Конспект НОД "Дерево добрых дел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сотникова Ирина Владимировна

Цели: формировать у детей представление о доброте, понятие «доброта», «дружеские взаимоотношения», умение выражать чувства добрыми словами.  Тренировать навыки работы с бумагой, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, формировать навыки вырезывания. Побуждать к помощи взрослым и друг другу. Учить слушать литературные произведения, знакомить с русскими пословицами, отвечать на вопросы, развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад №1 Централизованной религиозной организации «Смоленская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира

для детей старшей группы (5 – 6 лет)

на тему: «Дерево добрых дел»

Составила воспитатель: Сотникова Ирина Владимировна

                                                   

г. Смоленск

2017г.

Пояснительная записка

Основная цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой, духовно – нравственной, социально – активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, и бережно к ним относиться. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, доступные детскому пониманию объяснения известных факторов в рамках библейской истории, православное освящение вопросов.

Особое внимание необходимо обратить на духовно – нравственную сторону формирования целостной картины мира. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно вдохновлять, воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. Какое оно? Изобразительная деятельность – рисование, аппликация, лепка – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Следовательно, необходимо так руководить изобразительной деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.

  Приведу пример работы с наглядным пособием «Дерева добрых дел».  У каждого ребенка группы на этом дереве есть своя веточка, на которой помещена его фотография. Постепенно она покрывается листочками. Листочки символизируют добрые дела детей. Периодически, в зависимости от нравственной ситуации, сложившейся в группе, проводится обсуждение событий, произошедших за это время. Поводом для разговора может послужить изменение в настроении сказочного персонажа. Обсуждая ситуацию, дети высказывают результаты своих наблюдений, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть встретившиеся трудности, видя какие – либо негативные явления, подсказывают, как надо поступить.

  Следует отметить, что работа с этим пособием исключает соревновательность. Воспитатель стремиться помочь детям научиться добрым делам, найти гармонию во взаимоотношениях, помочь своим товарищам преодолеть трудности, а не считать, на чьей веточке появилось больше листочков.

Результатами этой работы является осознание детьми своих поступков, развитие самооценки: под влиянием моральных оценок они начинают относить свои поступки к хорошим или плохим. Они не только усваивают оценки, которые дают взрослые, но и эмоционально их переживают, помнят их и стремятся сделать лучше то, чем они заняты.

Пособие «Дерево добрых дел» используется в следующих целях:

- помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать зависть;

- стимулировать развитие у детей самооценки и стремления к положительным изменениям в их поступках, моральных качествах;

- воспитывать стремление к выполнению нравственных норм и правил, помочь в преодолении трудностей, своих недостатков.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: формировать у детей представление о доброте, понятие «доброта», «дружеские взаимоотношения», умение выражать чувства добрыми словами.  Тренировать навыки работы с бумагой, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, формировать навыки вырезывания. Побуждать к помощи взрослым и друг другу. Учить слушать литературные произведения, знакомить с русскими пословицами, отвечать на вопросы, развивать речь.

Задачи

образовательные:

  • Раскрыть сущность понятий «добро», «доброта», добрые поступки». Учить описывать приметы весны, учить детей вырезывать округлые формы из квадрата (листочки), путём округления углов по контуру. Учить создавать коллективную композицию, подводить к образному видению результатов работы, к их эстетической оценке.

воспитательные:

  • Воспитывать навыки добрых, вежливых отношений друг с другом, воспитывать послушание, отзывчивость, терпение, скромность, ответственность. Воспитывать уважение к труду взрослых. Побуждать детей к бережному отношению к природе.

развивающие:

  • Развивать социальные чувства, взаимопомощь, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания, пользование бумагой, клеем. Развивать творчество детей, воображение, самостоятельность, активность.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами (добро, радость, забота, внимание, послушание, помощь, вежливость, вежливые слова). Доброта – это отзывчивость, умение сочувствовать и сострадать людям, стремление делать добро другим.

Предварительная работа: чтение сказок о добре, пословиц, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций на тему: «Добрые дела», приклеить каждому на свою веточку дерева фото ребенка.

Материалы и оборудование: наглядное пособие «Дерево добрых дел», вырезанные из зеленой бумаги квадраты с изображением листочка, ножницы, клей, кисточки, подставки, салфетки.  

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, объяснение, художественное слово);
  • наглядный (показ, демонстрация)

Планируемые результаты:

предметные:

  • умение вырезывать, наклеивать в соответствии с возрастом, владеет навыками самообслуживания.

метапредметные:

  • расширение кругозора, интересуется изобразительной детской деятельностью.

личностные:

  • Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость), умеет сопереживать,

помогать друг другу, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, проявлять чуткость к художественному слову.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационныймомент. (Создать атмосферу доброжелательности, доверия и любви).

Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день! Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это символ добра.

Если хмуримся с утра,                                                                                                      Нам поможет доброта,                                                                                              Вы, ребята, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Теперь я вижу, что все готовы.

2. Беседа о добрых делах.

