрушка. (Матрешка)

6) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Берёза).

Закрепление материала:

1. Продолжение беседы о неофициальных символах России.

2. Рисование на тему: «Если скажут слово Родина». Что вы представляете, когда слышите слово Родина? Нарисуйте.

3. Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина»

4. Дидактическое упражнение: «Разрезные картинки». Сложить картинки с изображением неофициальных символов России.

5. Роспись плоскостных матрешек.

Занятие №3

Тема: «Символы Российской Федерации; Государственный флаг России».

Оборудование: изображение государственного флага РФ; оборудование для «Музея вещей», кассета с записью «Песня о России» (муз Струве, сл. Соловьева).

Раздаточный материал: индивидуальные листочки цифрами 1 – 6; индивидуальные пакетики с цветными полосками для выкладывания.

 Ход занятия:

1. Чтение стихотворения В.Орлова «Родное»

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо надо мною.Это все мое родное!

                     - О чем стихотворение?    - Что такое Родина?

                     - Как называется наша родная страна?   - Кто является главой Российского Государства?

2. Дидактическое упражнение:  «Главный город» (Санкт - Петербург, Москва, Архангельск)

3. Дидактическое упражнение:  «Обведи по точкам»

              3                                                  4

                                  5

               2                                               6

     

                                                                        1

4. Показ изображения Государственного флага России, рассматривание.

                     - Что всегда бывает красным? (кровь, огонь)

                     - А где кровь и огонь встречаются вместе, одновременно? (на войне)

                     - Как вы думаете, люди, которые, защищая свою Родину, проходят через войны, проливают кровь, какие они? (Храбрые, сильные, мужественные, отважные, смелые, бесстрашные)

                     - Запомните: красный цвет обозначает (символизирует) отвагу, мужество, храбрость. А еще в древности  красным называли все самое красивое, например: весна – красна. Солнышко какое? Девица какая? То есть красный цвет обозначает (символизирует) еще и красоту.

                    - Что же обозначает красный цвет? (аналогично проводится работа над белой и синей полосами)

                    - А теперь, глядя на флаг, скажите, какие люди живут в нашей стране?

5. Символ цвета. Д/и «Белый, синий, красный». Расположение полос.

                    - Почему полосы расположены так, а не иначе? Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой, иногда, к сожалению, случаются войны, проливается кровь. Над землей – синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое, светлое, красивое, некая божественная сила, или, как говорят, Господь Бог.

6. Д/и « над – под – между»

- подумай и скажи, какая полоса у флага России первая сверху; над синей; между белой и красной и тд.

- формирование, умение ориентироваться в пространстве

- закрепление употребления предлогов:   над,       под,     между

7. Экскурсия в «Музей вещей»

- где можно увидеть изображение государственного флага Российской Федерации. Экскурсия в музей помогает нам узнать об этом. Предметы с изображением российского триколора, грамоты, фотографии зданий, одежда, транспорт  и тд

8. Физкультминутка: «Мы спортсмены»

Три, четыре – ноги вместе, руки шире,

Пять, шесть – наклониться и присесть, семь, восемь – лень отбросим.

9. Д/и «Мы возвращаемся домой» (Выбираем транспорт с изображением Российского флага).

10. Дидактическое упражнение:  «Составь флаг» (индивидуально)     - Из полосок составляется флаг.

Итог: Прослушивание «Песни России»

Закрепление материала:

1. Раскрашивание Государственного флага России.   2. Выкладывание флага из полосок

3. Выкладывание флажка из палочек.     4. Д/и:  «Белый – синий – красный» с цветовыми сигналами.

Занятие №4

Тема: «Государственная символика Российской Федерации. Государственный гимн России»

Оборудование: аудиозапись – гимн России; таблички со словами: страна; отечество;                                                                                                                                                                                                                                                                    держава; портреты композитора А.В.Александрова и поэта С.В.Михалкова

 (по возможности); текст гимна России (приложение 2)

Предварительная работа: прослушивание гимна РФ во время утреннего сбора детей.

Ход занятия:

1. Как вы думаете, что за произведение прозвучало сегодня утром? Правильно, это гимн. Гимн – это музыкальный символ. Такой символ есть у нашего Государства, и называется он – Гимн России. А какие еще символы есть у нашего государства?

Гимн – это торжественная песня, славящая кого–либо. Гимн России прославляет нашу Родину – Россию. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например: при награждении победителей международных спортивных соревнований. При исполнении гимна всегда встают, мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным.

2. Прослушивание гимна.

          - Давайте внимательно послушаем гимн России. Как  слушают гимн? (звучит гимн России)

3. Беседа.

                   - Что мы сейчас слушали? Гимн России был написан композитором                                                                                                                                                                                         А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым

                   Анализ музыки гимна.

        - Кто  написал музыку к гимну РФ? (Демонстрация портрета композитора)

           -  Как звучала музыка гимна?

                   Анализ текста

                      - Кто  написал текст к гимну РФ? (Демонстрация портрета С.В.Михалкова).

С.В.Михалков пишет о России: священная, любимая, родная,  свободная.  Какие из этих слов выражают любовь к Родине?

                  - Гимн – это торжественная песня. Какие же слова выражают чувство гордости     за Родину?

                  - Как поэт называет Россию?(выборка слов при построчном чтении: Россия, держава,                                            страна, отечество, родная земля, отчизна)

                  - Какие слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей    Родины? (Обращение к карте. Обратить внимание на территорию РФ.)

                  - Как вы понимаете слова «Братских народов союз вековой»?

Итог

                 - О чем мы сегодня говорили?

