Проект по экологии "Заповедные места Саратовской области"
проект (старшая группа) на тему

Ишина Елена Александровна

 

   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

Проект «Заповедные места Саратовской области»

Составила: Ишина Елена Александровна

2018 год

 

Вид проекта: информационно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы.

Цель проекта: познакомить детей с заповедными местами Саратовской области.

Задачи проекта:

1. Воспитывать чувство гордости, любви и ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

2. Закрепить понятие: заповедник, природно-исторический ландшафт, Красная книга.

3. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

4. Познакомить детей с заповедниками Саратовской области, природно-историческим ландшафтом «Нижне-Банновским».

Этапы работы:

1-й этап. Подготовительный. Изучение проблемы, разработка плана.

2-й этап. Основной. Сбор информации, оформление работ.

3-й этап. Заключительный. Защита проекта

 

На Земле стало погибать все больше растений и животных, а люди даже не задумываются над этим.  Заповедники помогают не только сохранить исчезающие и редкие виды животных и растений, но и дают нам возможность изучать природу и наше влияние на нее. Представьте только, что на земле, которая уже больше века нещадно эксплуатируется из-за того, что в недрах её богатые месторождения угля, железной руды, золота, где «дымят» металлургические и химические предприятия, есть ещё нетронутые участки природы. Каждый должен знать о заповедных местах, чтобы не нарушать их микроклимат и сохранять их в первозданном виде для потомков. Мы, дети старшей группы, узнали, что на территории нашей области раскинулись заповедные места, заповедники, памятники природы. Это уникальные места  со своим климатом, рельефом. Нам захотелось узнать об этом подробнее и рассказать другим о заповедных местах Саратовской области. За время работы мы узнали много интересного. Мы призываем всех людей бережно относиться к природе. Богатства природы не вечны, и каждый человек обязан оберегать природу – дом, в котором мы живем.

 

План проекта

1. Почему я пишу о заповедных местах.

2. Заповедные места Саратовской области.

3. Экологические проблемы.

4. Чтобы я сделала для сохранения природы.

5. Список литературы.

 

Проект ООД в старшей группе

«Мой родной край»

 

Программное содержание: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Саратовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости, любви и ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарь: заповедники, природные ресурсы.

Оборудование: технические средства обучения для прослушивания песни М. Бернесса «С чего начинается родина» и просмотра иллюстраций редких видов животных и растений Саратовской области; картинки с животными и цветами; папка с заповедниками и природными ресурсами Саратовской области.

 

Ход занятия:

- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и закрыть глаза и представить: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый и свежий воздух, нам хорошо и приятно.

- Получилось у вас представить? Для чего нам нужна природа? (ответы детей).

-Давайте с вами послушаем песню одного композитора М. Бернесса «С чего начинается родина».

- О чем поется в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина?

- Правильно, ребята, Родина-это то место, где человек родился, где живет, создает семью. У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина?

- Верно, мы живем с вами в Саратовской области, город Красноармейск.

Ребенок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина-это тоже Родина.   (М. Пляцковский)

 

- А теперь, ребята, я предлагаю отправиться вам в путешествие по нашей Родине. Как называется наша страна? Правильно – Россия. У нашей страны есть флаг, герб, гимн. Президента России зовут В. В. Путин. У нашего города Красноармейска тоже есть свой символ, свой герб.

- А теперь мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем все живое:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка-Земля,

Здравствуйте мои друзья!

 

- Познакомимся с растениями нашего края, я вам загадаю загадки, а вы найдете ответы на картинках.

На зеленом шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные …   (Ландыши)

 

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый …  (Василек)

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные …  (Березки)

 

– Наша белоствольная красавица – березка нравиться всем. Это дерево-символ нашей Родины.

