Методическая разработка. НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий: "Воздух- невидимка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Румянцева Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий: «Воздух – невидимка»

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи:

Обучающие:

Знакомить с качественной характеристикой воздуха  (безцветный, невидимый, движется, ощущаем).

Развивать умение детей решать проблемные задачи.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Развивающие задачи:

 Развивать любознательность, наблюдательность.

 Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

 Расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стаканчики с трубочкой (по количеству детей), веер, карточки-схемы, аудиозапись.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята мы сегодня отправимся  в путешествия по островам, чтобы многое узнать и научиться. О чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

Правильно, это воздух!  Сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, мы и совершим путешествие.

Ребята, все островитяне должны соблюдать правила:
Правило №1.  Ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)

А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

2. Основная часть.

Мы совершили полет и очутились на островке «воздух-невидимка»

Как вы думаете, почему он так называется?  

Ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (ответы детей).
Я  тоже воздух не вижу, но знаю, что он есть вокруг нас.

Если мы его не видим то он какой? (ответы детей)

Воздух прозрачный, невидимый сквозь него всё видно, поэтому его называют "невидимка". Давайте попытаемся отыскать этого невидимку! 
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ловушка для невидимки:

Сделаем ловушку из прозрачного полиэтиленового пакета.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (ответы детей)

Правильно он пуст.

А теперь широко раскроем пакет и воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете?

Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Почему? (ответы детей)

Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

А теперь мы с вами полетим на остров «Волшебных пузырьков»

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Воздух в человеке:

Ребята мы с вами уже знаем, что воздух окружает нас.  

Как вы думаете, а внутри нас есть воздух? (ответы детей)

Мы тоже дышим воздухом.

Но как он к вам попадает? (ответы детей)

Давайте проверим?

Ребята, прошу всех сесть за столы (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Попробуйте  взять трубочку, опустить в стакан с водой и подуть. Что происходит? (ответы детей)

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (ответы детей)

Вывод: когда  выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Ребята значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

А теперь ребята давайте сделаем один большой пузырь.

Игра «Раздувайся пузырь»

  Раздувайся, пузырь!

                                        (держась за руки, расходятся)

  Раздувайся, большой…

 Оставайся такой

 И не лопайся!

                                        (стоят, держась за руки)

 Ш-ш-ш-ш!  

                                        (не отпуская рук, сходятся к центру)

Сейчас ребята полетим на остров, который называется «Ветерок»

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Мы теперь знаем, что воздух нам необходим для дыхания, это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем.

«Движение воздуха»:

Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? (ответы детей)

Воздух передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется, т.е. получается ветер

А как ещё можно сделать ветер? (ответы детей)

А теперь попробуем устроить ветер с помощью веера. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть, надо поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3.Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Молодцы! Мне тоже очень понравилось. А теперь возвращаемся в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"

Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....

Методическая разработка НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Волшебный воздух».

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе с использованием игровых, здоровье - сберегающих технологий, на тему: «Как Зайка шубку менял»

Цель: Учить выполнять аппликацию из ваты на бархатном картоне.Задачи:— Закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные волк, белка, заяц, особенности их внешнего вида в зимний сезон.— Активизи...

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, на тему: «Дверь, может быть опасна»»

Цель: - развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;- вызвать у детей желание быть всегда осторожным рядом с дверью;- воспитывать познавательный интерес детей, способствовать зап...

Методическая разработка НОД по познавательному развитию в средней группе "Витамины - помощники здоровья"

Методическая разработка содержит цель, задачи НОД, описание предварительной работы. Полно изложен ход образовательной деятельности. Также прилагается  прилагается самоанализ НОД....

Методическая разработка НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием игровых технологий и технологии ТРИЗ. Тема: «Путешествие в космос»

Конспект занятия поможет  систематизировать знания детей о космосе, будет способствовать развитию математичемских способностей. Дети с помощью игровых технологий, используемых на занятии, в совер...