Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру

Суворенкова Людмила

Мастер-класс

«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Золотой петушок»

г. Губкин Белгородской области

Мастер-класс

«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

в рамках проведения заседания ММО

воспитателей средних групп

дошкольных образовательных организаций

Губкинского городского округа

(в режиме ВКС)

Подготовила: воспитатель Суворенкова Л.А.

2021 г.

Мастер-класс

«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Основная особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире,  как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.  Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование. Важнейшая особенность экспериментирования, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель экспериментирования: Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи экспериментирования: 

  • Расширять представление детей о физических свойства окружающего мира.
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы по экспериментированию.

В нашей группе функционирует «Центр экспериментирования». Центр оснащен разнообразным оборудованием в соответствии с программой: разные виды бумаги и  тканей; цветные стекла; лупы;  чашка петри; колбы; пробирки; пипетки; микроскоп; природный материал; глина; минералы; бросовый материал и т.д. Все оборудование находится в свободном доступе для детей.

На участке группы в теплое время года функционирует мини лаборатория, где дети также могут экспериментировать и проводить исследования.

При проведении опытов мы знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей  наблюдать, анализировать, делать выводы.

В процессе воспитательно-образовательного процесса в течении года проводились опыты с водой: «Конфетная радуга», «Вода ползет вверх», «Тонет – не тонет», «Вода не имеет цвета», «Вода не имеет запаха»; «Почему белый медведь выходит сухим из воды?»; проводились опыты с ветром; наблюдение песчинок под лупой. Зимой мы посадили рассаду петуний и наблюдали за ее ростом. Также наблюдаем за стоящими в вазе веточками вишни, как набухли почки, появились цветочки и даже прорезаются листочки.

С детьми также проводим дидактические игры:  « Природа-неприрода »,  «Четвертый лишний». Игры с водой:  д/и «Что из чего?», д/и «Определи по запаху», д/и «Чудесный мешочек», д/и «Подбери и назови», д/и «Кто найдет пусть возьмет»,  д/и «Вершки-корешки», д/и «Определи на вкус», д/и «На что похоже?».

В данном направлении проводится работа с родителями. Проводятся консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Как организовать игры с водой»; «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»; «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов в домашних условиях». Имеются папки-передвижки: «Домашняя лаборатория: пять физических опытов для детей»; «Наблюдения и эксперименты», а также буклеты по привлечению детей с поисково-экспериментальной деятельности. Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

В процессе экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Подводя итог, можно сказать, что главные достоинства экспериментирования в детском саду: воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Активно развивается речь ребенка. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; Формируются трудовые навыки. Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осущес...

Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....

Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития дошкольников"

       Мастер-класс «Применение  на практике  метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольног...

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставитьвопросы и получать на них фактическиеответы, оказываясь на более высокомумственном и нравственном уровнев сравнении с теми, к...

БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...