Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «А у нас сегодня праздник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «А у нас сегодня праздник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shokolad.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «А у нас сегодня праздник»

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с новой профессией шоколатье;

- формировать представления детей о работниках кондитерской промышленности и их функциями;

-упражнять в чтении схемы приготовления жидкого шоколада;

-расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Речевые задачи

- совершенствовать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;

- продолжать развивать умение детей делиться впечатлениями и знаниями из личного опыта;

-активизировать  словарь детей: шоколатье, какао боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательное отношение детей друг к другу, самостоятельность;

-воспитывать чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Методические приемы: 

- организационный момент;

- ресурсный круг( технология  Свирской)

- метод растрепывания знаний (автор А.В. Запорожец);

- прием активного слушания;

- моделирование;

- экспериментирование;

- совместная практическая деятельность детей  и воспитателя (процесс изготовления шоколада);

- рефлексия.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада в разных источниках, коллекционирование оберток от шоколада.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, фартуки для детей,  молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, плитки шоколада, вода, подносы, тарелки, палочки для канопе, ложки, формочки для заливки шоколада, прихватка, посуда для нагревания, стакан для горячего шоколада, подставка, свеча, ингредиенты для приготовления шоколада,

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей. Вчера был праздник, и мы поздравляли всех, кто работает в нашем детском саду. Наши гости тоже все воспитатели, и я предлагаю поздравить гостей и угостить сладостями. А какие сладости бывают не только вкусные, но и полезные, которые могут поднять настроение? (ответы детей)

-Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. Шоколад любимое лакомство детей и взрослых и думаю, это будет лучшее угощение!

II. Основная часть.

Чтобы приготовить шоколад самим, нам нужно знать (модель – схема « Шоколад):

  1. Где растет и как добывают шоколад?
  2. Из чего его готовят?
  3. И как его готовят?

- Ребята, а что вы знаете о шоколаде? (ресурсный круг)

- Где растет шоколад? (высказывания детей)

А почему шоколад не растет у нас с вами, на нашей родной земле? Неужели? Интересно! (прием активного слушания «Пара – фраз»)

- Шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно. Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. (Д)

А может кто – ни будь, из вас знает, где находится родина шоколада? Ответы детей.( метод растрепывания знаний)

 Презентация слайдов

•        Родина шоколадного дерева – Южная Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде в тропических лесах.

Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао.

Дерево какао выглядит вот так (слайд 1).

•        На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 2).

•        Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 3).

•        Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 4).

- Итак, мы с вами узнали, где находится родина шоколада и как его производят.

Какой мы делаем вывод? Вместе с вами мы назовем:

 - Шоколад пришел со стран Южной Америки.

- Плоды какао - бобов растут на какао дереве.

-Какао – бобы похожи по форме на лимон.

-Перевозят плоды шоколада в мешках на фабрики.

 Вот какао  - бобы  поступили на фабрики. Что происходит дальше. Как же получается сам шоколад? Из чего приготавливают шоколад? Как вы считаете?

•        На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 5).

•        А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». Что служит основой для получения шоколада.  Как вы думаете достаточно какао – порошка для приготовления шоколада? Ответы детей.

Чтобы узнать, как готовить шоколад, нам надо узнать о его свойствах. Сейчас я вам предлагаю  самим провести эксперименты с шоколадом.

Опыт 1. Свойства какао.

Посмотрите на какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

А какой вкус имеет какао?

Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Кто-то считает иначе?

Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

Возьмите порцию какао и опустите в стакан с холодной водой. Что мы видим? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: В холодной воде какао не растворяется.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в горячее молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао. Какого цвета сейчас молоко? Добавьте ещё порцию какао. Изменился ли, цвет молока? (молоко стало темнее). Добавьте ещё порцию какао в молоко. Что произошло с молоком? (оно стало совсем коричневым).

Вывод: какао имеет горький вкус и легко растворяется в тёплой  жидкости,  чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус. А если какао мало и больше молока -  шоколад будет молочным.

Опыт 2. Свойства шоколада.

Игра «Веселый дегустатор»

А теперь давайте поиграем в игру. Я предлагаю вам попробовать шоколад закрытыми глазами и определить по вкусу горький, белый или молочный, а может быть, пористый попадется? И, самое главное найти к шоколаду соответствующую обертку.

Таким образом, мы ответили на все вопросы: «Где растет шоколад», «Из чего делают». Нам осталось узнать, как приготавливают шоколад. Может кто -нибудь уже догадался? (ответы детей)

А шоколад делают так: в какао – масло наливают  молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 6).

Слайд «Приготовление шоколада»

Чтобы нам самим самостоятельно приготовить шоколад, предлагаю вам вместе построить модель - схему «Приготовление шоколада» (карточки) Дети совместно с воспитателем выстраивают схему.

-У меня к вам вопрос. Вы знаете, как называют профессию людей, которые готовят шоколад? (ответы  детей)

Ребята, а вы знаете, кто такие шоколатье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.

