проект "Веселая сенсорика"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Наумкина Мария Владимировна

проект "Веселая сенсорика " в 1 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumkina_femp.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 «Вишенка»

Педагогический проект

на тему: «Веселая сенсорика»

Выполнила: Наумкина М. В.

г. о. г. Выкса, 2017 г.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль ).

Участники проекта: воспитатель Наумкина М. В., дети младшей группы

№ 1.

Итоговый продукт проекта:

  • Дидактическая игра «Подбери шапку и шарфик к пальто»

Проблема: необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры младших дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Дети познакомятся с основными цветами
  • Научатся различать понятия большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий
  • Научатся простейшим обследованиям  предметов.

Цель: формирование и развитие сенсорных представлений у младших дошкольников средствами дидактических игр и игровых упражнений

Задачи:

Для детей: 

  • Совершенствовать умения детей определять 4 основные цвета (жёлтый, синий, зелёный, красный)
  • Уметь различать понятия: большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий
  • Научиться простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, попробовать и т.д.)

Для педагога: 

  • Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств  предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
  • Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  • Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, размеру.
  • Развивать речь, мелкую моторику детей младшего дошкольного возраста

Для родителей:

  • Учитывать и закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей.

Актуальность.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап
  • подбор методической литературы, иллюстративного материала;
  • подбор оборудования, изготовление пособий по данной теме;
  • создание предметно-развивающей среды
  1. Основной этап

1 неделя  (красный цвет)

Дидактическая игра «Соберем пирамидку»

Дидактическая игра «Длинная – короткая»

Дидактическая игра «Потрогай и угадай».

Дидактическая игра « Включи - выключи, открой – закрой»

2 неделя  (желтый цвет)

Дидактическая  игра « Цветное домино»

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Дидактическая игра «Мозаика»

РОД по художественно – эстетическому развитию (лепке) «Лучики для солнышка»

3 неделя  (зеленый цвет)

Дидактическая игра «В лес за грибами»

Дидактическая игра «Варежки»

Дидактическая игра «Цветная полянка» (с крышками)

Конспект по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Травка для коровки»

4 неделя  (синий цвет)

Дидактическая игра «Украсим коврик»

РОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Дождик»

Дидактическая игра «Тучка» (с прищепками)

Дидактическая  игра «Собери пирамидку»

5 неделя  (повторение всех цветов)

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Дидактическая игра «Украсим платок»

Подвижная игра «Цветные полянки»

Подвижная игра «Цвет – движение»

Дидактическая игра « Красный, желтый, синий, зеленый»

  1. Заключительный этап

Коллективная работа «Воздушные шары»

Список литературы

  1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности .М .Мозаика –Синтез.2012.
  2. Новиковская О. 1000 забавных пальчиковых игр: методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Астрель,  2010.
  3. «Развитие элементарных математических представлений» Е. С.Д  Демина, 2009 г.
  4. Янушко Е. А.«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Приложение к проекту

Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные  ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: формирование  умения  группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формирование представлений  «широкое - узкое».

Содержание.

Игра  проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

Дидактическая игра «Украсим платок»

Цель: упражнение детей в сравнении двух  равных и неравных по количеству групп предметов, в ориентировке на плоскости.

Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).

В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

Дидактическая игра «В лес за грибами»

Цель игры: формирование у детей представления о количестве предметов «один - много», активизация в речи детей слов «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

 Дидактическая игра «Украсим коврик»

Цель игры: развитие  умений  детей сравнивать два предмета по величине, активизация  в речи детей слов «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

Подвижная игра «Цветные полянки»

Цели: закрепление  знаний цветовых оттенков; развитие умений ориентироваться в пространстве;  объединение предметов  в группы по цветовому признаку; упражнение  в беге врассыпную.

Материалы: обручи желтого, красного, синего цвета.

Содержание: «цветные полянки» гномиков (обручи) располагаются на полу. Воспитатель предлагает найти в игровой комнате предметы такого же цвета и поместить их в соответствующие обручи, называя цвет каждого предмета и объясняя, почему он должен располагаться здесь. Дети бегут по игровой комнате в разных направлениях, находят нужные предметы. По сигналу воспитателя дети должны положить предметы на «полянки», соответствующие найденным предметам по цвету.

Правила: на «полянку» можно класть только предметы такого же цвета, как и она сама. Обратить внимание, что предметы могут быть разные, но одного цвета, а значит, располагаться на одной «полянке», или одинаковые, но разного цвета, и находиться на разных «полянках». Бегать нужно, не наталкиваясь друг на друга. Ребенок должен оценить правильность выполнения задания другими детьми.

Подвижная игра «Цвет – движение»

Цели: закрепление знаний основных цветов; развитие зрительного  внимания, быстроты реакции, координации движений, чувства ритма, двигательной   активности.

Материалы: кружки желтого, зеленого, синего, красного цветов.

Содержание: дети выполняют движения при показе разноцветных (сигнальных) кружков: на красный цвет – приседание, на синий – прыжки на двух ногах, при показе зеленого цвета – хлопки в ладоши, на желтый цвет – стойка «смирно».

Правила: задание выполнять быстро, согласованно, ритмично. Смена движений производится строго по сигналу (цветному кружку).

Дидактическая  игра « Цветное домино»

Оборудование: Цветное домино.

Цель: развитие сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4 –х основных цветов

Ход игры: Игра проводится с 4- 5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета положил предыдущий ребенок.

Дидактическая игра « Включи - выключи, открой – закрой»

Цель: развитие моторики кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Дидактическая игра « Красный, желтый, синий, зеленый»

Оборудование: цветные картинки, игрушки, цветы, одежда разных цветов.

Цель : совершенствование в различии, в назывании картинки по цвету предметов, развитие сенсорных способностей детей.

Руководство: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов

 ( игрушки, цветы, одежда разных цветов)

Воспитатель показывает картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Дидактическая игра «Потрогай и угадай».

Цель: упражнение детей в определении  на ощупь и названии  знакомые предметов.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Дидактическая игра «Варежки».

Цель: упражнение детей в соотношении   предметов  по цвету.

Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты).

Конспект РОД по художественно – эстетическому развитию (лепки)  «Лучики для солнышка»

Программное содержание:

Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Учить отщипывать и формировать и формировать колбаски из пластилина.

Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку.

Ход:

1. Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите дети, как светло у нас с в группе. Вы знаете, почему (ответы детей)

Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно.

Посмотрите на картину (показывает картину с изображением солнца). На картине мы видим круглое желтое солнце. Вот и к нам оно заглянуло, что бы порадовать нас своим светом и теплом.

Воспитатель рассказывает стишок «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто

Дети хлопают в ладоши.

Физкультминутка игра «Солнышко»

Ночь в окошко заглянула, наклоняют голову подкладывают

Наше солнышко уснуло под щёку ладошки

Солнце просыпается - поднимают вверх руки и улыбаются

Деткам улыбается друг другу.

2. Лепка «Лучики для солнышка»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в окошке светит солнышко (обращает внимание детей на мольберт на котором приклеен лист бумаги с наклеенным жёлтым кругом).Только мне кажется, что у моего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете чего (ответы детей). Сейчас мы сделаем лучики солнышку. Нужно раскатать «колбаску». Покажите как мы будем это делать (дети выполняют прямые движения ладонями). Из нашего кусочка пластилина нужно сделать тоненькие лучики. Поэтому надо раскатывать посильнее (показывает приёмы раскатывания «колбаски»). Вот один лучик готов. Помогите мне сделать много лучиков для наших солнышек.

Вылепленные лучики дети прикладывают к своему солнышку. В конце  спросить у детей «Какое получилось солнышко?»(круглое, желтое, весёлое, тёплое, ласковое).

Конспект РОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Дождик».

Программное содержание:

Развивать у детей умение переключать слуховое внимание.

 Вызывать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов передавать                           капельки дождя, учить держать карандаш в правой руке.

Ход : Вот какой дождь идет на улице! Он намочил все деревья, кустарники. На земле образовались лужи. Слышите, как стучит в наши окошки дождь? Как дождь стучит? (кап-кап). Гулять в такую погоду нельзя, сразу намокнешь и простудишься. А вот для растений - деревьев, травы, цветов дождь очень нужен.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи

Брызни в поле гуще

Станет травка гуще!

