конспект образовательной деятельности Красавица картошка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Изместьева Ксения Сергеевна

Центр «Здравствуй мир»

Тема: «Красавица картошка» 

Цель:   Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Могойтуйский детский сад «Колокольчик»

Конспект образовательной деятельности:

«Красавица картошка»  

Старшая группа

                                                                                      Воспитатель: Изместьева К.С.

Центр «Здравствуй мир»

Тема: «Красавица картошка»  

Цель:   Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека. Учить детей участвовать в коллективном обсуждении. Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.

Развивать внимание, память, речь, навыки проведения лабораторных опытов.

Развивать у детей инициативность, самостоятельность.

Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе,

Социальная компетентность: ребёнок принимает социальный роль и действует в соответствии с ней.

Коммуникативная компетентность: выражает словами свои мысли, чувства, результаты.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, опытно-экспериментальные.

Материал:

Прозрачные, пластиковые стаканы 20 шт , тарелки-33шт, ложки-10 шт, пипетки-10 шт., поднос, пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей, вещество (йод) для добавления в крахмал, полоски белого цвета, по количеству детей, картофель - 30 шт, огурец 1, морковь1, зубочистки-3, гвоздика - для конструирования, показ слайда  «Откуда к нам пришла картошка», проектор, экран, схемы для результатов опыта, сито 8 шт., блокноты.


Время

минуты

Элементы методической структуры ОД

Наглядный методический материал

Содержание этапов деятельности (действия педагога, действия воспитанников)

Реализуемая детьми компетенция права

1-2 мин

Организационный момент:

-Я рада приветствовать вас в центре природного мира!

- Вчера вечером, я посадила картошку.

-Для чего нам нужна картошка? (Ответы детей)

- Хорошо, для чего же ещё нам нужна картошка, мы можем узнать в нашем центре.

 Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит

 и как болезни победит.

- Вы уже догадались, о каком овоще идет речь?

Право быть услышанным.

Право вести диалог, выразить свою точку зрения.

Право на участие в общем деле.

1-2 мин

Модель трех вопросов

Таблички:

- Что мы знаем?

- Что мы хотим узнать?

- Как мы можем это узнать?

-Ребята, что мы знаем о картофеле? (ответы)

Да, картофель-это овощ.Его сырым не едят, а что нужно сделать? (сварить) Растет картофель в земле.Сажаем весной, выкапываем осенью.

-Что вы хотите узнать о картофеле?

Мы можем узнать, откуда появился картофель, какие еще блюда можно приготовить из картофеля, и даже о том, что картошка может лечить.

-Как мы это узнаем?

Можем посмотреть фильм, узнать из интернета, прочитать книгу или могу я рассказать.

Право и возможность участвовать в выборе темы дня.

Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании,

Определяющем деятельность для всей группы.

Право и возможность проявлять избирательность в интересах.

15-20 мин

Работа в лаборатории.

Слайды

Прозрачные, пластиковые стаканы, тарелки, ложки, пипетки, поднос, пластмассовые формы для муки и крахмала, йод для добавления в крахмал, полоски белого цвета, картофель, огурец, морковь, зубочистки,  сито

1. Очень давно прибыли из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой, и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной Америке в то время жили племена индейцев, и их основной пищей был картофель. В честь его устраивали даже праздники. Когда картофель привозили в другие страны, то дарили как драгоценность богатым людям. Постепенно картофель перестал быть редкостью, и появился у простого народа. Однако, много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель.

Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Это- хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

-Вы любите кисель? Из каких продуктов готовят кисель? (Из крахмала, сахара,ягоды)

-Как вы думаете, из чего делают крахмал? (Если скажут из картошки)

А хотите сами из картошки получить крахмал?(Если нет)

-Мы сможем это узнать в нашей лаборатории№1, вы теперь ученые.

Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться с предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным;

-ничего не пробовать на вкус.

Проходите, в лабораторию №1

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

 Вот она душечка-голубушка.

  мы можем увидеть, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно- экспериментальная деятельность:

Опыт №1

Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают

Перед вами стаканы с тертым картофелем (посмотрите на что похож тертый картофель?) на кашицу)

 -Почему? значит в картофеле много воды.

вам нужно взять стакан с водой и добавить воду в тертый картофель (в кашицу) и размешиваем все это ложкой.

Что получилось?  Какого  цвета вода? налили чистую, прозрачную воду,

Она стала мутной, потемнела

Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле  содержится крахмал.

