Аналитический отчет по самообразованию за 2018 -19 учебный год : Развитие конструктивно -технических навыков и формирование предпосылок инженерного мышления по средствам электронного конструктора « Знаток » в старшей группе №6
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Осицына Лариса Васильевна

Главной целью моей работы является: Формирование основ технического мышления у дошкольников через сборку электрических схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет по самообразованию за 2018 учебный год :

Развитие конструктивно -технических навыков

и формирование предпосылок инженерного мышления

                по средствам электронного конструктора « Знаток »

в подготовительной группе №6  

 воспитателя Осицыной Л.В.

Основы инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов. Данный тип мышления важен как для изучения, так и для эксплуатации разнообразной техники. Современное общество предъявляет  новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. В настоящее время перед последним стоит цель – формировать основы инженерного мышления у ребенка дошкольника. А именно, воспитывать человека творческого и креативного, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы.

     В связи с этим в рамках дополнительного образования, приняла участие в

разработке авторской программы « Знаток ». Приоритетное направление

образовательная область « Познавательное развитие; речевое развитие»

Конструкторы "Знаток" позволяют получить первые сведения о мире электричества и электроники. Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Для реализации своей работы прошла курсы повышения квалификации на базе НПК им. А.С.Макаренко по теме «Stem образование для детей дошкольного возраста», в размере 72 часов.

Главной целью моей работы является: Формирование основ технического мышления у дошкольников через сборку электрических схем.

Задачи программы:

Обучающие:

• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

• изучить виды конструкций и соединений деталей;

• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;

• повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».

Развивающие:

• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;

• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику кисти рук, последовательность в выполнении действий;

• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах.

Для реализации своей программы мною были разработаны учебно- тематический,  перспективный планы,  на 2018 -2019 учебный год.

План  по взаимодействию с родителями.

Приняла участие во всероссийском конкурсе в номинации « Будующее за нами » долгосрочный проект « Знатоки электроники» с 03.09. 2018г. по 31. 05. 2019г.

Образовательная деятельность в группе осуществлялась через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Взаимодействие с детьми:

  • Экспериментальная деятельность
  •  Интегрированные занятия
  • Дидактические игры
  • Конструирование  с помощью электронных конструкторов
  •  Художественно-речевая деятельность
  • Чтение художественных произведений, беседы.
  • Коллекции рисунков. «Где живет  электричество», использование раскрасок для детей «Бытовая техника».
  • Презентации.
  • Показ мультипликационных познавательных фильмов.
  • Конкурсы, фестивали, праздники

Взаимодействие с родителями:

  • анкетирование
  • оформление папок передвижек
  • индивидуальные беседы
  • родительские собрания
  • выставки иллюстраций, фото, детских рисунков
  • рекомендации
  • соревнования, конкурсы вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ

Материалы и оборудование  центра электронной техники:

  • Наборы  электронных конструкторов «Знаток» с наличием схем для сборки на 36 схем, 64 схемы,180 схем.
  •  Технологическе карты по «Знаток» - конструированию с заданиями для старших возрастных групп
  • Схемы для сборки конструкций
  • Дидактические  игры
  • Познавательный материал: конспекты занятий: фото; рисунки детей; коллажи; схемы; образцы; конструкции; картинки; иллюстрации
  • коллекции рисунков. «Где живет  электричество», раскраски для детей «Бытовая техника».
  • Игрушки, муляжи ( для обыгрывания постройки)
  • Художественная литература, познавательная литература – энциклопедии
  • Демонстрационная магнитная доска

Практические материалы, публикации, фото материал, размещение в сети интернет на nsportal.ru. Участие во всероссийском  конкурсе « Будующее за нами ».

Анализируя свою работу выяснила, что все мероприятия проводимые с детьми и родителями помогли нам и сыграли большую роль в развитии детей. Дети стали более эмоционально отзывчивы. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Дети научились собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности и способы их обозначения. Соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций: по условиям заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Сформировано умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.  Развитие у ребенка интереса, любознательности и познавательной мотивации, ребенок опытным путем понял принципы работы электричества. Эффективность реализации работы отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанников, ориентированной на задачи проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Аналитический отчет о работе за 2018-2019 учебный год в подготовительной группе №9 «Теремок»

Направление деятельности:-осуществление деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС;-воспитания ценностного отношения детей к здоровью, развития мотивации к обереганию своего здоровья и здоровья окруж...

Аналитический отчет о работе за 2018 – 2019 учебный год (младшая группа)

На протяжении всего  учебного года наша  работа была направлена на создание благоприятных условий для успешного развития детей. Мы постарались обеспечить эмоциональный комфорт, в группе, поб...

Аналитический отчет о работе за 2018- 2019 учебный год в подготовительной группе.

Цели: создание оптимальных условий для полноценного проживания детства дошкольниками, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в с...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Аналитический отчет о работе за 2018 – 2019 учебный год в I младше группе №1

Аналитический отчет о работеза 2018 – 2019 учебный годв I младше группе №1...

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...