Окружающий мир.По заповедным местам Саратовского края.
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Комардина Наталья Владимировна

Занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_zapovednym_mestam_saratovskogo_kraya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « ПО ЗАПОВЕДНЫМ МЕСТАМ САРАТОВСКОГО КРАЯ»

  Программное содержание:  развивать познавательную активность детей в процессе   формирования представлений об охранных природных  территориях – заповедниках.  Развивать  экологическое  мышление на основе представлений о заповедных местах  Саратовского края и законах, которые регулируют                                      поведение людей. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь     на свободном обмене мнениями и интересах детей.

   Ход занятия

 1.Вводная часть. Постановка проблемы:   прислушайтесь, осмотритесь, подумайте и скажите: куда привела нас  

                              тропинка?

                                          (ниточка от группы до музыкального зала)

   Можно прочитать «Макаровский заповедник». Находится под охраной государства.

   Кто знает, что такое заповедник?

   Для чего создается заповедник?

   Чтобы узнать, правильно ли мы думаем, нам надо побывать в заповеднике, узнать секреты природы и разгадать их.

   А поможет нам карта – маршрут по заповеднику.

                                          (веду указкой по карте, и появляется экскурсовод)

  Экскурсовод:  Я к вашим услугам, чем могу быть полезна? Я работаю в заповеднике

                           экскурсоводом.  Зовут меня,  Наталья Владимировна. Кто знает, кто такой   « экскурсовод»?

                                                                                                        (ответы детей)

  - Так чего же вы хотите, ребята?

  1. Поиграть, чтобы побольше узнать.
  2. Я знаю одну игру, но она должна проводиться по правилам заповедника. А вы их знаете?

(выходят «живые знаки» заповедника)

-это мои помощники. Кто знает, что они обозначают?

(знаки рассказывают о себе)

-Что возьмём с собой? Вот есть лукошко для сбора ягод и грибов. Возьмём его?

Дети:  Нет.

  1. Почему нельзя слушать громкую музыку?

(знаки помогают отвечать)

  1. Я подскажу, что надо взять с собой в заповедник. Мы возьмём глазки, чтобы всё  увидеть и полюбоваться красотой природы. Наши ушки, чтобы послушать  голоса природы. Наши ручки, чтобы помогать природе и нашу улыбку, чтобы   весело было в пути. И так в путь.

                                            Знак «заповедного леса» приглашает  к себе экскурсовод:

-Слушайте, наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый, хочется  лубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя снаряжение и подготовиться  к первому привалу.

  1. Сядем на опушку леса и послушаем звуки леса. Это нетронутый человеком мир  природы. Он охраняется законом государства.

Знак:

  1. Напоминаю, что рвать и ломать растения запрещено! Среди растений есть такие, которые нигде больше не растут, но есть и знакомые вам. У каждого растения   есть свой секрет.

Экскурсовод:

  1. -Что же сделать, чтобы узнать о них?
  2. У нас есть волшебная карта. Она по желанию детей превратит их в деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи этого леса.
  3. Вот какой «живой лес». Но он всё перепутал. В этом лесу свой порядок –  « по этажам».

(Исследовательская деятельность)

  1. Ребята, вспомните « этажи леса» и поставьте их так, как они растут в этом лесу.

(Дети расставляют)

1 этаж – ель, сосна.

2 этаж – клён, берёза.

3 этаж – можжевельник.

4 этаж -  ландыш, рябчик русский, пион.

5 этаж – грибы.

6 этаж – мхи.

  1. Вы построили «дом леса» правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем  о себе.

Растения 1 этажа:

  1. Ель и сосна – хвойные растения. Я, сосна, расту пониже, а ель повыше, т.к. она  не  боится холода. Но семена мои прорастут, если они окажутся под пологом  леса. Иначе они вымерзнут.

Растения 2 этажа:

  1. Мы вторые по величине.
  2. Я - клён. Цвету до распускания листвы. Меня опыляют пчёлы. По сокодвижению  судят о наступлении весны.
  3. Я - берёза. Светолюбивое дерево, сею много семян. Подо мной поселяются    теневыносливые растения, которые потом могут привести к моей гибели.

