Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цель:

Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.

 

 

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развивать лексическую сторону речи.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Деревья и кустарники»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

Составитель

воспитатель высшей квалификационной категории

Калинова Ирина Николаевна

Цель:

Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развивать лексическую сторону речи.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Познакомить с понятиями «дерево» и «кустарник».
  2. Учить детей выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и их различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
  3. Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
  4. Учить схематично изображать дерево, куст.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь детей: названия деревьев и кустарников, частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоя).
  2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей
  3. Закреплять навык согласования речи и движения.
  4. Упражнять в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
  5. Развивать внимание, память, мышление.
  6. Развивать длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к миру растений.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением елового леса, смешанного леса, берёзовой и дубовой рощи.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и кустарников.
  • Подборка стихов и загадок о деревьях и кустарниках.
  • Наблюдения на прогулке : «Деревья в октябре», «Клён в золотом убранстве», «Белая берёза под моим окном».
  • Подвижные игры на прогулке: «Раз, два, три – к берёзке (сирени, дубу, шиповнику, клёну и т.д.) беги», «Узнай по описанию (дерево..., куст...)», «Детки с какой ветки?», «С какого дерева (куста) лист?».
  • Настольно-печатные игры: «В лесу», «Береги живое».
  • Изготовление макета «Осенний лес».
  • Чтение экологических сказок: «Поучительная история», «Как дерево с кустарником встретились».

Материалы и оборудование:

  • Презентация «Деревья и кустарники»
  • Демонстрационный материал: «Деревья», «Кустарники», «Расскажите детям о деревьях».
  • Схемы с изображением дерева и кустарника на каждого ребёнка.
  • Лист бумаги формата А5и цветные карандаши на каждого ребёнка.
  • Мяч

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение.

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Воспитатель

О чём я прочитала стихотворение?

Дети

Об осеннем лесе.

Воспитатель

Правильно.

Слайд 1

Воспитатель

Посмотрите на иллюстрации и скажите, какой лес на них изображён.

Дети

Еловый и смешанный лес.

Слайд 2

Воспитатель

Что изображено на этих иллюстрациях?

Дети

Берёзовая и дубовая роща.

Воспитатель

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес.

И весёлый, молодой,

И задумчивый, седой.

Хоть в какое время года

Хоть какою будь погода.

А вы любите лес?

Но лес надо не только любить, но и беречь.

Кто знает, как вести себя на природе?

Игра «Так и не так»

Дети подбирают пары картинок: как можно вести себя в лесу и как нельзя.

Воспитатель

К нам в гости пришёл Лесовичок

Услышав, как вы хорошо знаете правила поведения в лесу, он приглашает нас на лесную полянку.

Дети за воспитателем и Лесовичком идут на импровизированную полянку.

Воспитатель включает запись с пением птиц.

Воспитатель

Давайте закроем глаза и представим, что мы гуляем по лесу. Послушайте, как прекрасно поют птицы. Как легко дышится!

Открываем глаза.

Лесовичок

Как вы думаете, почему в лесу воздух чище, чем в городе?

Дети

Деревья делают воздух чистым.

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Воспитатель

Возьмите осенние листочки (на ниточках).

Представьте, что подул лёгкий ветерок.

Как дует ветер? Ветер дует: с-с-с-….

Делаем носиком вдох и выдыхаем воздух через рот, произносим звук [c].

Подуйте тихонько на свои листочки.

А теперь ветер усиливается, и мы дуем сильнее.

Ещё сильнее задул ветер, и мы тоже дуем ещё сильнее.

Ветер затихает листочки улетают. Подуйте на свои листочки и отпустите их.

Дети дуют на листочки, отпуская ниточки, и они улетая, падают на пол, создавая ковёр из листьев.

Воспитатель

Осенний листопад опять у нас в лесу.

Опять проказник ветер кружит, кружит листву.

Осенний листопад в печальной тишине

Роняет в руки лист в подарок о себе.

Игра «ЧЕЙ ЛИСТ?»

Дети образуют круг вокруг воспитателя. У воспитателя в руках мяч.

Лист осины - осиновый

Лист дуба - ...

Лист калины - ...

Лист берёзы - ...

Лист малины - ...

Лист клёна - ...

Лист ясеня - ...

Лист сирени - …

Лист тополя - ...

Лист облепихи - …

Лесовичок

Какие деревья вы узнали  на моей полянке?

Дети

Берёзу

Лесовичок

Как догадались?

Дети

У берёзы белый ствол.

Воспитатель

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется -

И всё поёт вокруг.

Белая берёза – русская красавица леса и не только. Её можно встретить и у нас в городе.

У берёзы ствол покрыт белой корой с чёрными точками, полосками, ветви тянутся вверх.

Листья овальные. С зубчиками по краю.

Летом у берёзы – жёлтые серёжки.

Берёза очень полезна – из почек делают настои – лечат суставы; из коры (бересты) – на Руси плели лапти, делали кузовки.

Лесовичок

А это дерево вы все знаете.

Дети

Ель.

Лесовичок

Как догадались?

Дети

У ели вместо листьев иголки (хвоя).

Воспитатель

Её всегда в лесу найдешь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Ёль – ценное дерево – из веток делают целебный настой (его пьют, когда в организме не хватает витаминов); из древесины делают бумагу, стоят дома, делают музыкальные инструменты; шишки – продукты питания для белок, клестов.

Лесовичок

Есть ещё деревья?

Дети

Есть. Рябина.

Лесовичок

Как догадались?

Дети

У рябины яркие гроздья ягод и листочки - парочками друг напротив друга.

Воспитатель

Наливная, спелая рябина,

Не грусти, краснея под окном.

