конспект нод "История Муравья"с использованием технологии Триз в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухомель Людмила Владимировна

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт — Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по областям

«Социализация»«Коммуникация»«Познание»«Физическая культура», «Художественно — Эстетическое» развитие

(совместная деятельность с воспитанниками)

на тему: « История Муравья».

Для детей подготовительной группы.

Технология: Триз

 

 

 

 

 

воспитатель : Сухомель

Людмила Владимировна

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербургу

2019

 

 

 

 

Конспект НОД ФКЦМ  «История Муравья» с использованием технологии Триз.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

 «Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Цель: Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.

Задачи:

«Познавательное развитие»

Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;

Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.

«Речевое развитие»

Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

«Художественно-эстетическое развитие»

Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем (моделирование конструкций из бумаги, природного материала).

«Физическое развитие»

Развитие двигательной активности связанную подвижными упражнениями.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, слушание звуков природы и аудиозаписи.

Материал и оборудование: ноутбук. аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, предметные картинки, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки для муравейника, части насекомых на магнитах.

Словарная работа:

Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

Ход НОД

1.Организационный момент.

(Дети входят в группу и встают в круг)

Здравствуй, небо. (руки вверх,

Здравствуй, Земля. (приседают)

Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд,

Один, два, три, четыре, пять

Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки,

Будем дружно мы играть,

В путешествие хотим опять (идут по кругу).

2.Основная часть.

(Звучит аудио запись «Шум ветра»)

    Воспитатель: Дети посмотрите в окно какой сильный ветер поднялся. Он дует с такой силой, что деревья наклоняются, листья обрываются. Ребята кто это прилетел на березовом листочке? Правильно – это муравей.

    Ребята муравей очень полезное насекомое, у него есть голова, Грудь, брюшко и шесть лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют санитарами леса. За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Но как муравей оказался у нас в детском саду и какая произошла с ним история мы узнаем посмотрев отрывок из мультфильма «Муравьишка хвастунишка».

    - В какую ситуацию попал муравей?

    Дети: Наступает вечер все муравьи спешат вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника.

    Воспитатель: Правильно ребята и вот муравей как на березовом листочке как на парашюте, гонимым ветром прилетел к нам в детский сад.

    - ребята что мы можем сделать для муравья?

    Воспитатель: правильно помочь ему вернуться домой в муравейник.

    Ребята в лес пойдет тот кто поиграет с муравьем в его любимую игру «Теремок»

    Вы помните сказку «Теремок». Звери когда подходили к теремку, что они говорили?

    Дети: Тук тук, тук кто в теремочке живет?

    Воспитатель: Молодцы!

    Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?

    -Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.

    Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.

    Картинки: Бабочка-насекомое, у жука 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; кузнечик откладывает яйца как и муравей; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»; пчела трудолюбивая как муравей и т. д)

    Воспитатель: Молодцы хорошо поиграли. Все готовы отправиться в путешествия? Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова. «Детки, детки покружитесь в осеннем лесу окажитесь.

    _ Ребята открывайте глаза, посмотрите мы оказались в лесу. Чествуете какой воздух в лесу?

    Дыхательное упражнение «Лесной аромат»

    Давайте вдохнем немного чистого лесного воздуха. Наберём воздух полной грудью и медленно выдыхаем через рот. Молодцы вот мы и стали немного здоровее.

    - Ребята а какое у нас сейчас время года?

    А что происходит с природой осенью?

    Дети: Погода холодная, дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

    Воспитатель: Ребята здесь на осенней полянке живут друзья муравьишки, но они спрятались. Почему они спрятались? А узнать кто спрятался на этой полянке мы сможем отгадав загадки- дразнилки.

    (Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)

    Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

    Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

    Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

    Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

    Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

    (Звучит запись писка комара)

    Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.

    Подвижная игра “Поймай комара”

    Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

    Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?

    Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?

    Воспитатель: Комар пропищал мне на ухо что домик муровья находится за рекой под большой березой. Вы слышите шум реки?

    Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру 

    «Ты мой кусочек»

    Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.

    Воспитатель: Отличный, крепкий мостик построили ребята. Но где же большая береза? Правильно ее сломал сильный ветер. Ребята и кто то сломал домик муравья? Кто же это сделал? (ветер, медведь, лиса и т. д.)

    Что же делать?

    Правильно мы соберем березу и построим новый домик для муровья.

    (звучит музыка дети собирают березу и строят муравейник)

    Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.

    Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)

    Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.

    Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

    Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

    Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?

    Ответы детей.

    3. Заключительная часть.

    ВоспитательМуравей говорит вам спасибо теперь его домик под надежной охраной

    Воспитатель: Ребята а вы знаете как зимует муравей?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке и за это он вам дарит небольшие подарки которые вы возьмете домой будете играть с родителями и вспоминать наше путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад. Где березовый листочек на котором к нам прилетел муравей. Закрываем глаза.

    Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.

    Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!

    Послушайте стихотворение.

    Не обижайте лесных насекомых!

    В лесу летают мотыльки,

    Ползут козявки и жуки…

    У них у всех свои дела.

    Ты их увидишь на пути –

    Не обижай, а отойди!

    Без насекомых лес, друг мой,

    И одинокий, и пустой…

    Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    детский сад №68

    Приморского района Санкт — Петербурга

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по областям

    «Социализация»«Коммуникация»«Познание»«Физическая культура», «Художественно — Эстетическое» развитие

    (совместная деятельность с воспитанниками)

    на тему: « История Муравья».

     Для детей подготовительной группы.