                 - Что такое «ГИМН»

                 - Каждый гражданин, а вы все граждане России, обязан знать свой гимн. Знание гимна своей страны с лучшей стороны характеризует каждого человека. Давайте и мы исполним гимна РФ.

Занятие №5

Тема: «Государственная символика Российской Федерации. Государственный герб РФ»

Оборудование: изображение Государственного герба РФ; разборное изображение герба                                                                                                        РФ; контурное изображение герба; парные карточки к заданию  «Соедини правильно», карандаши.

Предварительная работа: Повторение символики основных цветов. Рассматривание изображений птиц, в том числе, обязательно, орла. Подбор слов – признаков к названиям птиц. Чтение русских народных сказок о победе воинов над чудовищами. Просмотр фильма на подобную тематику.

Ход занятия:

1.              - Ребята, сегодня мы будем вновь говорить о стране, в которой мы живем.  Как она называется?

                        -  А как называется столица нашей страны?

                        -  Помните, мы говорили, что у каждой страны есть три  отличительных знака. Перечислите их.

2. Дидактическое упражнение: «Соедини правильно» 

                           ГИМН                            прикрепленное к древку полотнище

                                                                   определенного размера и цвета

                           ФЛАГ        официальная эмблема государства

                           ГЕРБ                               Торжественная песня

3.      - Мы с вами уже говорили о Государственном флаге РФ, о Государственном                                            гимне России. Пришло время познакомиться  с Государственным гербом России.

Рассматривание герба РФ.

                     - Как вы думаете, что может обозначать черный цвет? Правильно ребята. Все            самое ужасное, страшное, плохое русские люди изображали черным цветом. В гербе России присутствует еще серебряный цвет, который обозначает чистоту,  и золотой (желтый) цвет, который обозначает богатство.

Форма герба.

                     -  Герб напоминает очертание старинного доспеха – щита. Щит – это вооружение   древнего воина, используемое для защиты.

                    - Сколько щитов на гербе России? (три) Три – это символическое число для Руси.  Вспомните русские народные сказки. В них всегда: 3 брата; 3 сестрицы; 3 испытания.

Знакомство с двуглавым орлом.

                    - Что за птица изображена на гербе России? Как вы думаете, почему на гербе изобразили именно орла? Что вы знаете об орле? Подберите слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.

(орел гордый, свободный ….)

Посмотрите внимательно: орел необычный, а двуглавый. Почему у него две головы? Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

У России величавой на гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый, он России дух свободный.

                     - Какого цвета орел? Что обозначает золотой цвет?

                     - Посмотрите на орла повнимательнее, на его раскинутые крылья. Может, он вам что-то напоминает? (лучи солнца).

                     - Давайте, посмотрим, что держит орел в лапах, что у него на голове? (воспитатель дает пояснения о державе, скипетре и трех коронах)

                     - Что же символизирует орел на гербе России?

На малом щите изображен герб Москвы – столицы России.

                     - Кто изображен на щите? Что за всадник и что он делает я сейчас вам расскажу.

Беседа:         - Почему Георгия назвали Победоносцем?

                      - Что у него в руке? Какого цвета у него плащ? О чем это говорит?

                      - А какого цвета конь? Что вы можете сказать о змее? Какого он цвета? Почему?

Закрепление нового материала.

1. Дидактическое упражнение: «Сложи герб России»  (выполняется методом наложения. Для  этого из цветной копии герба надо вырезать основные элементы).

2. Раскрашивание герба России (индивидуально).

Итог:   - Назовите основные элементы герба РФ  - Глядя на герб России, что можно сказать о нашей стране?

 - Составление герба семьи

Занятие 6

Тема: Конкурс – викторина:  «Герб – флаг – гимн»

Оборудование:  магнитофон; аудиозапись «Богатырская сила» (сл. Н. Добронравова; муз. А.Пахмутовой);  набор букв для выкладывания (ФЛАГ; ГЕРБ); подборки флагов и гербов разных государств; перфокарты; таблицы для цветового диктанта; цветные карандаши; контурное изображение флага России; «разборное» изображение герба РФ; аудиозапись гимна РФ; «День Победы»  Д. Тухманова;  «Пусть всегда будет солнце» А. Островского; « «С чего начинается Родина» М.Матусовского;  «Москва» О. Газманова.

Предварительная работа.  заучивание стихов «Наш дом» (см занятие 1), « У России величавой…» (см занятие 5). Подобрать пословицы и поговорки о Родине.

Ход игры:  Дорогие ребята! На протяжении нескольких занятий мы знакомились с Государственными символами России. А сегодня я предлагаю вам устроить викторину и заодно вспомнить все то, о чем мы узнали.В игре будут принимать участие две команды, которые придумают сейчас себе название. И так, команда…. и команда…    Поприветствуйте друг друга. Я желаю всем успехов и победы.

Ход викторины:

1. «Сложи слово» Расположи буквы по росту и прочитай слово:

Л г Ф А         Р Г б Е

  - Молодцы, флаг и герб – это символы государства. А о каком символе мы еще не   сказали? (о гимне)

  - Давайте исполним первый куплет гимна России.

  - Как нужно исполнять гимн?

2. -  чтение наизусть стихов «Наш дом»; «У России величавой»

    - Пословицы и поговорки о Родине.

3. Разминка          «Блиц – опрос»

                   - Как называется наша Родина?

                   - Назовите столицу нашего государства

                   - Как называют людей живущих в России?

                   - На каком языке говорят все россияне?

                   - Как зовут президента РФ?

                   - Назовите государственные символы России

                   - Какие части есть у любого флага?

                   - Кто написал музыку и слова к Государственному гимну РФ?

4. «Найди среди других» (по таблице)  

                   - Найди Государственный флаг России; Государственный герб России.