 

Ребенок:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

 

- А теперь идем дальше. Подойдите к столу и посмотрите на картинки с животными нашего края. Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)

- А теперь давайте рассмотрим некоторые заповедники и природные ресурсы Саратовской области. Заповедник - это охраняемая территория. А природные ресурсы – это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности. Посмотрите, как богата наша Родина лесами, реками, озерами. Как красив наш край.

 

Национальный парк «Хвалынский»

Это уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров. Территория парка включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Задачи создания парка - сохранение объектов растительного, животного мира, неживой природы и памятников культуры. На территории парка встречаются 16 видов насекомых, занесенных в Красную книгу России, а также 23 вида из Красной книги Саратовской области. 

 

Памятник природы «Дьяковский лес»

Уникальный лесной массив природного и искусственного происхождения на песчано-глинистых отложениях древнего устья Еруслана. В сущности, это дюны, зарастающие степной растительностью, с островками березово-осиновых лесов по ложбинам и западинам. Благодаря редкому сочетанию лесной, степной и полупустынной растительности, в Дьяковском лесу можно наблюдать три природные зоны одновременно.            

Памятник природы «Кудеярова пещера»

Это довольно крупный массив нагорных и байрачных лесов островной южной лесостепи Саратовского Поволжья. Живописный, сильно расчлененный рельеф местности состоит из глубоких долин-ущелий, оврагов-балок и склонов разных экспозиций, разделяющих водоразделы-гребни, значительно приподнятые над окружающей местностью. 

 

Природный парк «Кумысная поляна»

На территории «Кумысной поляны» имеются пруды и ручьи. Пруды неглубокие, в основном залесенные и заросшие рогозом. Поступление воды в водоемы происходит в весенний период за счет талых вод. В летнее время пруды пересыхают или превращаются в болота, но в некоторых водоемах уровень воды поддерживается за счет поступления в них воды из ручьев и родников.

 

С одним из памятников природы который расположен в нашем Красноармейском районе природно-историческим ландшафтом «Нижне-Банновским» мы с вами познакомимся поближе.

Место расположения: Нижнее Поволжье, Саратовская область, Красноармейский район, с. Нижняя Банновка.

Природно-исторический ландшафт «Белая Земля» расположен в Красноармейском районе Саратовской области – самое сердце Нижнего Поволжья, там, где оно приобретает свои самые выразительные черты. Основные из них: сухие степи, континентальный климат, меловые обнажение, овражно-балочный рельеф. Их сочетание дает нам ту неповторимую картину, которая вызывает чувство Родины у волгарей, и рождает ассоциации с самыми прекрасными пейзажами южнорусской Азии.  Здесь одновременно можно услышать голоса чаек и золотистых щурок, клекот орланов и уханье филинов, увидеть колонии сурков и стада кабанов, цветущие тюльпаны и березовые рощи. Только на правом берегу Нижней Волги можно уловить незабываемые ароматы, в котором смешаны пряные запахи степи, свежесть великой реки и прохлада долина. Природа ландшафта не только красива, но и хранит много загадок для исследователей. Геологов заинтересуют гора Дурман и Даниловский овраг или балка, как ее еще называют. Последний  находится на границе Саратовской и Волгоградской областей, рассекает поверхность ступенчатого плато Щербаковской излучины Волги и поражает своей грандиозностью, многочисленными фигурными скалами, осыпями, ступенчатыми оползневыми цирками.

Горы, плачущие скалы, обвалы, водопады, абсолютно чистые реки из которых можно пить воду, изобилие животных, редкие виды растений, в общем, часть нетронутой природы - все это, конечно же, уникальный Даниловский овраг, который образует в конце своего пути живописную бухту, встречаясь с рекой Волгой. По дну оврага течет речка, которая берет свое начало из изобилия родников выбивающихся из скал в виде водопадов. Протяженность оврага - 18 км. Даниловский каньон-овраг имеет Y-образную форму и глубину около 150 метров. Речку Даниловка питают многочисленные чистые родники. Берега балки остаются высокими, но уже не такими крутыми. Их рельеф причудливо изрезан многочисленными оврагами, спускающимися в балку. Речка, текущая по дну балки, очень непостоянная: то исчезнет под камнями, то вновь выйдет на поверхность, радуя своей прохладной чистой водой. Двигаясь вниз по балке, путешественник выходит к просторному волжскому заливу и подножья Дурман-горы.

