Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе тема: «Чудесные капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дамбаева Надежда Романовна

Цель занятия:

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ»

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе

тема: «Чудесные капельки»

Выполнил:

 воспитатель 10 группы

Дамбаева Н.Р.

Цель занятия:

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,

Оборудование:

Тучка из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Кувшин. Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Ход занятия:

Игра-приветствие:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём),

Но один никто не будет. (обнимаемся)

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воде на прошлых занятиях. Где живёт вода? (Вода живёт в речке, в озере, в морях, в водопроводном кране). Кому нужна вода? (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, всей планете). Как вы думаете, для чего людям нужна вода? (Вода очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела,  помещения, для стирки белья, для полива растений и т. д.).

Воспитатель: Молодцы! Теперь посмотрим, что у нас есть в нашем волшебном сундучке. Здесь загадки. Будем отгадывать?

  1. Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
  2. Люди ждут меня зовут, а приду к ним прочь бегут. (Дождь)
  3. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лёд)
  4. Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (Речка)
  5. У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадёт. (Сосулька)
  6. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Ребята, что объединяет все наши отгадки? Скажите, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: О воде.

Воспитатель: Правильно. А теперь закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

 (Звучит тихая музыка, вносится тучка с капельками).  Тучка беспокоится, что у неё совсем мало капелек и просит нас помочь собрать их. Поможем, ребята?

 Дети: Отвечают.

Воспитатель: Как же тучке повезло, ведь в нашей лаборатории «Почемучек» есть чудесные капельки . Пройдёмте. Дети надевают фартуки и подходят к первому столу

1. Капельки бережливые. Ребята, сначала мы покажем тучке, как мы бережём воду.

Здесь у нас капельки бережливые. Они принесли вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета. Земля уменьшенная во много-много раз. Синий цвет на глобусе означает … что? (Воду). Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? (Много). Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.  Не соленой —а пресной воды на нашей планете не много. Пресную воду, нужно беречь. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капельки ученые. Тучка, ты сейчас узнаешь, как путешествует вода.

Здесь нас ждут ученые капельки.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Положите перед собой картинки.

Жила была капелька. Возьмите капельку и положите ее в реку.

- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. 

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. 

- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». Благодаря нему, на нашей планете вода никогда не заканчивается. Спасибо вам, ученые капельки! (Прикрепляем ученые капельки на тучку).

 3. Капельки игривые. А здесь мы вместе с игривыми капельками поиграем.

Подвижная игра «Солнышко и дождик». По завершении игры, воспитатель благодарит игривые капельки и прикрепляет их на тучку.

4. Капельки исследовательницы.

- А эти капельки предлагают вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают. Почва и песок впитывают воду и поэтому в них можно выращивать растения. А камень и кубик не впитывают воду, и на них ничего не вырастит. Благодарим капельки за исследования и прикрепляем к тучке.

5. Капельки любопытные.

- А эти капельки очень любопытные. Они хотят узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили. Капельки довольны тем, что вы все знаете. Молодцы! И они тоже отправляются к тучке. (Прикрепляем).

- А сейчас капельки бережливые напоминают нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

- Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования. Если мы не будем беречь воду, то её станет мало. Капельки бережливые научили всех нас беречь воду. (Прикрепляем к тучке)

Капельки-волшебницы в тучке собираются

Напоить всю Землю-Матушку стараются

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

- Посмотрите, тучка улыбается.

Подведение итогов: Что её развеселило? Ответы детей.

Да. Тучка благодарит вас за то, что вы ей помогли, и дарит вам сок из натуральных фруктов. Давайте попрощаемся с тучкой, с гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой...

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой...

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с природой на тему "В гостях у Лесовичка" старшая группа

Данный материал я использовала в работе по проекту экологической направленности "Будь природе другом!"...

Конспект открытого занятия по экологии "Живая и неживая природа"

Занятие разработано для детей 5-7 лет на выявление  усвоенного программного материала за I полугодие по экологическому воспитанию на тему "Живая и неживая природа"....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и природой в подготовительной группе «Удивительный мир леса».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и природойв подготовительной группе«Удивительный мир леса».Составила воспитательвысшей квалификационной категорииБеляева Лариса Павл...