5.   Игра:  «НАД     ПОД     МЕЖДУ» (по одному человеку от команды)

                   -Подумай и скажи, какая полоса у флага России:

                   а)  первая сверху;

                   б)  над синей  (белая);                                                              

                   в)  третья сверху

                   г)    под белой (синяя);

                   д)  между белой и красной;

                   е)  третья снизу.

6.  Конкурс капитанов. Зачеркни те предметы, которых нет на гербе России                                                      

7. Физкультпауза под песню: «Богатырская сила»

 8. Речевая разминка.

                   а) «Скажи по другому»

         - Родина (Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Родина – Матушка)

                      - Смелый …

                  б) Скажи  «какой»

                      - Орел (на гербе России); змей …

9. Цветовой диктант (индивидуально) Я называю качество человека или предмет, а вы закрашиваете кружок тем  цветом, каким они изображаются

10. Какая команда быстрее соберется

11. Раскрась правильно    а) Герб России    б) Флаг России

12. Сложи герб РФ (методом наложения частей) Оцениваются правильность и скорость выполнения.

Подведение итогов.

Занятие 7

Тема: Рождение города  Архангельска.

Оборудование: изображение герба г. Архангельска, карта Архангельской области; портрет Петра 1.

Предварительная работа: рассматривание карты Архангельской области, рассматривание фотографий города Архангельска

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на корабле по р. Северная Двина, чтобы узнать, как родился главный город (столица) нашей области – г. Архангельск. Выбирается капитан и матрос, пассажиры занимают места согласно билетам.

Рассказ воспитателя сопровождается рассматриванием карты Архангельской  области.

В 1584 году на правом берегу Северной Двины в 45км от впадения ее в Белое море на мысе Пур-Наволок воеводы Петр Нащекин  и  Залежанин - Волохов за один год поставили вокруг Михайло-Архангельского монастыря «Архангельский город деревянный». Ставили город по  приказу государя Ивана Грозного, пригодный к торгу и   охране рубежа морского. Для защиты города была построена деревянная крепость.

Михайло-Архангельский монастырь дал новому городу имя и герб. На гербе изображен Архангел Михаил, поражающий своего врага – Дьявола. А город был назван   АРХАНГЕЛЬСК так город Архангельск стал столицей всего Северного края.

Первыми жителями в нем были 200 стрельцов, посланных из Москвы и Холмогор, а потом сюда переселили 150 семей из ближайших деревень.

Но лик города определился сразу: строгая простота крепости и самобытная неповторимость корабельной пристани.

Не просто дорогу в Европу прорубили сквозь таежные дебри, возводя город на Двине: он поднялся как город – воин, город – дипломат, город – порт и промышленник. С июня до октября не смолкал разноязыкий говор над Северной рекой, двинской рейд белел парусами китобойных шхун и карбасов.

Строительство города велось споро, благо материал под рукой – кругом тайга. В то время город был единственным морским портом России. Сюда приходило много иностранных торговых кораблей. Для торговли с иностранными купцами построили гостиные дворы. Вот в таком деревянно – каменном одеянии предстал главный порт России молодому государю Петру Алексеевичу. Петр 1 мечтал, чтобы у России был морской флот. Он очень обрадовался, когда узнал, что на Севере живут бесстрашные морские путешественники и строители кораблей. По приказу царя в городе Архангельске на острове Соломбала была возведена верфь для строительства кораблей. Первые морские корабли были построены в столице нашей области – городе…    

Шведский король не раз покушался на богатство Севера. Для защиты  города от шведов, Петр 1 приказал построить каменную крепость. Ее поставили на острове Ленский Прилук, в Березовом рукаве реки Северная Двина. Крепость назвали «Новодвинская».

Международные связи подвигали купцов Севера развивать лесопиление, промысел зверей, выделку шкур, плавление меди, изготовление бумаги, заготовку смолы. Город рос, росла промышленность, увеличивалось население. Развитие Севера, освоение  Северного морского пути началось с развития города Архангельска.

С тех пор Архангельск очень изменился. На острове Соломбала уже не строят корабли, но в Соломбале построен огромный судоремонтный завод «Красная Кузница», куда приходят и встают на ремонт суда. Пассажирские суда перевозят людей из Архангельска по родным деревням области, отходя от речного вокзала (фото). В Архангельске построен автовокзал, куда приезжают автобусы из разных городов области. Рядом стоит ж/д вокзал, принимающий поезда из рузных городов Архангельской области и всей России. Чтобы быстрее добраться в другой город, можно улететь в другой город на самолете из аэропорта, который находится в  д. Талаги Архангельской области.

Далее перечислить достопримечательности города: театры, кинотеатры, детский парк, памятники, университеты, самое высокое здание города (показ сопровождается фото. Фото современного Архангельска.

Итог.     - Кто приказал построить Архангельск? Царь  Иван …..Г   Р   О   З   Н   Ы   Й

-Что было до строительства крепости?  Михайлово – Архангельский   М   О   Н   А   С  Т   Ы   Р   Ь

-Что нарисовано на гербе Архангельска? Архангел    М  И  Х  А  И  Л,    поражающий  Д  Ь  Я  В  О  Л  А

- Что строили на Соломбальской верфи?    К  О  Р  А  Б  Л  И

- Назовите достопримечательности современного Архангельска.

Закрепление материала.

1. Рассматривание книги «История Архангельской области». 2. Раскрасить герб Архангельской области.

Занятие 8

 Тема: «Природа Архангельской области»

Оборуд            Оборудование: карта Архангельской области; изображение животных: моржа, белого медведя, северного оленя, тюленя, кита, волка, зайца,лисы,бурого медведя; птиц; рыб; мыши; насекомых; маски для игры: изобрази животное; набор картинок к игре «Раскрась животных»

                           Предварительная работа: рассматривание изображений животных, птиц, насекомых.                             Подбор слов – признаков с названием животных, птиц, насекомых.

Ход занятия:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Архангельской области и познакомимся с ее природой. На чем отправимся в путешествие?...

1. Рассказ воспитателя (сопровождается показом карты области и изображений животных.)

Архангельская область занимает огромную территорию от Белого до Карского морей. Это Север России. Самые северные архангельские земли – это острова Земля Франца – Иосифа и Новая Земля. Эти острова представляют собой арктические пустыни. Здесь лежат ледники и всегда холодно. Растительности почти нет. Острова покрыты мхами и лишайниками. В арктических пустынях очень мало животных. Здесь живут моржи и белые медведи.

На северном острове архипелага Новая Земля встречается редкий вид северного оленя. Летом берега заселяют перелетные птицы – кайры, тупики и чистики.

В морях живет много рыбы: треска, сайда, пикша, навага, сельдь. В Баренцевом море живут зубастые и усатые киты. В морях много ластоногих млекопитающих – тюленей, нерпы.

Спускаясь с севера на юг по карте Архангельской области, мы попадем с вами в тундры и лесотундры. В тундрах много мхов, лишайников, трав, цветковых растений и кустарников. Здесь растут карликовая береза и карликовая ива. Лесотундры и тундры богаты съедобными грибами и ягодами: морошкой, брусникой, черникой, голубикой, клюквой. Растения соседствуют с малорослыми хвойными деревьями.  Зимой шкуры животных тундры и лесотундры белого цвета, а летом становятся серо-коричневыми. Здесь кочуют северные олени; за ними охотятся полярные волки, которые по размеру больше лесных.     В тундрах живет много леммингов (тундровая мышь). Песец охотится за леммингами и зайцами – беляками. Тундровая куропатка умеет делать ходы под снегом. Летом в лесотундру заходит бурый медведь. В тундры заходят лисицы и лесные волки. В тундре много кровососущих насекомых – комаров и мошки. В морях, реках и озерах много рыбы. В Белое море летом заходят белухи – белые киты.

На юг от лесотундры расположена тайга – хвойные и лиственные леса. Леса занимают большую часть Архангельской области. В лесах много разных ягод и грибов: белые грибы, подберезовики, подосиновики, грузди. В лесах кипит жизнь. Хозяева леса – бурые медведи – бродят в поисках малины и меда. Зимой медведи спят в берлогах. В лесах живут лоси – самые крупные лесные жители Архангельской области. Лисицы и лесные волки рыщут в поисках добычи. Барсуки роют норы. В дуплах деревьев живут белки. Роют подземные ходы мыши – полевки, лемминги и землеройки. Прячутся в траве ящерицы и змеи. На берегах водоемов можно слышать лягушек и увидеть тритонов.

Зимой пресмыкающиеся м земноводные впадают в спячку. В лесах много птиц, слышны голоса синиц, клестов, стук дятла. Токуют самые большие птицы Архангельской области – глухари и тетерева. Вездесущие комары и мошка не дают покоя местным жителям.

2. Физкульпауза: «Изобрази животное»

В Архангельской области много рек и озер. На западе расположены два крупнейших озера Архангельской области: Кенозеро и озеро Лаче. По территории области протекают четыре большие реки с многочисленными притоками: Северная Двина, Мезень, Онега, Печора. На территории области много болот и лугов. Болота накапливают пресную воду, а потом отдают ее рекам. На болотах растут мхи и лишайники, ягодники с морошкой и клюквой.

За все время развития природы появилось и исчезло бесчисленное количество видов растений и животных. Исчезающие и редкие виды  растений и животных нашей области занесены в Красную книгу, чтобы сохранить их для человечества. О некоторых из них я вам расскажу: Синий кит, атлантический морж, бабочка – Павлиний глаз дневной, тритон гребенчатый, уж обыкновенный, птица Тупик, барсук (демонстрация картинок с описательным рассказом).

3. Игра «Помоги раскрасить рисунки животных» 

Итог. Возвращение домой.   - С чем мы сегодня познакомились?  - Самая холодная часть Архангельской области – арктические  - Часть Архангельской области, где растения соседствуют с карликовыми деревьями. А зимой все животные носят шкуру белого цвета…- К югу от лесотундры расположена…- Вспомните и назовите самые крупные озера и реки Архангельской области.

Закрепление материала.    Игра «Раскрась рисунки животных».

Занятие 9

Тема: «Образование деревни Патракеевка»

Оборудование: карта Архангельской области, таблички с названием деревень: Патракеевская, Кушкушарская, Горская, Наволоцкая, Прилуцкая, Верховская, Шубинская, Негодяевская, Васильевская, карта России.

Предварительная работа: вместе с детьми найти определение словам: пришельцы, прозвище, пахотная земля, сенокосная земля, чум. Заучивание стихотворения «Под сполохи янтарного сияния»

Ход занятия:  

1. Воспитатель вносит конверт, который только что «принес» почтальон. А хотите узнать кто открыл наши земли? Как образовалась деревня Патракеевка, кого называют «поморами»?

                           2.    Рассказ воспитателя.

 Это случилось давным – давно на Севере (показ на карте России). Пришли на берег большой реки несколько древних людей. Они носили одежды из шкур оленей, были вооружены каменными топорами, луками и копьями, умели шить лодки и строить чумы. Охота и рыбалка здесь всегда были удачными и давали богатую добычу. И древние люди решили переехать сюда жить. Место, где жили древние люди, сейчас называется Архангельская область (показ на карте).

