Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел

 

 К.Е.Тимирязев

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников Воспитатель: Н.Г. Джанболатова

Слайд 2

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел К.Е.Тимирязев

Слайд 3

Цель: Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Слайд 4

Задачи: Расширять представление детей о физических свойства окружающего мира. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Привлечь родителей к совместной деятельности. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы по экспериментированию.

Слайд 5

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков , А.И. Савенков, А.Е. Чистякова, О.В. Афансьева ) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Слайд 6

Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.; Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.; Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О .А . Воронкевич .- СПб : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.; Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.; Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.; Экологическое воспитание дошкольников (Л.Г. Горшкова, А.В. Кочергина; Путешествие в мир природы (Т.А. Шорыгина); Как ухаживать за растениями (И. Верзилин); Экологическая азбука (В.П. Арсеньева).

Слайд 7

Дидактичес - кие игры НОД Трудовая деятельность Наблюдения Опыты эксперименты Чтение художест-ной и познават-й литературы Формы работы с детьми

Слайд 8

Дидактические игры Д/и « Природа-неприрода » Д/и «4 лишний» Игры с водой Д/и «Что из чего?» Д/и «Определи по запаху» Д/и «Чудесный мешочек». Д/и «Подбери и назови» Д/и «Кто найдет пусть возьмет» Д/и «Вершки-корешки» Д/и «Определи на вкус» Д/и «На что похоже?»

Слайд 9

Опыты с водой

Слайд 10

Опыты с водой

Слайд 11

Опыты с магнитом

Слайд 12

Опыты с воздухом

Слайд 13

Художественная литература

Слайд 14

Работа с родителями: Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов в домашних условиях». Папка-передвижка: «Домашняя лаборатория: пять физических опытов для детей»; «Наблюдения и эксперименты». Беседы: «Как организовать игры с водой»; «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Слайд 15

Итог Главные достоинства экспериментирования в детском саду: Воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Активно развивается речь ребенка; Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; Формируется самостоятельность, навыки целеполагания , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; Формируются трудовые навыки; Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 16

Перспектива дальнейшей работы: В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания ,развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свое выступление китайским изречением: То, что я услышал, я забыл, То, что я увидел, я помню, То, что я сделал, я знаю!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осущес...

Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....

«Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»

изучение окружающего мира при помощи опытов и экспериментов...

Памятка "Роль экспериментирования в познавательном развитии дошкольников"

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики....

БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...

Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

Мастер-класс«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...