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом.

В зимнюю пору рябина-спасительница кормит птиц.

Её плоды необычны по вкусу, они полезны и для человека. В них – аскорбиновая кислота, пектины, эфирное масло, а каротина, не меньше, чем в моркови, облепихе.

Ветку рябины можно опустить в воду, и она долго будет оставаться свежей.

Лесовичок

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

И, в отличие от ёлки, опадают те иголки.

Что за родственница есть у ели?

Дети

Лиственница

Воспитатель

Ладно собраны в пучки

Разные иголки.

Посмотрели мы получше -

Ёжиков то сколько!

По ветвям они сидят,

Шишки охраняют.

На зиму их весь отряд

В спячку убегает.

Лиственница – это тоже хвойное дерево, но не вечно зелёное. На зиму лиственница сбрасывает нежные иголочки. Они, в отличии от иголок ёли, очень легкие. У неё очень ценная древесина, из которой строят прочные мосты.

Лесовичок

Ребята, а только ли деревья есть на нашей полянке?

Дети

Нет. Есть ещё кустарники.

Лесовичок

Назовите.

Дети

Малина

Воспитатель

Ягодка зернистая

Смотрит прямо в рот.

Очень замечательный

Из неё компот.

Нежная и сладкая

Вовсе не калина.

На кустах колючих

Выросла малина.

В ягодах малины содержится много меди, железа, калия, клетчатки, пектинов и других различных органических кислот. Одну из таких кислот можно особенно выделить – салициловую, которая оказывает выраженное жаропонижающее действие.

Кроме вышеперечисленных полезных элементов в малине содержится очень много витамина С, B1, B12, никотиновой кислоты (PP).

Лесовичок

Найдите ещё один, не менее полезный, кустарник.

Дети

Шиповник

Воспитатель

Вот лекарственный полковник -

А зовут его – шиповник!

И плоды его, ребята,

Витаминами богаты,

Кто настой из них попьёт -

Очень долго проживёт!

Шиповник очень популярен в народной медицине. Еще с давних времен люди знали о его лечебных свойствах.

Шиповник — очень богатый витаминный и минеральный комплекс. Многие люди знают, что в нем содержится много витамина С. Как много? В шиповнике примерно в 7-10 раз больше витамина С, чем в черной смородине, и в 40-50 раз больше чем, в лимонах.

Укрепляет иммунитет, понижает кровяное давление, нормализует обмен веществ и улучшает пищеварение. Хороший источник железа. Способствует заживлению ран в(В средние века шиповник использовали для лечения ран и укусов змеи.

Немного пожевав, ягоду прикладывали к ране. Она вытягивала гной, обеззараживала и залечивала даже глубокие раны.)

Воспитатель

Ребята, мы вместе с Лесовичком увидели на нашей полянке разные деревья и кустарники.

Чем похожи все деревья?

Дети

У деревьев есть корни, ствол, ветви, листья.

Воспитатель

Чем похожи все кустарники?

Дети

У кустарников есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель

Чем отличается деревья от кустарников?

Дети

У кустарников много тонких стволов, а у деревьев – один толстый ствол.

Физминутка « В лес»

Солнечным осенним днём                                    Ходьба на месте

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки,

Вот хорошая тропинка.

Выросли деревья в поле, .                                     Руки в стороны

Хорошо расти на воле.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.                                      Руки вверх 

Вот подул весёлый ветер.

Закачались тут же ветки.                                       Взмахи руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.                                          Наклоны вперёд 

Вправо – влево, взад – вперёд,

Так деревья ветер гнёт.                                          Наклоны в стороны 

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?                                      Вращение туловищем 

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Ежевику, костянику,

Кисловатую бруснику.                                            Приседания 

Полные несём лукошки

По знакомой по дорожке.                                        Ходьба на месте 

Воспитатель

Отдохнули, посвежели

В садик свой мы захотели.

Мы возвращаемся в детский сад и приглашаем Лесовичка в гости.

Дети садятся за столы. Лесовичок идёт вместе с детьми.

Воспитатель

На ваших столах лежат схемы, изображающие дерево или кустарник.

Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? (показываю)

Дети

Это схема подходит дереву.

Воспитатель

Как вы догадались?

Дети

Здесь нарисованы корни, один ствол, ветки и листья.

Воспитатель

Правильно!

А какому растению подходит вторая схема? (показываю)

Дети

Это схема подходит кустарнику.

Воспитатель

Почему?

Дети

Здесь нарисованы корни, много стволов и листья.

Слайды 3 - 13

Игра «Не ошибись»

Воспитатель показывает слайды с изображением деревьев и кустарников.

Дети показывают нужную схему.

Слайды 14 - 20

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает слайды.

Дети называют лишнее растение.

Воспитатель

Лесовичок, на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки.

Дети, давайте нарисуем для Лесовичка деревья и кустарники, чтобы он вспоминал нас в своём лесу.

Дети рисуют кустарник или дерево и дарят свой рисунок Лесовичку, поясняя, что именно изображено на его рисунке.

Лесовичок

Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. Я буду смотреть на ваши рисунки и вспоминать, как у вас было интересно.

Лесовичок берёт рисунки и уходит.

Воспитатель

Ребята, вам понравилось занятие?

Дети

Да!

Воспитатель

Почему?

Дети

Мы сходили на прогулку в лес, встретились с Лесовичком, научились различать деревья и кустарники, узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»

В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Предлогаю вам конспект неприрывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида с использованием ТИКО-конструктора. Данный материал поможет в ин...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"

Конспект для старшей логопедической группы компенсирующей направленности  занятия по теме придлог "В"...