     Технология: Триз

    воспитатель : Сухомель

    Людмила Владимировна

    первой квалификационной категории

    Санкт-Петербургу

    2019

    Конспект НОД ФКЦМ  «История Муравья» с использованием технологии Триз.

    Интеграция образовательных областей: 

    «Познавательное развитие»,

    «Социально-коммуникативное развитие»,

    «Речевое развитие»,

     «Художественно-эстетическое развитие», 

    «Физическое развитие»

    Цель: Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.

    Задачи: 

    «Познавательное развитие»

     Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;

    Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.

    «Социально-коммуникативное развитие»

     Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.

    «Речевое развитие»

    Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

    «Художественно-эстетическое развитие», 

    Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем (моделирование конструкций из бумаги, природного материала).

    «Физическое развитие»

    Развитие двигательной активности связанную подвижными упражнениями.

    Предварительная работа: Рассматривание картинок, слушание звуков природы и аудиозаписи.

    Материал и оборудование: ноутбук. аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, предметные картинки, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки для муравейника, части насекомых на магнитах.

    Словарная работа: 

    Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

    Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

    Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

    Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

    Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

    Ход НОД

    1.Организационный момент.

    (Дети входят в группу и встают в круг)

    Здравствуй, небо. (руки вверх,

    Здравствуй, Земля. (приседают)

    Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд,

    Один, два, три, четыре, пять

    Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки,

    Будем дружно мы играть,

    В путешествие хотим опять (идут по кругу).

    2.Основная часть.

    (Звучит аудио запись «Шум ветра»)

    Воспитатель: Дети посмотрите в окно какой сильный ветер поднялся. Он дует с такой силой, что деревья наклоняются, листья обрываются. Ребята кто это прилетел на березовом листочке? Правильно – это муравей.

    Ребята муравей очень полезное насекомое, у него есть голова, Грудь, брюшко и шесть лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют санитарами леса. За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Но как муравей оказался у нас в детском саду и какая произошла с ним история мы узнаем посмотрев отрывок из мультфильма «Муравьишка хвастунишка».

    - В какую ситуацию попал муравей?

    Дети: Наступает вечер все муравьи спешат вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника.

    Воспитатель: Правильно ребята и вот муравей как на березовом листочке как на парашюте, гонимым ветром прилетел к нам в детский сад.

    - ребята что мы можем сделать для муравья?

    Воспитатель: правильно помочь ему вернуться домой в муравейник.

    Ребята в лес пойдет тот кто поиграет с муравьем в его любимую игру «Теремок»

    Вы помните сказку «Теремок». Звери когда подходили к теремку, что они говорили?

    Дети: Тук тук, тук кто в теремочке живет?

    Воспитатель: Молодцы!

    Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?

    -Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.

    Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.

    Картинки: Бабочка-насекомое, у жука 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; кузнечик откладывает яйца как и муравей; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»; пчела трудолюбивая как муравей и т. д)

    Воспитатель: Молодцы хорошо поиграли. Все готовы отправиться в путешествия? Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова. «Детки, детки покружитесь в осеннем лесу окажитесь.

    _ Ребята открывайте глаза, посмотрите мы оказались в лесу. Чествуете какой воздух в лесу?

    Дыхательное упражнение «Лесной аромат»

    Давайте вдохнем немного чистого лесного воздуха. Наберём воздух полной грудью и медленно выдыхаем через рот. Молодцы вот мы и стали немного здоровее.

    - Ребята а какое у нас сейчас время года?

    А что происходит с природой осенью?

    Дети: Погода холодная, дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

    Воспитатель: Ребята здесь на осенней полянке живут друзья муравьишки, но они спрятались. Почему они спрятались? А узнать кто спрятался на этой полянке мы сможем отгадав загадки- дразнилки.

    (Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)

    Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

    Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

    Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

    Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

    Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

    (Звучит запись писка комара)

    Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.

    Подвижная игра “Поймай комара”

    Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

    Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?

    Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?

    Воспитатель: Комар пропищал мне на ухо что домик муровья находится за рекой под большой березой. Вы слышите шум реки?

    Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру 

    «Ты мой кусочек»

    Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.

    Воспитатель: Отличный, крепкий мостик построили ребята. Но где же большая береза? Правильно ее сломал сильный ветер. Ребята и кто то сломал домик муравья? Кто же это сделал? (ветер, медведь, лиса и т. д.)

    Что же делать?

    Правильно мы соберем березу и построим новый домик для муровья.

    (звучит музыка дети собирают березу и строят муравейник)

    Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.

    Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)

    Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.

    Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

    Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

    Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?

    Ответы детей.

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель: Муравей говорит вам спасибо теперь его домик под надежной охраной

    Воспитатель: Ребята а вы знаете как зимует муравей?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке и за это он вам дарит небольшие подарки которые вы возьмете домой будете играть с родителями и вспоминать наше путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад. Где березовый листочек на котором к нам прилетел муравей. Закрываем глаза.

    Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.

    Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!

    Послушайте стихотворение.

    Не обижайте лесных насекомых!

    В лесу летают мотыльки,

    Ползут козявки и жуки…

    У них у всех свои дела.

    Ты их увидишь на пути –

    Не обижай, а отойди!

    Без насекомых лес, друг мой,

    И одинокий, и пустой…

    Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»

    Задачи:Обучающие :·        Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки·        Учить различать деревья по внешним п...

    Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

    Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

    Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

    Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

    Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

    Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группеЗадачи:Обучающие:Активировать словарный запас прилагательных;Развивать зву...

    Игра-викторина «Умники и умницы» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

    Сценарий игры- викторины предназначен   для дошкольников подготовительных групп для активации словарного запаса прилагательных, развития  фантазии, обогащения словаря существительных, р...