- Дождик капнул на ладошку-

Кап-кап, кап!

На цветок, и на дорожку-

Кап, кап, кап!

Застучал по крыше он-

Кап, кап, кап!

И раздался чистый звон-

Кап, кап, кап!

Ребята, а давайте мы  дождик нарисуем! Хотите? (Хотим)

Рисование дождика

Посмотрите, на моей картинке цветочки, травинки так ждут дождя. Туча уже нависла над моим лужком, а дождя так и нет. И вот одна капля, втора (рисую на мольберте штрихи), и, посмотрите, какой сильный пошел дождь! А на ваших листочках трава и цветы все еще ждут дождя.

Во время процесса рисования контролируют приемы работы, активизируют деятельность детей, приговаривая: « Вот одна капелька, другая…кап-кап-кап. И вот уже сильный дождь пошел, а теперь все слабее кап-кап-кап».

В конце рассматриваем все рисунки с детьми.

- Посмотрите, а зайчик улыбается, и предлагает нам поиграть.

          Светит солнышко с утра,

          Значит, нам гулять пора.

          Кап, кап, кап!- дождик по дорожке!

          Прячьтесь дети под зонтом дождь осенний переждем!

Игра «Солнышко и дождик».

Конспект РОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Травка для коровки»

Цель: Формирование  у воспитанников умений рисовать вертикальные линии.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение правильно держать кисточку, учить воспитанников рисовать прямые линии поверх эскиза, контролировать их длину; закрепление знаний о зеленом цвете.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, развивать интерес к рисованию.

Воспитательные: воспитывать желание помогать, откликаться на просьбу.

Материалы: Краски - гуашь зеленого цвета; листы бумаги формата А4 с эскизами (по количеству детей); кисточки; вода в баночках; тряпочки, салфетки; фланелеграф; набор картинок по теме;  игрушки-коровы.

1. Познавательная и коммуникативная деятельность

Воспитатель:- Я сейчас вам спою песенку, а вы внимательно послушайте.

Воспитатель под  музыку поёт: «Далеко-далеко. На лугу пасутся ко…»  (ответы детей) (Козы)

(На фланелеграфе – картинка с изображением козы)

В: - Нет не козы!

«Далеко-далеко. На лугу пасутся ко…»  (ответы детей) (Кони)

 В: - Нет не кони!

(На фланелеграфе – картинка с изображением лошади)

 «Далеко-далеко. На лугу пасутся ко…»  (ответы детей) (Коровы)

(На фланелеграфе – картинка с изображением коровы)

В: Правильно! Коровы! Пейте дети молоко ! Будете здоровы!

-Слышите, коровки мычат, кушать хотят.

Вот коровка к нам идет,

Деткам молоко несет

И кричит: «Му-му,

Молочка кому, кому».

У нее острые рожки,

У нее четыре ножки,

Вот живот, вот спина,

Машет хвостиком она.

-  А кто знает, что любят кушать коровки? (ответы детей)

Пришли коровки на лужок, посмотрели, а травки то ещё нет. Давайте все вместе разбудим травку и  скажем:

- Травушка – муравушка покажись,

Золотому солнышку поклонись.

- Я сейчас возьму кисточку  и нарисую травку вот для этой коровки.

(воспитатель рисует травку – на листке с изображением коровки)

- А какого цвета травка? (ответы детей) (Зеленого)

-Посмотрите сколько коров ещё пришло на лужок (появляются игрушки - коровки).

-Давайте поможем травке проснуться, пусть коровки покушают.

2. Продуктивная деятельность (рисование)

Дети выполняют рисунок. Воспитатель следит за осанкой детей, наблюдает за техникой рисования, оказывает индивидуальную помощь.

-Палка-палка –палочка,

Вырастает травочка.

Зелёная палочка-

Зелёная травочка.

Посмотрите сколько много травки выросло, какой чудесный лужок у нас получился! Пусть теперь коровки кушают, а мы сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая игра «Разминка»

- Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

3.Рефлексия

Воспитатель - Мы сегодня разбудили травку и накормили коров. А какого цвета травка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...