Выливаем нашу жидкость через сито, и хорошо отжимаем картофель ложкой можно помогать

- Оставляем жидкость на некоторое время. Потом вернемся и посмотрим что получилось?

У нас в лаборатории перерыв. Сделаем физкультминутку?

Отдых нам физкультминутка

Занимай свои места

Раз-присели,два-привстали,

Руки кверху все подняли,

Сели-встали,сели-встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились всказь,

Будто мой упругий мяч.

Проходите в лабораторию№2.

Опыт №2

Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод.

 Вы видите тарелки с крахмалом , добавьте в тарелку с крахмалом каплю йода. Для этого, берите пипетки за стекло,нажмите пипетку один раз и капните в тарелку с крахмалом.

Ребята, что получилось, какого цвета стал йод, какой вывод можно сделать?  

Дети: Если на крахмал капнуть йод, он меняет цвет, становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в этих овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

Что вы видите на подносе ? (Овощи. Перечислили)

Эти овощи для опыта, не для еды. Можете выбрать овощи с подноса в большие одноразовые тарелки.

Дети проводят опыт: капают йод на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал? (в картофеле)

Как вы узнали? (капля йода на картофеле перекрасился в темно-синий цвет)

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. У вас  карточки с изображением  овощей, с которыми вы работали. Надо напротив овоща где вы обнаружили крахмал поставить галочку.

Вывод: крахмал есть  в картофеле.

Результат опыта №1:

Теперь вернемся к первому опыту.

Осторожно слейте жидкость в пустой стакан, что осталось на дне? Потрогайте руками, как вы думаете, что это? Это-крахмал.

Когда он высохнет, он будет вот таким (потрогайте)

 он становится сухим, похожим на муку.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходимы более сложные опыты.

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории№3.

 Опыт №3 Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал называют картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе  тарелки с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки? берите в руки полоски и сравните муку и полоску бумаги?

Дети: мука желтовата.

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала? Сравните с полоской бумаги.(Цвет одинаково белый)

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать тарелки, когда определяем запах вещества»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Из крахмала еще делают клей, называется клейстер. Вы в первом опыте получили крахмал, вот из полученного крахмала после сон часа, с Оюной Балдановной приготовите клейстер и заклеите книги.

-Лаборатория у нас закрывается, после обеда откроется для изготовления клея.

Право самостоятельно выбирать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий.

Право самостоятельно договариваться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность.

Право обратиться за помощью к любому члену группы.

Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат.

Право переключиться на другой вид деятельности.

Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

2-3 мин

Общий сбор.

Заслушивание докладов представителей каждой лаборатории.

Представленные письменные отчеты.

Прошу всех подойти, мы начинаем заседание ученого совета.

О своем открытии расскажут ученые

  в лаборатории

 №1……

№2………

№3………

Есть другие мнения?

Поздравляю вас с открытием!

Право выбора продукта для представления в качестве результата деятельности.

Право самостоятельно оценивать достигнутый результат.

Право оценивать успешность сотрудничества.

2-3 мин

Итог образовательной деятельности

(рефлексия)

Блокнот

Какие мы провели опыты?

Какие трудности вы встретили?

Получилось ли у вас то, что вы задумали?

Какой совет вы можете дать тому, кто завтра захочет повторить этот опыт?

 что мы с вами узнали, что вы можете рассказать своим друзьям, родителям?

- Картофель состоит из воды и крахмала,

-   В картофеле  содержится крахмал.

- Вы  узнали о картофеле то, что хотели узнать?(да)

Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Мы хотим подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов.

Право определения применения полученного результата.

Право определить перспективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе "Чувашская красавица"

В конспекте отражено приобщение старших дошкольников к национальной культуре (чувашской), закрепление знаний элементов чувашского узора и умения их изображать....

Конспект образовательной деятельности "Здравствуй, милая картошка"

Занятие по экологии,как к нам попал картофель....

Конспект образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие «Лепка». Тема: «Ёлочка красавица».

Задачи: формировать у детей интерес к лепке, продолжать развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие так и маленькие, колбаску между ладоням...

конспект образовательной деятельности "Елочка-красавица"

Предлагаю конспект образовательной деятельности для детей группы ЗПР среднего дошкольного возраста "Елочка-красавица" по ручному труду. Воспитатель вместе с детьми мастерят объемную елочку и...

«Белоствольная красавица» (конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.Задачи:Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного о...