Ребята, какими вы себя считаете большими или маленькими? А добрые дела вы уже делаете? У кого из вас есть младшие братья и сестры? Вы играете с ними? Гуляете? Это добрые дела. А у кого дома живут животные? Вы ухаживаете за ними? Как вы помогаете родителям? Вы также поможете маме, если будете убирать игрушки после игры, не мусорить, аккуратно вешать одежду. Вы освободите маму от лишней работы, проявите заботу о ней. Младших братьев и сестер можете успокоить, спев им колыбельную. Это добрые дела – добродетели. А какие добрые дела можно делать на природе?  Нельзя мусорить, если отдыхаете на природе. Мусор всегда надо за собой убирать. Это доброе дело. Не ломать ветки, не топтать муравейник (ответы детей).   Добрые дела приносят радость, улучшают настроение. «Добрый человек добру и учит». А вы знаете, что добрый человек – очень вежливый. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».  Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Для того чтобы быть вежливым, мы должны пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее и радостнее.

Вежливых слов не одно и не два,                                                                              Помни и знай эти чудо – слова:                                                                             Доброе утро, добрый день,

здравствуйте, до свидания,

извините, спасибо,                                                                                             пожалуйста, простите,

приятного аппетита.

3.Рассматривание наглядного пособия «Дерево добрых дел».

             Дети рассматривают наглядное пособие «Дерево добрых дел».                              - Посмотрите, какое красивое дерево у нас есть. Это дерево не простое –

это «дерево добрых дел». Посмотрите, какое яркое солнышко светит, небо какое? Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?  Весна. Какие ещё приметы весны вы видите на картине? Весело капает капель, появились сосульки, тает снег, бегут ручьи. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Как радуется всё вокруг тёплому, весеннему солнышку! Деревья просыпаются, скоро появятся первые листочки.

Дети, а вы знаете, что нужно беречь, любить природу. Любить природу нужно глазками и добрыми делами, а не руками.

Мальчики и девочки!                                                                                                       Будьте так добры,                                                                                                                Не ломайте веточки                                                                                                     Просто для игры.                                                                                                 Пусть они окрепнут,                                                                                                                  Пусть зашелестят,                                                                                                                 И потом наденут,                                                                                                               Пышный свой наряд.

            А какой наряд у деревьев? (Листья).                                                                              Сейчас мы будем вырезать листья для нашего «дерева добрых дел». У каждого из вас на этом дереве есть своя веточка, на которой помещена фотография (картинка). Постепенно она будет покрываться листьями.   Листья – это ваши добрые дела. Чем больше вы будете совершать добрых дел, тем больше будет появляться листьев на вашей веточке. Будем друг другу помогать совершать добрые дела, чтобы у каждого на веточке были листочки.

4.Вырезывание листьев.

Перед вами зелёные квадраты с изображением листа. Аккуратно по контуру вырезываем ножницами листок. Поворачиваем бумагу, чтобы закруглить листок. Всем понятно? Тогда можно приступать к работе. Кому трудно – я помогу. (В процессе работы направлять детей на правильное выполнение, помогать при необходимости, поощрять).

5.Дети рассматривают вырезанные из бумаги листья.                                             Все листья вырезаны, молодцы. Ненужные обрезки бумаги соберите на поднос. Сегодня мы с вами сделали доброе дело: для нашего дерева вырезали листья. Все трудились, старались, поэтому каждый из вас может на свою веточку приклеить один листок. Все остальные вырезанные листья мы положим в коробку. (Собрать листья у всех). Берите кисточки, макайте в клей, много клея не набирайте, чтобы он не капал. Лишний клей снимайте о край баночки с клеем. Весь листок намазываем клеем. После окончания работы не забывайте убирать кисточки на подставку. Наклеиваем листья на свою веточку.

Вот какое доброе дело мы сделали. Послушайте пословицу:

«Жизнь дана на добрые дела,                                                                                  Плохие дела не доведут до добра».

Всегда нужно делать только добрые дела.

Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет!

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час!»

Доброта она от века –

Украшение человека!

Мы поместим наше «Дерево добрых дел» в красный уголок. Я надеюсь, что

на нашем дереве будет каждый раз появляться новый зелёный

листок – ваше доброе дело.

6. Игра – загадка «Доскажи словечко».

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат … пению,

Паучок … терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас…  труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас… правдивости.

Учит снег нас… чистоте,

Учит солнце… доброте,

И при всей огромности

Обучает… скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой…  дружбе.

            Сейчас вы сделаете доброе дело – уберёте своё рабочее место, наведёте порядок: уберёте бумагу с подносов, ножницы на место, промоете кисточки и т.д. (Поощрение детей).

7.Рефлексия

1. О чем мы сегодня узнали?

2. Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Доброе слово"

Конспект занятия по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте" для младшей группы....

Конспект "Делаем добро"

«Делаем добро»Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств детей.Задачи: Обучающие – формировать нравственные качества у детей, расширять представления о доброте;Воспитательные –...

Конспект занятия«Добро в твоём сердце»

Цели и задачи: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей...

конспект занятия:"Добрые и смелые, сильные, умелые - помогаем всем".

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная  эмоциональность ребенка, его эмоция. Эмоции – особая форма отражения действительности. Они складываются у ребенка в ходе практической деятельн...

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе...

Конспект "Дороги добра"

Конспект по социально-коммуникативному развитию детей для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия «ДОБРЫЙ СНЕГОВИК»

 наблюдения в природе,  лепка снеговика из снега на прогулке и из пластилина на занятии,    рассматривание иллюстраций о зиме, картины «Дети лепят снеговика»,     ...