Экскурсовод:

-Для человека растение – олицетворение красоты, но и ещё воплощение пользы. Люди издавна лечатся ими.

Растения 3 этажа:

  1. Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник. Я – шиповник.

Растения 4 этажа:

-Мы травянистые растения. Я – ландыш. Я – рябчик русский. Я – пион. Нас охраняют. Мы занесены в Красную книгу Саратовской области.

  1. Мы – ягоды. Я – земляника. Я - черника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.

Растения 5 этажа:

  1. Мы – грибы. Мы тоже относимся к миру растений. Нас очень много: подосиновики, рыжики, опята, белые, маслят, мухоморы.

Экскурсовод:

-Отгадайте, какие из них ядовитые? А с какой стороны надо искать грибы? Почему?

(там больше влаги)

-А какие животные едят грибы? (белки, полёвки)

  1. А какие животные лечатся ими? (лось – мухомором)
  2. Как чудесен заповедник! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели.

Физминутка:             Мы в заповеднике, друзья.

                  И все мы – дружная семья.

              Деревья выстроились в ряд

        И каждый встрече с вами рад.

        Вот это гибкостью своею тешит взгляд,

        А это высится сурово, как солдат.

        Одно – раскидистые ветви простирает,

        Другое – на ветру трепещет и играет.

-  - Растения много о себе интересного рассказали. Спасибо им. В нашем  заповедном лесу много животных и птиц: дятел, филин, ястреб, тетерев, журавль, ёж, кабан. Все они занесены в Красную книгу.  Все они хотели бы с вами поиграть.

  1. Покажите, какие звери как  рычат.

  (звукоподражание)

  1. Наше путешествие было интересным? Вы утомились? Располагайтесь поудобнее.      Закройте глаза.

( звучит фонограмма звуков леса)

АУТОТРЕНИНГ:     Ярко светит солнце.

         Дует ветерок.

        Я вдыхаю  его чистый  свежий воздух.

        Колышется травы луга.

        Надо мной гордо кружат птицы.

        Мне хорошо и приятно.

        Я очень рад (а),  

        Что встретился (лась) с удивительным

        Миром заповедника.

        Я хочу жить в мире с природой.

        Я буду другом и защитником всему живому.

  1. Ребята, природа заповедника вдохновляет поэтов, писателей, композиторов своими красотами на прекрасные творения. Оглянитесь. Вспомните. Прислушайтесь. Давайте пофантазируем и вообразим телевизионный экран будущего, с помощью которого можно увидеть  картину заповедника. Подумайте, какой будет ваша картина. В каждом заповеднике есть знаки. А какие знаки создали бы вы? (изобразительная деятельность проходит по интересам детей) 
  2. Ваши эскизы я передам в «Музей природы».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Игра – моделирование «Я создаю заповедник».
  2. Прослушивание музыкальных произведений.
  3. Сочинение сказок.
  4. Изучение Красной книги Саратовской области.
  5. Экологическая игра «Я – экскурсовод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Заповедные места Приморского края"

Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей  подготовительной к школе группе. Работа позволяет формировать знания об уникальных растениях и жи...

Заповедные места Алтайского края

Образовательная ситуация в подготовительной группе...

Отчет о проекте «Заповедные места родного края» в рамках «Года экологии в России»

Презентация о воплощении проекта "Заповедные места России"...

Проект "Заповедные места Пермского края"

Познавательный проект "Заповедные места Пермского края" направлен на знакомство с заповедниками и природными памятниками Пермского края, на расширение представлений о растениях и живот...

краткосрочный проект "Заповедные места Саратовской области"

Содержание данного проекта знакомит детей дошкольниковс достопримечательностью родного края...

НОД по экологическому воспитанию «Заповедные места Саратовской области»

познакомить детей с Красной книгой, как с документом, разъяснить  о необходимость создания Красной книги; познакомить с  заповедниками Саратовской области; формировать познавательный интерес...