Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Михайлова Лидия Валерьевна

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_podmoskove_-_eksperimentirovanie.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников

Тематика:

- Проекты в сфере образование

Муниципальное образование:

Сергиево-Посадский г.о.

Краткое описание проекта:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Создание условий, обеспечивающих создание познавательного интереса и познавательных действий у дошкольников в процессе детского экспериментирования

Задачи проекта:

  • Развитие собственного познавательного опыта у детей путём включения их в мыслительные,  моделирующие, преобразовательные действия;
  • Поддержание у детей познавательной мотивации на основе партнёрских отношений взрослого с детьми, а также самостоятельной деятельности;
  • Организация предметно-пространственной среды посредством создания в группе научной мини - лаборатории;
  • Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс с целью повышения их компетентности
  • Воспитывать осознанное  и бережное отношение к защите окружающей среды

Достигнутые результаты за последний год:

В ходе реализации данного проекта  дети познакомились с явлениями и объектами природы. В процессе формирования исследовательских действий решаются следующие задачи:

1.Развивается познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Формируется логическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивается собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Формируется самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Социальная значимость проекта:

В ходе реализации данного проекта

- дошкольники приобретают и закрепляют на практике знания о свойствах и  качествах предметов, взаимосвязях между физическими и природными явлениями;

- дети учатся  выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности;

-у воспитанников формируются представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе, о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

-родители привлекаются к активному участию к воспитательно-образовательному процессу. 

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Подготовка развивающей среды в группе:

-организация лаборатории «Почемучка»,

-создание « Мини-музея ВОЗДУХА»;

 2. С детьми проведены теоретические и практические мероприятия:

-проводились опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

- исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.

-беседы с детьми о свойствах воды и воздуха, магнита и т.д.
-создание и просмотр презентаций «Волшебный воздух», «Удивительные свойства дерева», «Чистая  и грязная вода».
-дидактические игры «Какого цвета вода», «Что любят растения», «Свойства воздуха», «Волшебная кисточка»

-праздники и развлечения «В гостях у дедушки Магнита», «Путешествие Капельки»; 
-семинар-практикум для родителей: «Роль семьи в развитии интереса ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»;

-семейный клуб «Путешествие в Наукоград»;

-с педагогами ДОУ  семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»; представлен опыт работы по теме проекта на сайте «МААМ»

Охват проекта:

Воспитанники средней группы /4-5 лет/, родители, педагоги ДОУ

Затраченные ресурсы:

один год

Дата старта проекта:

03.09.2018

Сайт проекта:

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

•Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Игры с воздухом

Воздух повсюду

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Игры с камешками

Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами.   Затем  все  вместе  рассматривают,  как разложен камни, считают количество камешков.

•Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

•Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Текучесть воды.

          Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осущес...

Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставитьвопросы и получать на них фактическиеответы, оказываясь на более высокомумственном и нравственном уровнев сравнении с теми, к...

БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...

Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

Мастер-класс«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»...

Проект «КУЛИНАРИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников посредством кулинарных занятий. Кулинария – один из самых интересных из множества способов помочь ребенку правильно раз...

Проект "Лэпбук, как средство познавательного развития дошкольников"

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей н...