Автомобильных дорог на балке практически нет, и двигаться по ней можно, преимущественно, пешком или на велосипеде. Дурман-гора - тоже очень интересное место. Она величественно возвышается над окружающей местностью. Свое название гора носит не просто так. Геофизики обнаружили сильное электромагнитное излучение, исходящее из недр горы. Некоторые даже предполагают, что Дурман-гора является древним вулканом. Еще один интересный и красивый природный объект находится у села Нижняя Банновка. Это - Можжевеловый овраг. Он примечателен тем, что на его склонах, как понятно по названию, растет можжевельник. Это единственное место в нашей области, где в дикой природе встречается этот вид растительности. Можжевеловый овраг очень красив и живописен сам по себе. Дно оврага заросло лесом, а со склона спускаются острые, как нож, скальные гребни. Это место - находка для фотолюбителей. Добраться до Можжевелового оврага можно и на машине: от села к оврагу идет грунтовая дорога. Но весьма приятно дойти до него пешком по берегу Волги, любуясь по дороге природными красотами. Можно прийти в восторг от захватывающего дух пейзажа, когда выбравшись из леса, вдруг оказываешься на одном из острых гребней.

По пути открываются красивейшие виды. Динамический рельеф создает широкий набор экологических условий для растений и животных. Ландшафт характеризуется чрезвычайно высокими биологическим разнообразием. Повсюду можно увидеть силуэты парящих хищников. Среди них огромные орланы-белохвосты и волжские хищники. Приятно и удобно наблюдать за сурками их городки встречаются во многих местах. Обычно путники видят сурков, стоящими столбиками у своих нор и тревожно свистящих. Белая земля не просто красивейший ландшафт и легендарное место. В меловых скалах и ковыльных степях растворена тихая космическая музыка. Тишина не покой, а лишь пауза между бурями. Здесь все волнуется – вода, горы, души. И никогда не кончается Тайна.

  

- А теперь напоследок я хочу вас познакомить с Красной книгой Саратовской области и ее содержанием, с редкими видами птиц, животных и растений.

 

- Вам понравилось наше путешествие? Что мы должны усвоить с вами, что природу нашего края надо беречь, не засорять.

                                                                     

Настольно-печатная дидактическая игра

«Путешествие в степи Саратовской области»

 

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Необходимость развития интересов у дошкольников в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Большую роль в ознакомлении дошкольников с родным краем играют дидактические игры, изготовленные своими руками. Природа нашей Саратовской области уникальна и многообразна. Сегодня хотелось бы рассказать о настольно-печатной дидактической игре, которую коллектив ДОУ использует при ознакомлении старших дошкольников со степью. 

 

Цель игры: совершенствовать знания детей о животных и растениях степи Саратовской области. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Настольно-печатная игра «Путешествие в степи Саратовской области» сделана по принципу игры – «ходилки». Играть могут от 2-х до 4-х человек. Ставим фишки на “Старт”, кидаем кубик, и путешествие по степи начинается. Смотрим сколько точек выпало на кубике - на столько кружков вперед может двигаться игрок. Но не все кружочки одинакового цвета. Если Вы встали на кружок красный кружок, то необходимо пропустить один ход. Если Ваша фишка попала на цветной кружок, то взрослый или ребенок, умеющий читать, берет карточку с «вопросом» и читает его игроку, сделавшему ход. Игрок внимательно слушает и отвечает. Если он ответил правильно, то делает три хода вперед, если ответил неправильно – два хода назад. Победителем объявляется игрок, первым дошедшим до “Финиша”.

