ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Осицына Лариса Васильевна

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным конструктором " Знаток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_znatok_sokrashchennyy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска  «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Г. Новосибирск ул. Танковая 31/1

т. (383) 209- 28-03, (383) 209-23-05

e-mail. ds2-nsk@mail.ru

________________________________________________________________

Номинация: «Будущее за нами »


ПРОЕКТ

по развитию конструктивно-технических навыков

и формированию предпосылок инженерного мышления

детей  старшего дошкольного возраста

«Знатоки электроники»

Автор разработчик:

Осицына Лариса Васильевна,

воспитатель  первой квалификационной категории,

Руководитель проекта:

Еремеева Елена Александровна,

Старший воспитаель, МКДОУ д/сад №2

 Высшей  квалификационной  категории

Новосибирск 2018

Краткая аннотация проекта

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным конструктором

« Знаток ». Проект разработан  для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всех заинтересованных лиц.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.                                                        

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

 В нашей     жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можно включить когда нам нужно. Детям интересно от чего же все, таки загорается лампочка. Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные  модели устройств  дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Правильно замаскировав обучение под игру, можно привить ребенку практически интуитивное понимание законов физики и электрики, в частности – научить его собирать различные механизмы. 

Типология проекта - проект носит комплексный характер - включает в себя  исследовательскую, познавательную и практическую деятельность.

Участники проекта

Проект рассчитан  на детей 5-7 лет, подгрупповой 12 человек. Состав участников: дети, педагоги, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный с 03.09. 2018г. по 31. 05. 2019г.

Цель проекта

Внедрение электронного конструктора « Знаток »  в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта:

1.Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов нового поколения «Знаток » в образовательной деятельности, начиная со старшей группы.                                                                                                                                   2. Принять участие в разработке и апробации части программы формируемой  участниками образовательных отношений 

3.Создать «Знаток » - центр в ДОУ как основу по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей  старшего дошкольного возраста  

4.Повысить образовательный уровень педагогов.                                                              

5. Повысить интерес родителей к электроконструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Интеграция образовательных областей:

 Познавательное развитие — обобщить знания детей об электричестве, где «живет»  электричество и как оно помогает человеку, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Речевое развитие — активизировать в речи детей слова: электричество, электрический ток, электроприборы. Формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры. Развивать слуховое восприятие. (Узнавать на слух звуки работы электроприборов). Развивать мыслительную активность, любознательность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие — закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Воспитывать умение работать в коллективе.

Художественно-эстетическое развитие — использовать различные виды художественной деятельности: через создание коллекции рисунков. «Где живет  электричество», использование раскраски для детей «Бытовая техника». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Развитие у ребенка интереса, любознательности и познавательной мотивации, чтобы  ребенок опытным путем понял принципы работы электричества.

2. Описание учреждения

Полное название проекта:

Развитие конструктивно-технических навыков и формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Автор проекта

Осицына Лариса Васильевна, воспитатель  МКДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» г.Новосибирск

Юридический адрес организации:

Новосибирская обл. Г. Новосибирск

Индекс: 630075, Новосибирская обл. г. Новосибирск, ул.Танковая 31/1

т. (383) 209- 28-03, (383) 209-23-05

e-mail. ds2-nsk@mail.ru

Название организации:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  «Детский сад № 2 комбинированного вида»

3. Постановка и обоснование проблемы проекта

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и привитию первоначальных технических навыков, формированию предпосылок инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Проанализировав результаты деятельности ДОУ, выявились противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

  • требованиями ФГОС ДО,  указывается на активное применение

 конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности,

 способствующей развитию исследовательской и творческой активности

 детей.  Недостаточным оснащением детского сада конструкторами

 «Знаток», а также отсутствием организации целенаправленной

 систематической образовательной деятельности с использованием « Знаток»

  - конструкторов;

  • необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
  • возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния  «Знаток»- технологий на развитие личности дошкольников;

Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения   электронного конструктора  « Знаток » в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, формированию первоначальных технических навыков, развитию предпосылок инженерного мышления.