Древние жители Севера жили здесь тысячи лет и оставляли после себя много детей, внуков, правнуков. Их потомки стали местными жителями. Но они не умели читать и писать.

В  Х1 веке, те около 600 лет назад, на Север пришли первые люди из г. Новгорода. На кораблях они спустились по рекам, повторяя пути древних людей.

 Новгородцы были воинами, купцами и путешественниками(демонстрация картинки приложение 24).Они строили корабли и путешествовали по рекам и морям. Отважные первопроходцы строили свои крепости на берегах рек, недалеко от выходов в моря. Потомки новгородцев, жившие по берегам морей «по морю» стали называться «ПОМОРАМИ»

             - а нас можно назвать поморами? Почему?

Появились новгородцы и на берегах Сухого моря.

Чтение стихотворения детьми:    

Под сполохи янтарного сиянья,

Лаптями стежку протоптав в снегу,

Однажды к морю вышли россияне

И замерли на берегу.

Они дивились шири необъятной,

Могучим глыбам голубого льда

И порешили: не ходить обратно,

У моря поселиться навсегда.

По преданию, пришли на реку Мудьюг три родных брата т с ними еще несколько человек. Когда к ним присоединились и другие поселенцы, появилась необходимость переписать всех жителей.  И вот этим трем братьям были даны прозвища: первому и старшему среди них, не имеющему бороды – Безбородов, второму – по характеру- Морозов, а третьему – Негодяев. Сначала братья владели всеми землями вместе, но позднее пахотная и сенокосная земля были разделены по частям, и части эти стали называться по фамилиям своих владельцев.

Все больше и больше людей приходили на реку Мудьюг, поэтому появились деревни: Патракеевская, Кушкушарская, Горская, Наволоцкая, Прилуцкая, Верховская, Шубинская, Негодяевская, Васильевская (демонстрация карточек с названиями деревень – приложение 25)

 Деревня Патракеевка получила свое название от фамилии владельца этой деревни Афанасия Патракеева.

Патракеевка – одна из крупных деревень, расположенных на реке М  У  Д  Ь  Ю  Г  А (Мудьюга). Реку Мудьюга по другому называют «Черная вода» из-за коричневого цвета воды, которая стекает в реку из болот и рек.

Закрепление материала.

Раскрась раскраски

Занятие 10

Тема:     Жизнь и уклад поморов.  Воспитание мальчиков и девочек.

Оборудование: картинки с изображением карбаса; инструменты- топор, коса, грабли,                                                                                             плуг, ткацкий станок, прялка, люлька для младенца.

        Предварительная работа: Для игр: рыбки, вырезанные из бумаги по количеству детей, 2 мешка. определение понятий: мореход,  обычай, подросток, жать, грабить траву, стряпать, прясть, штопать, ткацкий станок.

Ход занятий:

           - Как называли жителей деревень, расположенных на берегах Белого моря?

           - В честь кого деревню назвали Патракеевка?

           - На какой реке расположена д. Патракеевка?

1. Сегодня я вам расскажу, как поморы воспитывали своих детей, чему их учили.

Поморы – это честные и порядочные, работящие, добрые люди, промышляющие рыбу и зверя, мужественные и смелые мореходы.

Море – это жизнь помора. В семье все мужчины – моряки. Мальчики с 8 – 9 лет ходили в море вместе со старшими на тяжелые промыслы. Таких мальчиков называли «зуйками» (приложение 30).

Также с малых лет мальчики учились ездить верхом на лошади, в 5 – 6 лет пасли скот. Детей учили косить траву, пахать землю, работать топором. Для выполнения всех видов работ детям изготовляли инструмент по росту: маленькие грабли, косы, топоры (демонстрация картинок).

Когда мальчики подрастают и им исполняется 14 лет, их называют подростками. Переходу мальчиков «зуйков» в подростковый возраст посвящался целый праздник. Пели песни, водили хороводы. Мальчикам нужно было пройти несколько испытаний: перенести мешок с камнями вместо рыбы, починить сети.

После окончания школы, подростки обучались в Патракеевской мореходной школе, где узнавали все тайны мореходного дела: шитье парусов, по чертежам изучали вооружение кораблей, учились разбирать чертежи судов, также изучали науки: арифметику, геометрию, литературу и др.         

Подвижные игры:

а) «Налови рыбы»

- играют парами: один держит за ноги, второй на руках старается дотянуться и вытащить рыбку.

б) «Перенеси мешок»

в) «Распутай сеть»

- встают в круг несколько детей. Держась за руки, начинают «запутывать сеть», меняясь местами. Затем, продолжая держаться за руки, стараются распутаться.

Семьи у поморов всегда были большие. В одной семье росли и воспитывались 5-6, а иногда и 10 ребятишек. И если мальчиков приучали к морскому делу, то девочек воспитывали как будущих хозяек.

Еще совсем маленькой девочке, которая еще спала в люльке (показ), пели колыбельные песенки, которые готовили ее к труду: «Баю баю деушку, на полянке жнеюшку, на лужку гребеюшку, на столе стряпеюшку, у окошка швеюшку» (пропевание с детьми куклам).

Напевая другую колыбельную, в шутливой форме знакомили детей с занятиями других членов семьи: «Баю,баю,забою, пошел старик за рыбою, мать пошла коров доить, сын пошел дрова рубить, бабушка у печки блинов напечет, дедушка на печке бородой трясет» (заучивание).

На русском Севере существовал обычай дарить маленькой девочке прялку, как первую игрушку (рассматривание). С 7 лет девочки зимой начинают прясть, штопать. Летом, когда взрослые на сенокосе, девочки нянчатся с малышами у себя дома или поступают  в няньки к соседям. С 12 лет уже начинают работать наравне со взрослыми: грести сено, косить, жать. Немножко повзрослев, девочки садятся за ткацкий стан. Девочек готовили к семейной жизни.

