методическая разработка по ознакомлению дошкольников с признаками весны с использованием ИКТ " К нам весна шагает"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Калашникова Айна Никаноровна

Материал по знакомству детей с основными признаками весны с использованием ИТК. Основной упор на словарную работу с детьми.Основная цель - познакомить с ранними признаками весны, закреплять умение наблюдать явления природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием ИКТ «К нам весна шагает»

«К нам Весна шагает»

Цель: познакомить с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Задачи:

формировать знания детей о весенних явлениях природы;

закреплять знания примет весны, последовательности времен года;

расширять представления об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны;

Воспитывать интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие, наблюдательность;

Обогащение и активизация словаря: проталины, ледолом, ледоход, половодье, протальник, грачевник, лазурь.

Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки.

Предварительная работа: Наблюдение примет наступающей весны в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, чтение книг, дидактические игры «Цветочное лото»«Времена года»«Когда это бывает?».

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса –

Вот и к нам пришла (весна).

Как вы думаете, с чего начинается весна?

А вы, ребята, уже видели где-нибудь следы весны? Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Стало теплее, тает снег, появились лужи, с крыш капают сосульки).

Если дети затрудняются ответить, задаю вопросы:

- Как теперь светит и греет солнце? Как изменился снег? Что с ним происходит? (Потемнел, осел, растаял). А вы заметили, где быстрее всего тает снег? (Там, где больше солнца).

Давайте рассмотрим картину (слайд 1)

А. К. Саврасова «Грачи». Какое время года изобразил художник? Почему вы думаете, что это весна? Какие признаки весны вы заметили на картине? Послушайте, как кричат грачи. О чем они могут рассказать нам? Недаром март зовут грачевником.

А теперь давайте рассмотрим картину И. Левитана. (слайд2). Как вы думаете, какое время года на этой картине? Отличается на этой картине зима от весны? Эта картина называется «Март», это ранняя весна. Послушайте строчки из стихотворения А. Плещеева:

Чиста небесная лазурь,

Светлей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

Как вы думаете, о какой лазури говорил поэт? Конечно, он сравнил чистое, ярко-голубое небо с лазурью. А если солнце стало пригревать сильнее, что становится со снегом? Какой снег становится? (темный, рыхлый, грязный). Март в народе зовут протальником, почему?

(слайд 3).Посмотрите внимательно, где снег растаял, а где еще лежит. Солнышко пригревает, снег тает, появляются первые проталины и первые ручейки (слайд). Послушайте, как он звенит в лесной тишине.

Давайте, мы с вами тоже превратимся в ручеек, возьмитесь за руки и не отпускайте, какие бы препятствия не повстречались на нашем пути.

Робкой струйкой меж камней,

Пробивается ручей.

Пробежится по оврагу,

Просочится под корягой.

Одолеет все преграды

На пути с друзьями рядом,

И широкою рекою

Разольётся на просторе.

Молодцы, ребята, хороший ручей у нас получился. Попал ручей в реку, а на реке что? Конечно, лед! Ведь это ранняя весна. Река покрыта льдом, но ей тоже хочется на свободу. (слайд 5).Посмотрите, как трескается лед на реке. Как еще можно сказать? (добиться слова «ломается»). А как называется это явление? (ледолом). Но еще много льда на реке, течет река и вместе с ней лед. (слайд6). Льдины трутся, наезжают, наскакивают одна на другую. Называется это явление ледоход. А солнышко пригревает все больше, льда становится все меньше и река продолжает свой путь уже спокойно (слайд7). Снег тоже растаял и превратился во что? Правильно, в воду. (слайд8,9).Посмотрите, как много воды стало, она уже не помещается в берегах реки, и река разливается, выходит из берегов и затапливает все вокруг. Такое явление называется половодье.

Вот и пришла весна, но пришла не одна, а со своими друзьями - перелетными птицами. Самыми первыми прилетают грачи (слайд10, скворцы (слайд11, жаворонки и зяблики (слайд12).

А что происходит в лесу? Медведь просыпается, он очень худой и голодный. У медведицы в берлоге зимой появляются детеныши. Как они называются? Сейчас, весной, они впервые выходят из берлоги. (слайд13). У диких животных зимой появились детеныши, и они выводят их на первую прогулку (слайд 14,15). У волчицы -, у лисы -, у зайчихи -…

Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Какие новые слова вы сегодня узнали? Что такое проталина? Ледолом? Ледоход? Половодье? Когда можно увидеть эти явления?

Используемая литература:

Николаева Е. «Робкой струйкой…»

Плещеев А. Н. «Весна»

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-vesne.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с ПДД

Данная разработка поможет в ознакомлении детей с правилами поведения на улице, дороге....

Методическая разработка по ознакомлению окружающего мира в группе раннего возраста. Тема : «Весна. Подарок для мамы».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникабельное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Задачи:-прививать детям лю...

Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;совершенс...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Помощники весны"

открытое меропиятие в младшей группе НОД по ознакомлению с окружающим миром "Помощники вессны"...

Методическая разработка по ознакомлению с миром природы на тему:"Весна " для детей старшей группы

Закрепить знания детей о весне, утЗакрепить знания детей о весне, уточнить ее приметы, расширить зна­ния детей. Дать представление о народных названиях весенних месяцев. Закрепить понятия «с...