НОД по экологическому воспитанию «Заповедные места Саратовской области»
план-конспект занятия (старшая группа)

Стулова Юлия Владимировна

познакомить детей с Красной книгой, как с документом, разъяснить  о необходимость создания Красной книги; познакомить с  заповедниками Саратовской области; формировать познавательный интерес к окружающей среде и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_1.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 74" Энгельсского муниципального района Саратовской области

НОД по экологическому воспитанию

В старшей группе

«Заповедные места Саратовской области»

Воспитатель: Стулова Юлия  Владимировна,

 Рыжова Ольга Викторовна

Г. Энгельс

2023 г

Цель: познакомить детей с Красной книгой, как с документом, разъяснить  о необходимость создания Красной книги; познакомить с  заповедниками Саратовской области; формировать познавательный интерес к окружающей среде и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций о заповедных местах Саратовской области. Материал: открытки, фотоальбомы, заметки из газет и журналов, слайды.

ХОД НОД:

  1. Организационный момент .

Воспитатель: Сегодня утором я получила  письмо  от Красной Шапочки. (показ письма). Послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение  письма).

«Внимание! Внимание! Живу я  в лесу и люблю гулять по лесу. А вы любите гулять в лесу? А Красной Книге помните, друзья!  Но  почему в лесу  я не вижу многих цветов и животных.»

  1. Основная часть НОД

Воспитатель: Ребята как вы думаете, о какой беде нам пишет Красная шапочка?

Воспитатель: О какой книге говорится в  письме? (ответы детей).

Воспитатель:  Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, красный цвет обозначает – опасность.  Я хочу вас сегодня познакомить с такой книгой.  Посмотрите, какого цвета  страницы Красной книги? ( Разноцветные.)

Воспитатель: Почему?  (Ответы детей). Это сделано не для украшения. Каждая страница книги имеет свой цвет.По цвету страниц, можно узнать, в каком положении находится тот или иной вид животного или растения.

Воспитатель: Как вы считаете, почему эти страницы черного цвета? (Ответы детей.) Черный цвет означает,  что эти растения и животные уже вымерли и мы их никогда не увидим.

Воспитатель: Эти страницы красного цвета. Почему? (Ответы детей.)  Красный цвет - редкие и исчезающие животные и растения.

Воспитатель:  Почему страницы желтые? (Ответы детей. ) На желтых страницах находятся  животные и растения количество которых быстро снижается.

Воспитатель: В Красной книге есть страницы белые, почему? (Ответы детей). Белые страницы - это животные и растения, численность которых всегда была невелика.

Воспитатель: Зачем страницы серого цвета ? (Ответы). На  этих страницах те животные и растения, которые мало изучены,  так как места их обитания труднодоступны.

Воспитатель: В книге есть  зеленые страницы. Как вы думаете,  какие животные и растения изображены на них? (Ответы) На зеленых страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь родной природе не исчезнуть на земле? Давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете показывать знаки  «запрещается» или «разрешается»

Запрещается

Разрешается

Кричать и включать громкую музыку в лесу ?

Собирать в лесу грибы?

Брать лесных  животных  домой?

Сажать деревья?

Рвать цветы занесенные в Красную книгу?

Беречь лес от пожара?

Вырубать и ломать деревья ветки ?

В лесу  фотографироваться?

Разжигать костры в лесу?

Играть в лесу в мяч?

Разорять птичьи гнёзда?

Собирать в лесу ягоду?

Разорять муравейники и разрушать грибницы?

Гулять в лесу?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете правила охраны природы. А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (ответы детей)

Воспитатель: - Люди могут погубить, а могут  приумножить природу. В истории человечества не раз с лица земли  исчезали многие виды живых существ. Но  люди умеют исправлять свои ошибки, они создали  заповедники и национальные парки. А что  это такое?  (ответы детей).

Воспитатель: -Национальные парки  и заповедники— это место, где природа живет  по своим законам. Здесь  травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы – охраняются  государством.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что национальные парки  есть в нашей Саратовской области? Сегодня мы с вами будем путешествовать по Национальным паркам Саратовской области  и  поговорим о некоторых растениях, животных и птицах, занесенных в Красную книгу.

-Ну что же собираемся: (имитация движении).

Надеваем мы штаны – удивительной длины

Надеваем кофту, шапку, куртку, сапоги-

Вот такой вот ширины!

Собираем рюкзачок – наш отряд идти готов!

Воспитатель: Посмотрите на экран, это  Национальный парк  «Хвалынский»(показ слайда на экране). Как здесь красиво! Это Лен желтый, Пион тонколистный, Пыльцеголовник красный, Воронец, Страусник, Грушанка  - все растения   охраняются (показ слайдов)

Воспитатель:  А вот охраняемые животные: косуля, выхухоль, бобр речной; птицы: сокол балобан, орел - могильник, орлан - белохвост; насекомые – жук-олень, жук-носорог и многие другие.

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание; на столах лежат разрезные картинки (пазлы).  Вам нужно будет собрать целую картинку. (Дети выполняют задание) Молодцы, что у вас получилось? (ёж ушастый, дрофа) В настоящее время они  внесены в Красную книгу Саратовской области. Дрофа является  природным символом Саратовской области.

- Продолжаем наше путешествие. 

Вместе по лесу идём,  не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,  медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр и направо, и налево. (Наклониться и показать рукой направо и налево)

К небу руки протянули, позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели  и на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: А теперь мы оказались в природном парке «Кумысная поляна»  (показ слайда)  Большая часть это   лиственные деревья: клен, осина, липа и два уникальных дерева: «Дуб великан», которому  более двухсот лет и «Царь береза».  Из животных обитают  волк, ласка, хорек, выдра и т.д.  

Воспитатель: Дидактическая игра: «Посели животное». Предлагаю вам заселить растениями и животными, которые находятся под охраной.

 (Каждый ребёнок получает набор карточек с разными животными и прикрепляю  их на лес или луг)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие по страницам Красной книги? Где мы с вами побывали? (в  национальных парках).

- Для чего люди создают национальные парки? (ответы детей).

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).

- Ребята, предлагаю вам создать   Красную книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. На память я вам дарю раскраски с животными и растениями из Красной книги, чтобы вы были добрыми друзьями природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - заповедные места Ленинградской области.Нижне-Свирский заповедник"

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник . Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей мест...

Проект "Заповедные места Самарской области"

Проект знакомит дошкольников с историко -культурными, природными, географическими особенностями родного края. Способствует формированию патриотических чувств у детей...

краткосрочный проект "Заповедные места Саратовской области"

Содержание данного проекта знакомит детей дошкольниковс достопримечательностью родного края...

Путешествие по заповедным местам калининградской области "Куршская коса"

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:«Путешествие по заповедным местам Калининградской области Куршская коса» в подготовительной группеЦель: познакомить детей с заповедника...