Итог:   

                      - Чем занимаются поморы? Какой характер у помор?

                      - Кем были все мужчины в поморской семье? (моряки)

                      - Как взрослым помогали дети?

                       - К чему готовили подрастающих мальчиков?  Девочек?

Закрепление материала.

Подвижные игры: «Налови рыбы»; «Перенеси мешок»; «Распутай сеть»

Работа с иголкой: -  вышивание

Знакомство с дрожжевым тестом – выпекание пирогов.

Занятие 11

Тема: Поморская молодежь.

                           Оборудование: для обыгрывания гадального обряда- повязка на глаза, кадушка с квашней,                                             изображение лошади, разукрашенной лентами, колокольчиками; женский наряд – юбка с полушубкой, повязка, икона.

Предварительная работа:  чтение русских народных сказок, заканчивающихся свадьбой. Определение понятий: квашня, явства.

Ход занятия:

1. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок, знакомых детям. Воспитатель предлагает детям послушать сказку, как поморский парень себе жену выбирал. Рассказывание сказки:

Не далеко и не близко, у самого Белого моря, на реке Мудьюга стоит село, которое издавна Патракеевкой зовется. Среди других семей поморов жили семьи Григория Патракеева, у которого было 3 сына и Ивана Морозова, у которого было 2 дочери и 2 сына.

Прошло время,  дети выросли умными, добрыми, трудолюбивыми. Настало время старшему сыну Григория Патракеева, Матвею, жениться. Стал он ходить на вечеринки («вечерины»), где молодежь собирается, себе невесту приглядывать.

А в семье Ивана Морозова выросла старшая дочь, Настенька. И решила мать Настеньки погадать на святки, выйдет ее дочь замуж в этом году или нет. Для этого мать завязала девушке глаза, отец поставил на середину избы опрокинутую вверх дном квашню. Настеньку стали водить по всей избе, а когда у нее закружилась голова, ее посадили на квашню. Отдохнув, Настенька встала и пошла  с завязанными глазами наугад. Подошла она к дверям – это значит, что скоро Настенька выйдет замуж.

2. Обыгрывание гадального обряда.

3. Продолжение сказки:

    - И стали родители Настеньку отпускать на вечеринки,  где молодежь  хороводы  водила, песни пела о поморской жизни северянина « при глубоком морюшке», «во чужой далекой сторонушке окиян – море». На одной из таких вечеринок познакомились Матвей и Настя и понравились друг-другу. Через некоторое время Матвей начал подговаривать Настю к замужеству и она дала ему честное слово выйти за него  замуж. Это называлось подаряться (договориться).

Пришел Матвей домой, поклонился отцу, матери и сказал: «Благословите меня, батюшка и матушка, жениться на дочери Ивана Морозова, Настеньке». Родителям Матвея нравилась эта девушка и они сказали: «Бог благослави, дитятко».

После благославения родителей, Матвей пригласил своего дядюшку, Андрея Патракеева, быть сватом (человек, который приходит к родителям невесты и просит отдать дочь замуж за молодого человека от которого он пришел). В один из февральских вечеров, пришел сват, Андрей Патракеев, в дом Ивана Морозова. Войдя в избу сват снял шапку и вызвал Ивана Морозова в сени для разговора о деле, за которым пришел.

Настенька, почуяв якобы невзгоду, забралась на печь и начала там плакать (обязательный обряд). Отец и мать девушки согласились отдать дочь замуж за Матвея и назначили свату время смотрения жениха и невесты.

Этот день настал. В дом невесты пришло очень много народу, чтобы посмотреть жениха, поплясать и песен попеть.

Вечером приехал на разукрашенной лентами с колокольчиками лошади жених с гостями. Ворота у въезда во двор специально закрыли. Сват постучал в ворота три раза и попросил принять гостей. Родители невесты отворили ворота, встречая гостей, проводили их за стол, заставленный разными явствами. Когда все гости сели за стол, родители вывели из другой комнаты (девичника) заплаканную невесту, одетую в русский наряд (юбке с полушубкой и повязке), на показ жениху.

Матвей вышел из-за стола и встал рядом с Настенькой. Родители невесты благословили молодых иконой и хлебом с солью (показ). Невеста угостила гостей и ушла в свою комнату – девичник.

На следующий день Матвей подарил невесте кольцо и пряники, а Настя подарила жениху платок и молодые поехали к венцу.

Свадьба была веселая, шумная. Молодым подарили много подарков и стали они жить счастливо и дружно.

Закрепление материала:

1. Инсценировка сказки.

2. Раскрашивание «Наряд невесты»

Занятие 12

Тема: «Семья поморов»

Оборудование: картинки с изображением рыб (фотографии) семги, селедки, кореха,  камбалы, наваги, сига, карбаса; животных – овцы, олени,  лошади, коровы, свиньи, посуды из глины. Картинки с изображением быта поморов.     DVD запись с изображением морских снастей.

                         

                          Предварительная работа:  разучивание песни «Встаньте государи..»; с родителями вспомнить блюда                  из рыбы.

Ход занятия:

1. Закрепление материала:

                       - Сколько детей было в семье поморов?

                       - Как называли мальчиков, с малых лет ходивших в море со взрослыми? (зуйки)

                       - Как помогали маленькие девочки взрослым? (пряли, штопали, нянчились)

                       - Где встречалась поморская молодежь? (на вечеринках)

                       - Что дарит жених невесте? (кольцо). Невеста  жениху? (платок).