Сегодня я вам предлагаю побыть шоколатье. Пройдем сначала в умывальную и помоем руки. Наденем белые халаты.

Пройдите в наш кондитерский цех.

I часть эксперимента

Каждый ребенок берет из баночки с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло (ванилин педагог добавляет сама, чтобы не пересыпать). Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю вам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (ответы детей). Значит, что мы с вами получили? (шоколад).

-А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл? (ответы детей)

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в холодильник, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Сегодня вы впервые поучаствовали в приготовлении шоколада.

II часть эксперимента «Фрукты в шоколаде»

Предлагаю взять любые фрукты (бананы, яблоко, груша, персик). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или дроблённые орешки. И предлагаю вам попробовать на вкус. (Дети пробуют кусочки фруктов вместе с шоколадом) А теперь поделитесь своим мнением: какой вкус вы почувствовали, обмокнув горький и молочный шоколад? Ответы детей.

 Теперь я предлагаю угостить вашим шоколадным творением наших гостей

Рефлексия:

Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- Вы настоящие мастера шоколатье.

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!

Дети угощают гостей шоколадными фруктами.

 

  1. Приемы активного слушания.

«Пара-фраз» - прием активного слушания, где повторяется не всё высказывание (предложение) ребенка, а только последнее или наиболее важные 2-3 слова Педагог может использовать и поддерживающие  высказывания, типа «Да?» «Да!» «Неужели?» «Интересно!» «Хорошо!» «Здорово!» «Вот как?» «Так-так» и  т.п.

 Исследования показывают, что активное слушание часто дает более развивающий эффект чем традиционные методики. Когда  взрослый, выслушивая ребенка, не оценивает, а просто принимает его мнение, создается ситуация общения на равных: Взрослый-Взрослый. В этом случае ребенок ощущает себя интересным, значимым для взрослого, принятым. Такое отношение расковывает ребенка, стимулирует его активность, самостоятельность и инициативу

  1. Метод растрепывания знаний (автор Запорожец А.В)

Детям предлагается представить хорошо знакомое им животное в непривычном для него месте, в неожиданных условиях (Н/р. Верблюд в горах, медведь в пустыне, обезьяна на льдине и т.д). Сначала дети теряются, а потом это их увлекает, они начинают фантазировать, развивать способность актуализации - переноса знаний , диалектичность мышления.

Диалектичность мышления - это свободный полет мысли, воображения, это смелость идей. Диалектичность мышления необходимо развивать. История свидетельствует,  сто самыми верными, гениальными часто  оказываются идеи, которые воспринимаются сначала как невероятные, фантастические. Поэтому не страшно, если предложение ребенка о способе решения задачи неверно. Не следует сразу его отвергать. Отбирая средства для реализации своего замысла, продумывая способ осуществления, ребенок  со временем сам обнаружит ошибку и  исправит ее. Но процесс обнаружения , осознания ошибки, если он происходит достаточно самостоятельно, не меньше, а часто , и значительно больше развивает мышление малыша. Поэтому в обучении очень важно создавать атмосферу, в которой ребенок не боится ошибиться. Право ребенка на ошибку надо уважать. В момент обнаружения  ребенком своей ошибки следует его особенно поддержать, восхититься им, показать свое уважение и выразить уверенность, что теперь-то он обязательно справится с задачей, потому что обнаружить и признать ошибку очень трудно

Опыт 3.

Теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).

Теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (показывая воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с водой – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?

Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

Опыт 4. Нагревание шоколада.

Сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

Что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме.

- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

«Польза шоколада». (слайд 7).

Шоколад поднимает настроение.

Шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.

В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад. В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка (слайд 8).

Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе (слайд 9).

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях, он может навредить человеку? (ответы детей)

«Вред шоколада» (слайд 10)

Шоколад виновник лишнего веса, т.к. это высококалорийный продукт и при избыточном употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира.

Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 11).

Шоколад обладает возбуждающим действием. Его, не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу (слайд 12).

После употребления шоколада необходимо чистить зубы (слайд 13).

Выводы:

- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

- Самый полезный – это горький шоколад.

- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких дольки в день.

- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

Так почему пачкаются руки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание» Тема: «В мире камней»

Предложеный материал позволяет детям с помощью опытно-экспериментальной деятельности изучить свойства, строение, особенности камней. В данном занятии использована технология моделирование....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы с ЗПР «Когда это бывает?».

• Способствовать накоплению и обогащению представлений детей о признаках времен года....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»(интеграция образовательных обл...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы на тему: «Кошка с котятами»

Конспект совместной организованной образовательной деятельности  с детьми первой  младшей группы на тему:  «Кошка с котятами»...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы на тему: «Путешествие в сказку»

Конспект совместной организованной образовательной деятельности  с детьми первой  младшей группы на тему:  «Путешествие в сказку»...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема занятия: «Змей Горыныч и Иван».Возрастная группа: Подготовительная группаФорма НОД: занятие.Форма организации: групповая.Учебно-методический комплект: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практ...