Приложение №2

Карточки – «задания»

 

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами.    (Степь)

 

Я живу в большой степи.

Здесь привольно, пи-пи-пи!

А приятель мой хомяк

Лег на травку, как в гамак.   (Мышь)

 

Какие животные живут в степи.  (Травоядные)

 

Растительность степи – это преимущественно трава?  (Да)

 

Назовите животных, которые живут в степи. (Тушканчики, сурки, суслики, зайцы и др.)

 

Какие лекарственные травы можно собирать в степи? (Чабрец, бессмертник, полынь, тысячелистник и др.)

 

Какие растения произрастают в степи? (Ковыль, пионы, ирисы, рябчик, тюльпаны, верблюжья колючка и др.)

 

Назовите птиц, которые живут в степи. (Степной орел, дрофа, лунь степной и др.)

 

Его запах воспет как основной запах в букете степных трав. (Запах чебреца)

 

Назовите время года, когда степь особенно прекрасна. Почему? (Самое лучшее время в степи - весна. Обилие влаги в почве вызывает бурное развитие растительности. Степь превращается в роскошный красочный цветник. Но цветет он недолго)

 

Лето в степи длинное и жаркое, дождей не хватает. Где растения берут воду летом? (У степных растений очень длинные и густые корни, которыми берут влагу из земли)

 

Хоть зверек я и степной,

Ты давно знаком со мной.

Я грызун, совсем малыш,

А моя подружка – мышь.

Набиваю в две щеки

Зернышки и колоски. (Хомяк)

 

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки.  (Суслик)

 

Где живут животные в степи? (Они устраивают норы, защищающие их от непогоды и врагов)

 

Какие цвета преобладают в окраске степных животных? (Преобладают серый, светло-коричневый и рыжеватый цвета внешних покровов, что делает их незаметными на фоне окружающей среды)

Тема:  Природно-исторический ландшафт родного края

 

Цель: продолжать знакомить обучающихся с заповедными зонами России; узнать о природных парках своего родного края; способствовать формированию экологического сознания, желания беречь родную природу; обобщить знания о диких и домашних животных.

Образовательные задачи:

- сформировать представление о заповедных зонах родного края.

Развивающие задачи:

- формировать умение высказывать своё мнение, суждение по результатам наблюдений;

- развивать умения и способности работать самостоятельно;

- прививать интерес к изучаемому предмету;

- расширять кругозор воспитанников о родной природе, о заповедных местах родного края.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к родному краю.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент

Я желаю вам хорошего настроения и успехов!

 

2. Постановка проблемы

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал.

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Что же было образовано в разных уголках мира для сохранения лесов, водоёмов, животного мира? В разных уголках мира образованы заповедники, национальные парки.

Сейчас нам придётся немного поразмыслить.

- Как вы понимаете значение слова «заповедник» (значение этого слова в словаре С.И.Ожегова)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Как вы уже, наверное, догадались, мы сегодня будем говорить о заповедниках.

В нашей стране созданы заповедники во всех зонах.

А есть ли заповедники в нашей области?

 

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Давайте определим тему нашего занятия - «Природно-исторический ландшафт родного края».

Какая же цель нашего занятия, для чего нам нужна эта тема?

– узнать о заповедных местах нашего края;

– бережно относится ко всем растениями и животным

– Что нельзя делать в заповедных местах?

– А что можно?

– Да, действительно, заповедник – это территория, закрытая для охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, здесь нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Значит под таким девизом мы и будем работать сегодня.

 

Физминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за парты)

 

Заключение

 

Саратовская область - уникальный по природным особенностям регион Европейской России. Именно на ее территории и нигде больше на всем огромном равнинном пространстве между Баренцевым и Черным морем, Уралом и западной границей России располагаются три природные зоны: лесостепная, степная и полупустынная.  Более половины территории находится в бассейне реки Волги - самой большой водной артерии в Европе, разделяющей нашу область на возвышенное Правобережье и Левобережную низменную равнину.  В Нижнем Поволжье нет другого такого региона, в котором столь резко проявляются различия в характере рельефа, климата, в распределении растительного и животного мира, разнообразии естественных и антропогенных экосистем.  Саратовская область характеризуется широким многообразием флоры и фауны. Это объясняется ее физико-географическим положением, обусловливающим уникальность ландшафтных зон. Интенсивное использование природных ресурсов, характерное для экономически развитых стран, к сожалению, приводит к исчезновению животных и растений, загрязнению окружающей среды, сокращению биоразнообразия, вследствие чего природные экосистемы теряют возможность нормально функционировать.  В этой связи важно сохранить для будущих поколений наиболее ценные территории и отдельные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Это те территории, где оберегаются от прямого хозяйственного воздействия природные ландшафты или их компоненты, а также ценные, имеющие историко-культурное значение комплексы, получившие название «особо охраняемые природные территории». 

 

Итоги работы над проектом

 

В результате работы над проектом у детей:

1.  Повысился познавательный интерес к защите природы нашего края, расширились представления о многообразии природоохранных территорий Саратовской области, о природно-историческом ландшафте «Нижне-Банновском» Красноармейского района.

2.  Прослеживалась положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Пополнился словарный запас детей.

3.   Данный проект вызвал  эмоциональны  отклик в сердцах детей.

4.  Каждый ребенок с большим  удовольствием  и желанием был вовлечен в работу над проектом.

К концу проекта дети с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов, рассказывали стихи. Они научились логически мыслить, связано рассуждать, сравнивать, обобщать. Ребята с удовольствием играли в настольно-печатную дидактическую игру «Путешествие в степи Саратовской области». Ребята стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в группе.

Также появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, дети делились со своими родителями, сверстниками, родители многих детей планируют организовать экскурсию, чтобы дети могли познакомиться поближе с Нижне-Банновском» природным памятником.

Мы выяснили, что большинство детей знают, что такое особо охраняемые природные территории и их значение для сохранения биоразнообразия на Земле. Но вместе с тем, они плохо осведомлены о заповедных территориях нашей области, не все смогли назвать живой символ Саратовской области. Однако, большинство считают, что природу нужно беречь и охранять.

Список использованной литературы

 

 1. Красная книга Саратовской области: Растения. Грибы. Лишайники. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Сарат. обл. Саратов, 2006. - 528 с.

2. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. ред. В.З Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.

3. Родники Саратовской области / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Научн. ред. А.А. Орлова – Саратов: издательство «Сателлит» - 225 с. 

4. Девишев Р.А., Чекрыгина B.C., Свириденко В.Т. Достопримечатель-ности живой природы // Природа родного края и ее охрана. Саратов, 1971. С. 232-246. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по проекту «Животные и растения Саратовской области»

Перспективное планирование по проекту "Животные и растения Саратовской области" в старшей группе...

Мини-проект «Дрофа-природный символ Саратовской области»

Цель проекта: •        Формирование неравнодушного, осознанного отношения к птице Дрофе, через стимулирование поисковой деятельности....

Проект «Моя малая Родина – Саратовская область»

Проект «Моя малая Родина – Саратовская область»...

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...

краткосрочный проект "Заповедные места Саратовской области"

Содержание данного проекта знакомит детей дошкольниковс достопримечательностью родного края...

Отчёт о проделанной работе по реализации проекта: "Культурный дневник дошкольника Саратовской области"

quot;Увлекательные путешествия по страницамкультурного дневника дошкольника Саратовской области"...

НОД по экологическому воспитанию «Заповедные места Саратовской области»

познакомить детей с Красной книгой, как с документом, разъяснить  о необходимость создания Красной книги; познакомить с  заповедниками Саратовской области; формировать познавательный интерес...