2. Сегодня я расскажу вам как жили взрослые люди – мужчины и женщины, чем они занимались. (рассказ сопровождается показом картинок).

В семье поморов все мужчины   моряки,   хозяйство вели женщины. Семьи всегда были большие, дружные, работящие.

Вставали очень рано, еще до восхода солнца. Справившись с хозяйственными делами (мужчине наколоть дров, женщине обрядить скотину, испечь хлеб), приступали к холодному завтраку, который был в 6 часов утра. Потом были ранний обед (8-10час), поужинок – 12час, ужин (18 – 20час)  (демонстрация времени на часах). У каждого члена семьи было свое место за столом. Разговаривать за столом нельзя. Хлеб нарезали стоя, краюшка хлеба по очереди отдавалась детям. Первым к пище прикасался мужчина.  Из-за стола выходили и кланялись старшему. Главный продукт на столе – рыба.       Так и говорили: «Рыбки не поешь, не поработаешь».(назвать блюда из рыбы – дети).

Поморы никогда не боялись работы, трудились без устали. Летом многие жители уходили в море на больших и малых мореходных судах для ловли трески, палтуса.

Осенью рыбу привозили домой, солили в бочки, делая запасы на целый год, или продавали в                   г. Архангельск, Мурманск. На реке Двине ловили редкими и частыми неводами семгу, селедку, корехов, камбалу. Зимой на море ловили навагу удочками из прорубей. Рыбы было так много, что ее тут же продавали проезжающим.

Так же зимой занимались зверобойным промыслом (показ видеозаписи).

Весной мужчины занимались судостроением: сами шили карбасы, морские суда: шхуны, клипера, ладьи, раньшины, шняки, кочмара.

Радостным событием для всей деревни был спуск на воду вновь построенного судна. Весной, перед ледоходом, женщины и ребятишки шли, как на праздник, заливать воду в трюмы новых, еще стоящих на берегу, судов. Носили воду, кто ушатами, кто ведрами. Шумно и весело было: зальют водой, и если судно не течет, хозяин судна подносил старшему конопатчику рубль серебром, а если течет, конопатчики конопатили заново. Позже спустят воду из трюмов через чоп в днище, завершат работу, оснастят судно всем необходимым, и лишь потом спустят его на воду.

Патракеевку того времени смело можно назвать центром крестьянского кораблестроения Архангельской области.

Женщины – поморки всегда были добрыми и ласковыми, к мужу обращались «дружок», «красно солнышко», «родименький»; к детям: «солнышко», «дитятко», «кровинушка  моя». Работали женщины не меньше мужчин, занимаясь домашним хозяйством: воспитывали детей, ухаживали за домашним скотом (овцы, олени, лошади, коровы, свиньи), пряли шерсть, ткали холсты, готовили глину для изготовления домашней посуды, обрабатывали шкуры животных, шили одежду.

Кроме этого поморки помогали своим мужьям, выходя вместе с ними

 на парусных судах, ловить рыбу.

Закрепление материала.

Лепка и роспись посуды.

Занятие 13

Тема: «Одежда поморов»

                           Оборудование: открытки с изображением мужской и женской одежды, обуви – сапоги, лапти. Выставка мужской и женской одежды (по возможности)

                         

                           Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, журналов с изображением современной одежды и обуви.

Ход занятия:

Беседа « Одежда и обувь современных людей»

Рассказ воспитателя сопровождается экскурсией в музей или показом открыток с изображением одежды.

Изготовлением одежды занимались женщины: ткали холсты ткани на ткацком станке, а затем вручную шили одежду. Позднее ткань стали привозить из города, но шить одежду продолжали шить на руках. Только самые богатые поморы могли купить швейную машину.

Повседневной одеждой мужчин были рубаха да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. В холодное время года под кафтан поддевали зипун, подшитый внутри заячьим, а порой просто собачьим мехом. Непременной деталью одежды у мужчин и женщин был пояс или «кушак». На него подвешивали нож, расческу, специальную сумочку для денег и разных мелочей. Карманы, как деталь одежды, появились позже. На голове мужчины носили шапки с отворотами.

А что надевали на ноги?

Самой распространенной обувью были лапти. Их носили все: мужчины, женщины, дети. Плели лапти из коры липы (лыка) и коры березы (береста). Для того, чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору с 3-4 деревьев. Для крепости подошву лаптей прошивали толстой веревкой. На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков или простых веревок. Их обматывали вокруг ноги. Лапти не промокали, в них не было холодно. Внутрь для тепла и мягкости клали солому. Вот только снашивались они очень быстро. Зимой одну пару лаптей носили 10 дней, а летом всего 4 – 5 дней. Представляете, сколько было погублено деревьев,  чтобы все могли ходить в лаптях?

Позже стали шить сапоги (название профессии). Сначала их шили одинаково  для обеих ног. Только в процессе ношения они приобретали нужную форму для правой и левой ноги. Каблуки появились не сразу. Вначале их прикрепляли нитками, потом – деревянными гвоздиками, а намного позже металлическими  гвоздиками. Сапоги носили высокие, до колен. Обычно их красили в черный цвет. Когда наступали холода, внутри сапоги утепляли врйлоком, а ноги обматывали тканью – портянками.

Валенки на Руси появились сравнительно недавно. Они стоили дорого, поэтому в бедных семьях на всех детей могла быть одна пара валенок. Их надевали по очереди.

