Проект: «Птицы- наши пернатые соседи» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тартынская Марина Алексеевна

Познакомить детей с птицами в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в любое время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashi_pernatye_sosedi.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад «Улыбка»

МКОУ «Убинская средняя школа №2»

Проект

«Птицы– наши пернатые соседи!»

Средняя группа.

Проект составила:

Воспитатель:Тартынская М.

с.Убинское 2017


Проект: «Птицы- наши пернатые соседи»

Тип проекта: информационно– творческий

Участники: дети средней группы (4–5 лет),родители, воспитатели.

Сроки реализации: краткосрочный (03.10–14.10.2016г.)

Автор проекта: воспитатель Тартынская М.А.

Проблема. Недостаточные представления детей о птицах, дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Наша задача – познакомить детей с птицами в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в любое время года.

Модель трех вопросов.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Вороны любят червей. (Ульяна)

Птицы любят комаров. (Артем)

Птицы купаются в воде. (Денис)

Птицы летают. (Олег)

Гуси дикие летают. (Коля)

Они смотрят за птенцами. (Даша)

Высиживают яйца. (Даша)

Они улетают на юг.(Вика)

Птицы живут в домике на дереве. (Денис).

Почему они улетают?

(Денис)

Где живет цапля?

(Ульяна)

Маленькие птинцы умеют летать? (Даша)

Почему клеются птицы? (Артем)

Почему клюет дерево дятел? (Денис)

Как выводятся птенцы? (Даша)

Спросим у бабушке. (Ульяна)

Спросим у родителей. (Денис)

Прочтем в книге. (Даша)

Наблюдение за птицами (М.А)

Посмотрим в интернете, в книгах. (М,А)

Просмотр развивающих мультфильмов для детей : «В мире дикой природы» (М.А)

Цель: Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

  1. Пополнить предметно–развивающую среду по теме проекта.
  2. Расширить знания детей о птицах.
  3. Формировать элементарные экологические знания.
  4. Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
  5. Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
  6. Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
  7. Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных условиях.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап.

  1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
  2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
  3. Перспективное планирование проекта;
  4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
  5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
  6. Подобрать художественную литературу;

2. Основной этап.

Образовательная область:

  1. Познавательное развитие.

– Беседы: «Что ты знаешь о птицах»

«Птицы наши пернатые соседи»

«Пользу или вред приносят птицы?»

«Кто заботится о птицах?»

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»

«Каких птиц зимой не увидишь?»

НОД по ФЭМП: «Сколько птиц на ветке?» Цель: познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?» ; уметь образовывать формы множественного числа существительных.

«Четвертый лишний»

«Один– много»

Наблюдение: «Наблюдение птиц в кормушке»

«Наблюдение за голубями»

«Наблюдение за воробьями»

«Наблюдение за ласточками»

  1. Речевое развитие:

–Развитие речи: «Составление рассказа по картинке»

«Сравнительное описание двух птиц»

«Речевые игры. Речевые диалоги»

«Составление рассказа по таблице»Раскажи–ка»

–Чтение художественной литературы:

  • И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков
  • Заучивание стихов
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
  • Просмотр мультфильмов по теме.
  1. Социально–коммуникативное развитие:

–Сюжетно–ролевые игры: «Птичий двор»

  • –Дидактические игры: «Угадай птицу по голосу»,
  • «Кто у кого?» (птицы и птенцы),
  • «Угадай, чей клюв»
  • «Угадай по описанию»,
  • «Сосчитай птиц»,
  • «Один –много»

– Разрезные картинки.

– Домино – «Птицы».

– Пальчиковая игра: «Птичек стайка». «Кормушка»

– Подвижные игры:

  • «Снегири»
  • «Воробушки и автомобиль»
  • «Зимующие и перелётные птицы»
  • «Собачка и воробей»
  • «Вороны»
  • «Воробушки и кот»

Труд: «Заготовка корма для птиц»

«Изготовление кормушек»

«Оформление книжки «Птицей движет инстинкт»

  1. Художественно–эстетическое развитие:

–Рисование:

Тема: «Дымковские птицы»

Цель: Воспитывать интерес к искусству дымковских мастеров. Учить выделять и рисовать кончиком кисти элементы дымковской росписи. Развивать творчество и фантазию.

Тема: «Сова»

Цель: Учить детей рисовать птицу, используя овал и круг. Познакомить с отличительными особенностями совы. Развивать воображение.

–Лепка.

Тема: «УТЕНОК»

Цель: учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей, соединять части, прижимая их друг к другу. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

–Конструирование.

Тема: «Лебедь»

Цель: Познакомить детей с новым способом обработки бумаги– оригами. Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами. Развивать мелкую моторику рук.

–Музыка: Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. (из серии П.И. Чайковского: «Времена года»

  • Песня: «Ворон»
  • Русские народные прибаутки
  1. Физическое развитие:

Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль», «Снегири», «Собачка и воробей», «Вороны»

Хороводная игра «Воробей»

Беседа: «Как правильно кормить птиц»

«Заботимся о своем здоровье»

Работа с родителями:

1.Консультации:

  • «Как и из чего можно сделать кормушки»
  • «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
  • «Воспитание у детей любви к природе»

2.Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.

3.Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

4.Просмотр мультфильмов.

5.Беседы с детьми по теме.

6.Заучить с детьми стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Результаты реализации проекта:

-Расширился кругозор детей о птицах (какие птицы прилетали на участок, их внешний вид, чем питаются..)

-Расширился и обогатился словарь детей по теме, они научились составлять рассказ– описание о птицах. Отгадывать загадки о птицах.

-У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, речевые навыки.

-Дети и их родители приняли участие в оказании помощи птицам в трудных условиях.

-Пополнилась развивающая среда в группе

3. Заключительный этап:

  1. Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
  2. Организация и участие родителей в конкурсе «Столовая для птиц».
  3. Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»

Приложение 1.

Загадки к проекту «Птицы»

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

(Скворец)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку–ку, ку–ку?"

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит "крак" –

Червякам враг.

(Грач)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Чик–чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично…(аист)

Кар–кар–кар! Кар–кар–кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пение….

(ворона)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее... (синичка)

В небе, синем и высоком Вьется птица, но не сокол. Разбежались мышки: "Ах! Что за крылья, вот размах! Взгляд у птицы очень зоркий, Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь)

В небе кружит ночью длинной Самый крупный, самый сильный. Из большой семьи совиной Крючконосый хищный… (Филин)

Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (Ворон)


Приложение 2

Дидактические игры

 «Кто как голос подает?» 

Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар–кар–кар. Я умею каркать. Я сорока: стр–стр–стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух–ух–ух. Я умею ухать. Я синица: тинь–тинь–тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать. «Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д. «Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна сорока – много сорок, Один орел – много орлов и т. д.

«Угадай по описанию» 

Цель – научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

«Четвертый лишний» 

Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. 

Пальчиковая гимнастика: «Птичек стайка» (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).

Пой–ка, подпевай–ка, десять птичек – стайка.

– Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.

Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по

домам! (Сжать пальчики в кулачки). (И. Токмакова)

Подвижная игра:

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто–нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3–5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

П/и «Птички и кошка»

Задачи: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Физминутка: « Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

 Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

 Прыг–скок, прыг–скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

 Вот присела на минутку, (Присели.)

 Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево–вправо.)

 И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

 Тири–тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

 Тень–тень–тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

 (А. Барто)


Приложение 3.

Поэтическая страница к проекту.

Ласточка

Ласточка

Сизокрылая

Под моим окном

Свила гнездышко —

И поет себе,

Заливается,

Весну красную

Прославляючи...

Автор: С. Дрожжин

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться

захотел,

В гости к тоненькой былинке

прилетел,

Сел на самую вершинку —

цинь–цвиринь:

«Покачай меня, былиночка,

подкинь!..»

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!

Ты воробушка, былинка,

покачай!

Автор: М. Познанская

Сова

Днем, когда в лесу светло,

 Спать ложусь в свое дупло.

А напустит ночь дремоту – Вылетаю на охоту.

Синица

На кормушку к нам зимой Прилетает птица:

С желтой грудкой пуховой

Шустрая СИНИЦА.

Воробей

Агния Барто

Воробей по лужице

 Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

 Хвостик распушил.

Погода хорошая! Чив–чив–чил!

Ворона

Владимир Орлов

– Кра! – Кричит ворона. – Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!

 Вор прокрался

Утром рано! Грош украл он

Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! – Стой, ворона Hе кричи.

 Hе кричи ты, Помолчи.

Жить не можешь

 Без обмана – У тебя ведь Hет кармана.

– Как?! – Подпрыгнула ворона,

 И моргнула Удивленно:

– Что ж вы раньше Hе сказали?! Кар–р–раул! Кар–р–ман! Укр–р–рали!

Голубка

Нина Орлова

Белая голyбка,

Голyбая юбка,

По воде ходила,

 Юбкy замочила.

 Сизый голyбь говорит:

 – Ах, ты, лyжа вредная!

А голyбке говорит:

– Ах, ты, моя бедная!

Грач

Лишь зажурчат весной ручьи, Спешат на родину грачи.

 Где отчий дом, где все родней,

 Где даже червяки вкусней.

Кукушка

Что, кукушка, ты кукуешь,

Наводя на всех тоску?

Может, по птенцам тоскуешь? Ищешь их – КУ–КУ, КУ–КУ.

Скворец

Друзей зовет семья скворцов: – Всех завтра в гости просим!

 Наш адрес: улица певцов, Скворечник номер восемь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Проект "Птицы - наши пернатые друзья"

Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши пернатые друзья" (старшая, подготовительная группа)...

Презентация к проекту: «Птицы- наши пернатые соседи» в средней группе

Познакомить детей с птицами в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в любое время года....

проект "Птицы наши пернатые друзья"

Проект направлен на формирование у детей знаний о природе, о птицах , как живых существах живущих на земле...

Проект "Птицы наши пернатые друзья"

Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьютгнѐзда, выводят птенцов);- расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелѐтныхптиц;- формирование жела...

Проект "Птицы наши пернатые друзья"

Выбор темы «Птицы наши пернатые друзья» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повыша...