Интегрированная образовательная ситуация по экологии и изодеятельности "Строение растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гладченко Ольга Ивановна

Образовательная ситуация по экологии, обощающая знания дошкольников о строении растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroeniy_rasteniy.docx51.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

108840, г.Москва, г. Троицк, ул. Школьная  д.10, тел./факс8(4958) 51-03-11,

                                                                       E-mail: gimnvp@mail.ru,

Интегрированная образовательная ситуация по экологии и изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста на тему: «Строение растений»

Гладченко Ольга Ивановна, воспитатель,

адрес электронной почты: olga.oi73@mail.ru

Цели и задачи

Образовательные:

- обобщить знания детей о строении растений;

-  сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех органов растений;

- формировать умение давать развернутые ответы на вопросы;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- продолжать знакомить детей с новой техникой изображения.

Коррекционно - развивающие:

- развивать мышление, внимание, воображение, память, чувство цвета, формы и мелкую моторику;

- закреплять умение располагать изображенные предметы на листе бумаги.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- развивать наблюдательность и эстетический вкус.

Предварительная работа: беседа из серии наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях. Каждый ребенок получает отросток традесканции и стаканчик с водой. Объяснить необходимость влаги для растения. Следующее наблюдение проводится при появлении первых корешков. Предложить детям сравнить свои растения. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

Оборудование: карточки с нарисованными частями растений, плакат «Странное растение», стаканчики с побегами традесканции. Разнообразные по форме комнатные растения. Ватные палочки для рыхления почвы. Лист белой плотной бумаги с изображение фиалки, восковые  карандаши, акварельные краски, емкость с водой. Оборудование для просмотра презентации.

Ход образовательной ситуации.

Организационный момент.

-Ребята умеете ли вы отгадывать загадки? Если вы правильно отгадаете загадку, то на экране появится картинка.

1.Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)

2.Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)

3.В кадке вырос куст,
И широк ,и густ :
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)

4.На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)

5.Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)
     

Основная часть.

                                                                             

- Вы уже поняли, что мы сегодня поговорим о комнатных растениях. Ребята, сейчас я задам вам очень трудный вопрос: сколько частей имеет каждое растение?

Выслушав хоровые ответы, и не вдаваясь в глубокое обсуждение, педагог продолжает:

- Вот сейчас и будем разбираться. У вас на столах лежат карточки с изображением частей растений. Я буду называть каждую часть, а вы будете называть и показывать мне карточку с необходимой частью растения.

- С этим заданием вы справились. А теперь нам необходимо из карточек собрать целое растение (Дети собирают растение на столе; работают самостоятельно; воспитатель контролирует правильность выполнения задания).

- Молодцы! Теперь посмотрите на таблицу. ( Педагог использует плакат «Странное растение», на котором изображено растение, состоящее из несовместимых, но хорошо известных детям частей растений Н: стебли злаков, цветок фиалки, а листья березы.) Что здесь перепутано? Может ли жить такое растение? (Дети высказывают свое мнение.)

- Теперь рассмотрим настоящие растения. Дети подходят к столу, на котором представлены комнатные растения. Дети рассаживаются возле стола. В первом ряду комнатные растения,  имеющие типичное строение и распознающиеся детьми без труда. Несколько растений необходимо взять с цветами. Далее стоят растения не типичные: с вьющимися веточками,  с иголочками и колючками вместо листьев. Вызванный ребенок подходит к растениям и описывает выбранное растение. Вначале задание покажется простым, так как все растения знакомы детям, но когда дети приступают к описанию более сложных растений отвечать сложно. Н: что считать листом у аспарагуса: одну иголочку или всю «ветку»? Где стебель у хлорофитума? Тело кактуса является листом или стеблем? Может показаться, что дети пытаются угадать, какую форму имеет у данного растения стебель, на самом деле идет сложный процесс мышления, и дети на подсознательном уровне включают механизмы прогнозирования, позволяющие им во многих случаях предвидеть правильный ответ. Такая методика организации занятия способствует развитию логического мышления. Знание названий растений в данной образовательной ситуации не требуется. Напротив, отвлекаясь от названий, они сосредотачивают все свое внимание на отдельных органах.

-Почему нам сложно рассмотреть корни растений? (Ответы детей).

-Рассмотреть корни мы можем на побегах традесканции, которые долго стояли в воде. ( Воспитатель раздает детям стаканчики с побегами традесканции . Дети рассматривают корни, не вынимая растение из воды.)

- А сейчас мы попробуем рассмотреть корни растения, растущего в почве. Давайте, очень аккуратно, разроем почву около стенки горшка и попытаемся не порвать тонкие корешки, иначе наше растение может начать болеть.  (Воспитатель аккуратно раздвигает почву палочкой и показывает детям корешки).  

-Увидели корни? Обратите внимание на то, что корни очень тонкие и нежные, поэтому рыхлить почву нужно очень аккуратно. ( Воспитатель предлагает детям разрыхлить почву у растений.)

- Подскажите, пожалуйста, чего не хватает на наших растениях и почему? (На них нет плодов, потому что наши растения декоративные). Вспомните,  как узнать, является ли интересующая нас часть растения плодом? ( Его нужно разрезать и посмотреть, если внутри есть семена - это плод.)

-Давайте рассмотрим плоды овощных культур. ( Н: огурец, помидор и т.д.) На тарелке вместе с плодами лежат и различные части растений. (Дети рассматривают разрезанный  помидор или огурец  и находят там семена.)

-А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в пальчиковую игру «Цветок».

Пальчиковая гимнастика  «Цветок»

Солнце поднимается,

Цветочек распускается.

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.

Высокие, красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку пьют

 Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями.

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются

Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями

Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются с запястьями

Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.

- Вы хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы все запомнили? (Воспитатель предлагает детям раскрасить фиалку восковыми мелками, а  фон акварельными красками.)

Подведение итогов.

-Вы справились со всеми заданиями. Что интересного вы узнали?

С каким новым комнатным растением вы познакомились?

А теперь подскажите мне, сколько частей имеет каждое растение? Назовите мне части растения. (Каждое растение имеет всего пять частей: корень, стебель, лист, цветок и плод).

 В конце образовательной ситуации дети делают вывод:

-Комнатные растения — это живые существа, поэтому мы должны  с вами заботиться, беречь их, ухаживать и бережно относится к ним.

Используемая литература: А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», В.А. Грошенкова « Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по экологии «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии "Весна идет- весне дорогу"...

Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Три тайны воды».Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания. Интеграция образовательных областей: ü познавательное развитие;ü социально-коммуникативное разв...

Конспект образовательной ситуации по экологии «Кому нужна вода?»

развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни...