Проект Сказание о Земле Амурской
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Гордиенко Галина Николаевна

Орнамент народов Амура — один из ведущих декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил её практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном. Цель: приобщение дошкольников к декоративному искусству средствами культуры нанайского народа.

 

Цель проекта : приобщение дошкольников к декоративному искусству средствами культуры нанайского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazanie_o_zemle_amurskoy.docx716.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сказание о земле Амурской»

Воспитатель

Гордиенко Галина Николаевна

Г. Комсомольск- на- Амуре

2017 г.

 

 

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный

Вид проекта:  групповой

Участники:

дети  6-7 лет лет

родители

воспитатели

музыкальный руководитель

Срок реализации: долговременный.

 Ожидаемый результат:

  •  Дети знают о культуре народов нани.
  •  Научились петь песни, рассказывать пословицы.
  •  Разучили нанайские игры.
  • Научились выполнять различные творческие работы с элементами нанайского орнамента (коврики, халатики, рукавички, обувь).

 Актуальность проекта

В настоящее время дети не знают свой родной язык, забывают культуру, быт, традиции народов нани. На данном этапе эффективнее всего начинать работу с дошкольного возраста. Появилась необходимость разработать проект, с помощью которого можно было бы знакомить детей с национальной культурой народов Приамурья интересно и доступно, через декоративно-прикладное искусство.

 Цель: приобщение дошкольников к декоративному искусству средствами культуры нанайского народа.

 Задачи:

  •  Прививать любовь к малой родине.
  • Знакомить с нанайским фольклором (сказки, пословицы, песни, игры).
  • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.
  • Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
  • Развивать воображение и творческие возможности детей, ассоциативное мышление и любознательность.
  • Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов.

 

Работа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности. Народное искусство использовалось нами в педагогическом процессе детского сада в следующих направлениях:

— создание мини-музея, выставок (рассматривание изделий народных мастеров, игрушек, различных атрибутов домашней утвари);

— с целью ознакомления детей с народным искусством (беседы, слушание народной музыки, песен, сказок, пословиц, загадок).

 Народное искусство в педагогическом процессе.  Его воспитательное значение.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Декоративно-прикладное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

Орнамент народов Амура — один из ведущих декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил её практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном. Мы учим детей видеть прекрасное в природе, слышать его в  музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Сколько лет нанайцы занимаются старейшим родовым ремеслом – рыболовством и охотой, столько лет и их загадочным узорам и легендам.

Орнамент народов Амура – один из ведущих декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил её практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном у приамурцев.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста чаще всего применяются изображения птиц, бабочек, рыб, растений. Среди птиц в орнаментике встречаются изображения лебедей, уток, орлов. Нередко они представляют в орнаменте в геометрической форме и держат во рту рыбу или лягушку.

Богатые возможности для развития творческой личности дошкольника заключены в изобразительной деятельности. Занятия декоративно-прикладным творчеством активизируют мысль ребёнка, дают возможность выразить своё отношение к окружающему языком художественных образов.

Разнообразие художественного материала позволяет ребёнку овладеть различными изобразительными навыками и умениями.

Программа обучения декоративно-прикладному творчеству предполагает овладение ребёнком выразительными возможностями цвета. Дети учатся составлять узоры на геометрических формах, украшать орнаментом плоскостные и объёмные формы по мотивам нанайского узора.

Традиционная методика обучения декоративно-прикладному творчеству строится на применении образца. Занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.

В результате работы, используя свои навыки и умения рисования, вырезывания, конструирования из бумаги и картона, дети изготавливают предметы быта (коврики, одежда, обувь и др.). После чего детские работы используются на выставке.

Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о национальной культуре, её духовном богатстве.

 Этапы реализации проекта

 1 этап – подготовительный

— подбор литературы, иллюстраций;

— создание альбомов с демонстрационным материалом (виды узоров, техника выполнения нанайского орнамента);

— разработка конспектов занятий («нанайские орнаменты», «дары Амура», «украсим обувь орнаментом»);

— разработка плана проведения недели нанайской культуры.

 2 этап – планирование реализации проекта

Основные формы работы:

— экскурсии в мини-музей детского сада, в музей сельской библиотеки;

— рассматривание книг «Краски земли Дерсу», «Дальний Восток»;

— чтение книги «Амурские сказки»;

— разучивание песен, игр;

— рисование, аппликация по теме проекта;

— проведение недели нанайской культуры.

 3 этап – заключительный этап

— представление проекта (презентация);

— выставка детских работ;

— выступление на методическом объединении внутри сада;

— методические рекомендации.

 Результаты работы по проекту

1. Подборка литературы, иллюстраций

3. Создание демонстрационных альбомов:

— «нанайский орнамент»;

— «техника выполнения нанайских орнаментов».

3. Фотоальбом

4. Творческие работы детей

5. Итоговое мероприятие:

— неделя нанайской культуры в детском саду.

 Заключение

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Различные виды народного декоративно-прикладного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции нанайского народа, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует цельности, законченности во всём.

В процессе работы стало ясно, что одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и фольклора. Наша работа показала, что предложенный материал понятен и доступен детям.

В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных  переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирования его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Результатом работы над проектом является «продукт» изготовления ребёнком в виде аппликаций, рисунков, различных композиций.

Разработанная система занятий, методические приёмы по развитию у дошкольников эстетического отношения к декоративно-прикладному творчеству даёт положительные результаты при использовании в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Восславим амурскую березку…»

В конспекте представлена работа с детьми по ознакомлению и закреплению знаний детей о растительном мире Амурской области, о русской березе...

Досуг "Край родной, земля Амурская"

Материал в доступной форме формирует у дошкольников нравственно - патриотические чувства; закрепляет представления  детей о малой родине – Приамурье, приобщает дошкольников к национальной к...

НОД "Дикие животные Амурской области"

Конспект занятия для детей 2-ой младшей группы по развитию коммуникативных способностей в процессе закрепления знаний о животных леса....

Путешествие по Земле Амурской.

Занимательное путешествие по Амурской области,в котором вам встречаются сказочные герои,помогающие детям познакомиться с культурными ценностями Амурской области....

Проект "Чудеса Земли Амурской глазами юных инженеров-конструкторов"

ПРОЕКТ «Чудеса  Земли  Амурской  глазами юных инженеров-конструкторов»в подготовительной к школе группе №4 «Мультяшки» Фестиваль «Добрые истории»(в р...