Женщины,  и в деревнях и в городах, носили одинаковые рубахи – сорочки. Поверх сорочек надевали длинный сарафан. А в праздник надевали красивый сарафан, обшитый золотой или серебряной тесьмой. В холодное время года сверху надевали душегрею – короткую кофту на лямках, обшитую мехом с застежкой спереди, или надевали телогрею – кофту, сшитую в талию, с воротником и длинными рукавами. С непокрытой головой можно было ходить только дома, а на улице – только девочкам и молодым незамужним женщинам в летнюю пору. Мы до сих пор иногда говорим «опростоволосилась», т е попала впросак. А раньше это означало, что женщина, появившись на людях без головного убора, себя опозорила.

В обычный день на голову надевали повойник (длинный кусок ткани с вышивкой на концах). В праздник надевали кокошник, вышитый золотом и бисером, украшенный жемчугом. Зимой надевали шапки, обшитые мехом.

На ногах женщины носили кожаные сапожки, но короче, чем у мужчин.

Закрепление материала:

1. Раскрась  раскраску.        

2. Дидактическое упражнение: «Наряди куклу»  (вырезание одежды для бумажной куклы)    

Занятие 14

Тема: «Крестьянская изба»

                           Оборудование:фотографии крестьянской избы, внутреннего убранства дома, домашней утвари, предметов обихода.

                          Предварительная работа: Определение понятий: подвал, чердак, амбар, усадьба, половицы, лавка, шесток. Подбор детьми совместно с родителями пословиц о доме, русской печи, домашней утвари. Рассматривание внешнего вида дома во время экскурсии.

Ход занятия:

1. Прослушивание  1 куплета песни. Вопросы воспитателя:

                          -  О чем песня?

                          - Назовите свой домашний адрес.

                          - Как по-другому называется деревенский дом?

2. Рассказ воспитателя:

Деревенский дом называют по разному: терем; хоромы – большие дома; дом поменьше – изба. Дома строили высокие для того, чтобы во время весеннего половодья (ледохода) вода не попадала в дом. Крестьянин строил свой дом так, чтобы был обеспечен хороший подход и подъезд к нему, а окна жилых помещений были обращены на солнечную сторону – «на лето». В тоже время из них открывался вид на окружающую усадьбу – на амбар, где хранилось все самое ценное и дорогое, на реку с лодочным причалом и расположенную у самой воды баню.

Дом делится на три части: нижняя часть – подвал, подполье; средняя – жилые помещения; верхняя часть (устремленная в небо) – чердак, крыша.

Верхняя часть жилища – крыша – ограничивает «свое» освоенное внутреннее пространство от «чужого», природного. Крыша дома представляет собой защиту от внешнего мира. Крыша может означать весь дом: «жить под одной крышей».

Под крышей находится чердак – верхняя часть дома, пространство между крышей и потолком. Чердак используется для хранения ненужных предметов, вещей. Также чердак считается одним из мест обитания семейного духа – покровителя – домового.

В нижней части дома , подвале, хранили продукты, которыми пользовались в течении длительного времени, в подполье хранили скоропортящиеся продукты.

Жилая часть дома состояла из зимнего помещения (или кухни),спальни, гостевого помещения – зал (передняя). Центральное почетное место в доме занимал «красный угол» или «передний» угол, который был освещен более других углов в доме. В красном углу находились самые ценные вещи: стол, иконы, библия, крест, свечи. Важной частью не только «красного угла», но и всего жилого помещения был стол. Стол ставили вдоль половиц, что было очень важно и имело положительный смысл в жизни крестьянской семьи. На столе постоянно находился хлеб, чтобы обеспечить достаток и благополучие в доме «хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».

Стол покрывали скатертью не всегда, а лишь в особых случаях (праздники, свадьбы). Скатерти вышиты узорной дорожкой посередине и красными узорами по  краям. Вдоль стола ставились лавки на которых сидела как семья в будние дни, так и званные гости в праздничные дни. Однако лавки на кухне служили и местом для сна: под голову подкладывали деревянный подголовник. Лавка у дверей – «конник», могла служить рабочим местом хозяина дома, а также лавкой любому человеку, пришедшему в дом без приглашения хозяев.

Посуда в доме подразделялась на повседневную и праздничную.  Обеденная посуда состояла из большой глиняной или деревянной миски, в которой подавали еду, фарфоровой или фаянсовой чашки с квасом, деревянных ложек, берестяной или медной солонки. Посуда для приготовления пищи находилась в «жаратке» - углублении печи на шестке и в самой печи. В домашнем хозяйстве использовались медные котлы, чугунки, в которых варили кашу, щи, уху, мясо. В чугунных сковородках, глиняных латках запекали рыбу. Чай пили из больших медных самоваров.

На открытой полке –«заблюднике» (фото) – находились тарелки. Особо выделялись «пасаженные» те свадебные тарелки. Их использовали только в праздничные дни.

На кухне стояла русская печь, которая располагалась около входа. Важное свойство русской печи – приготовление пищи: сырое превращается в вареное. Поддержание огня в печи и приготовление пищи были женским занятием. Так и в пословице говорится: «Печь нам мать родная». На печи зимой спали старики и дети. Рядом висела малька – кроватка для младенца, стояла прялка.

В зале никогда не было кроватей. Здесь стояла мягкая мебель – стулья, диваны, столы на резном подножии, граммофон.. Стены были оклеены обоями, потолки выкрашены белой краской. На стенах висели часы с боем, зеркала, фотографии в рамках. На окнах висели занавески из тюля, на столах - вязанные крючком, скатерти и салфетки. Обогревали жилые комнаты печи – «голландки», которые были украшены лепным узором и раскрашены в белые, синие, золотые цвета (фото)

Закрепление материала:

1. Лепка и роспись посуды. 2. Игра: «Сравни и раскрась дома»

3. «Назови сказки, где упоминается русская печь, раскрась картинки»  4. «Раскрась картинку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...