4. Цель проекта

Внедрение электроконструирования  в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта

1.Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов нового поколения «Знаток » в образовательной деятельности, начиная со старшей группы детского сада.                                                                                              

 2. Принять участие в разработке и апробации части программы формируемой  участниками образовательных отношений

 3.Создать «Знаток » - центр в ДОУ как основу по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления  детей  старшего дошкольного возраста                                                                                                            4. Повысить образовательный уровень педагогов.                                                                                                                        5. Познакомить с основными простейшими принципами конструирования;                                                              6. Изучить виды конструкций и соединений деталей;                                                                          7. Сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;                                               8. Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».                                                                                           9. Содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;                                                                                                                                                       10. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику кисти рук, последовательность в выполнении действий;                                                                                                                     11. Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.                                            

 12. Навыки конструирования, знакомство с основами электромеханики пропедевтика инженерного образования;                                                                                  

13. Первый опыт программирования;                                                                                           14. Работа в команде: работу обычно делают вдвоем;                                                              15. Навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.                      

16. Повысить интерес родителей к электроконструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

5. Обоснование актуальности проекта

Актуальность проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в дополнительном образовании «Знаток» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Впервые обучение физике становится реально интересным. Вместо скучных    абстрактных рассказов ребенок может воочию увидеть, как работает тот или иной механизм, и даже собрать действующую модель того или иного электроприбора, что станет настоящим поводом для гордости. Очевидно, что с таким набором ребенка не придется специально заставлять учиться – детский интерес гарантирован и без этого.

Основы инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов. Данный тип мышления важен как для изучения, так и для эксплуатации разнообразной техники. Современное общество предъявляет  новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. 

В настоящее время перед последним стоит цель – формировать основы инженерного мышления у ребенка дошкольника. А именно, воспитывать человека творческого и креативного, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Этот конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью различных современных электронных конструкторов « Знаток ».

Актуальность электротехнологии значима в свете внедрения ФГОС, так как влияет на следующие факторы:

-являются эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей («Речевое», «Познавательное» и «Социально-коммуникативное развитие»);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Инновационность проекта заключается в адаптации  электронных конструкторов нового поколения:   «Знаток» первые шаги в электроннике – набор «В»-15 схем ; «Знаток – набор «С» – 34 схемы ; « Комплексный набор – 180 схем»  в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения части программы формируемой  участниками образовательных отношений 

6. Готовность к реализации проекта

Наличие электронного конструктора в ДОУ, предполагает определенную подготовку  педагога и наличие методического материала для внедрения в работу.

На данный момент в ДОУ 17 педагогов прошли курсы повышения квалификации на базе НПК им. А.С.Макаренко по теме «Stem образование для детей дошкольного возраста», в размере 72 часов.

На группах старшего дошкольного возраста имеется конструктор Знаток с наличием схем для сборки на 36 схем, 64 схемы,180 схем и 360. Что позволяет детям осваивать конструирование от простого к сложному. Собраные  схемы используются детьми в различных постройках, макетах для обыгрывания игровых сюжетов.

7. Этапы реализации проекта на 2018-2019 гг.

1. Этап - подготовительный: (сентябрь 2018 г.) – изучение возможностей внедрения электроконструирования в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения  «Знаток» – центра. Анкетирование родителей.

2. Этап - внедренческий: (октябрь - 2018 - апрель 2019 г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы

« Знаток » - центра, подведение и анализ промежуточных результатов проекта; апробация части программы формируемой  участниками образовательных отношений; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, организация работы ресурсного центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами, проведение  соревнований  по конструктору « Знаток ».

3. этап - обобщающий: (май – 2019 г.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка (мониторинг); презентация полученных результатов. Изучение возможностей внедрения электроконструирования в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения « Знаток »– центра.

8. Прогнозируемые конечные результаты проекта

1. Собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности и способы их обозначения

2. Соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий

3.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций: по условиям заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

3.Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4.Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

5. Сформировано умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

6.Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

7. Развитие у ребенка интереса, любознательности и познавательной

     мотивации, ребенок опытным путем понял принципы работы электричества

Формы подведения итогов реализации проекта:

подготовка и презентация творческого проекта; выставки по конструированию; конкурсы, соревнования, фестивали.

9. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

* Проведение педагогической диагностики на каждом этапе проекта, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников,

* Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности,

* Оснащенность « Знаток » –центра позволит определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.

Эффективность реализации проекта отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанников, ориентированной на задачи проекта (Таблица 1) см. приложение № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)

Дошкольный возраст-период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно о...

Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)

Дети в среднем дошкольном возрасте ещё не в должной степени умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на д...

Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя раб...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Актуальность развития конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Конструктивная деятельность в детском саду  способствует качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и сформирует интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего ...

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...