Конспект по познавательному развитию и ознакомлению с миром природы «Покормите птиц зимой» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Афонина Валентина Николаевна

Цель:- формирование основ экологического воспитания.

Задачи:формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки; картинки с цифрами 7,8,10,маркер согласного, мягкого, глухого звука, схемы звуко-слогового анализа, схема предложения, кассы букв, тетради логопедических заданий, красные, зеленые и синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию и ознакомлению с миром природы

«Покормите птиц зимой» в старшей группе

Цель:- формирование основ экологического воспитания.

Задачи:формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки; картинки с цифрами 7,8,10,маркер согласного, мягкого, глухого звука, схемы звуко-слогового анализа, схема предложения, кассы букв, тетради логопедических заданий, красные, зеленые и синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход:

1. Организационный этап.

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Воспитатель: -Ребята, А сейчас мы поговорим о птицах. Скажите, каких птиц вы знаете? (голубь,ворона,ласточка,грачи,соловей и т. д.).

(Ответы детей)

Воспитатель: -Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

(ответы детей)

Воспитатель:- Правильно ребята, а как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

(Ответы детей)

Воспитатель:- Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь?

(Ответы детей)

Воспитатель (помогает).

1. Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

2. Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

3. Трава увядает.

4. Вода в водоёмах, реках замерзает.

5. Почва покрывается снегом.

6. Тепла становится все меньше и меньше.

Воспитатель:

-А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

1. Вещунья – белобока,

А зовут её …

(Сорока)

2. Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

(Синичка)

3. Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр!»

(Ворона)

4. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

5. Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

6. Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

7. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

8. Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

(Голубок)

Воспитатель:- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

(Воспитатель обращает внимание на кормушку где прилетели разные птицы и задает вопрос детям (рисунок).

Воспитатель:- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку?

(Ответы детей)

Воспитатель:- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

Ответы детей)

Воспитатель: -Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

Воспитатель:- Да ребята, а для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

-В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт.

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Воспитатель:- Ребята, наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

Воспитатель:- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

(ОРНИТОЛОГ)

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель:- Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха).

(ответы детей).

Воспитатель:- - Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

- Семена подсолнечника- едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы.

- Семена дыни и тыквы- едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес- воробьи, синицы.

- Пшено– любимая еда воробьев.

- Ягоды рябины– любимая пища снегирей.

- Хлебные крошки- едят синицы и воробьи.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц а так же для ворон, галок и сорок.

Воспитатель:- -Ребята,Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

(Ответы детей)

Инсценировка отрывка по произведению В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.

“Зинь-зинь-зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)

-В старину февраль ещё называли “снеговеем”. В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короткий и времени на поиски корма мало.

Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

Воспитатель:- Ребята, вы послушали рассказ, а теперь ответьте на вопрос «О чём они просят?»

(Ответы детей)

Воспитатель:- Ребята, скажите, что интересного о птицах мы узнали сегодня на занятии (какие птицы бывают и т. д.)

Воспитатель:- Ребята, а вам понравилась сегодняшнее занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема «Как животные помогают человеку» Возрастная группа старшая

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема «Как животные помогают ч...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто" для старшей группы

Тематическое занятие направлено на воспитание у дошкольников чувства гордости за свою страну, уважения к истории и знакомство с вечным огнем в родном городе. ...

Конспект по познавательному развитию на тему: «Наблюдение цветов на клумбе детского сада» в старшей группе

Знакомство детей с особенностями строения и отличительными признаками цветов, развитие умения ухаживать за растениями, полив цветов, а также воспитание любви к растениям....