НОД в средней группе "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру

Швайкова Юлия Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме: "Дикие животные зимой".

 Цель: формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, на примере белки, ежа, медведя.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, питании, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: медведь- медведица-медвежата, дупло, нора, берлога.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.

Ход НОД:

- Дети давайте встанем в круг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. «Комплименты»

 Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит «Спасибо! Мне очень приятно» Затем он произносит комплимент своему соседу. Воспитатель подбадривает, подсказывает, настраивает детей.

 Ребята вам интересно, о чем мы будем беседовать на нашем занятии? А давайте с вами поиграем в игру «Собери картинку» (предложить детям выбрать любой цветной кружок) вы должны будете  подойти к тому столу и найти конверт такого цвета как у вас кружок.

 В каждом конверте разное задание(дети должны собрать разрезные картинки:  зима, дикие животные)

Когда вы соберете эти картинки, вы поймете о чем, и о ком будет наше занятие.

Дети:  (после того как собрали картинки отвечают) о зиме и животных.

Воспитатель: молодцы, а теперь давайте присядем.

Воспитатель: ребята, какое сейчас время года?
Дети: зима

Воспитатель: Назовите приметы зимы. Какая она?
Дети: холодная, идет снег,  дует холодный ветер, реки замерзли.

Воспитатель:  как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят?

Дети: одевают  шубы, шапки, теплые носки, рукавицы.

Воспитатель: как вы думаете, кто еще кроме людей готовится к зиме?

Дети: животные

Воспитатель: молодцы, ребята.

А теперь давайте мы с вами оденемся теплее, и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться зимой до леса? (ответы детей) правильно мы  с вами будем добираться на лыжах. (Дети вместе с  воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах). Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать ветки) пока идем на лыжах 
вспоминаем, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие) 

Воспитатель: молодцы, все правильно. Ребята посмотрите, как быстро мы с вами добрались до леса на лыжах, а как много здесь следов животных посмотрите.

Интересно, чьи это следы, обратите внимание они все разные, и ведут в разные стороны. Вам хочется узнать, чьи это следы?

Дети: да

Воспитатель: тогда нам нужно идти по этим следам (дети находят ежиков).

Воспитатель: Так вот кому принадлежат эти следы! Ребята, какая беда они потерялись надо помочь им найти своих родителей. (Подходят к доске с воспитателем, где висят картинки с изображением жилище диких животных)

Воспитатель: как вы думаете, где живут эти ежики?

Дети: под пенечком, под корнями деревьев.

Воспитатель: молодцы, а чем питаются ежики? Давайте их угостим  (дети выбирают подходящие картинки)

Дети: грибами, яблоками, мышами, жуками.

Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи ежиков.

Дети: папа-еж, мама-ежиха, дети-ежата.        

Воспитатель: молодцы ребята. Как вы думаете, ежики ложатся на зиму в спячку?

Дети: да

Воспитатель: а почему?
Дети: потому что зимой им тяжело найти себе пропитание.

Воспитатель: молодцы, вы помогли ежатам вернуться домой. А теперь давайте посмотрим, кому же принадлежат другие следы (идут по следам и находят белочек)

Воспитатель: ребята кого вы там нашли?

Дети: белочек

Воспитатель: давайте подойдем посмотрим где живут белочки, и как называется их дом.

Дети: дупло

Воспитатель: молодцы, а чем питаются белочки? Давайте их тоже угостим (дети выбирают подходящие картинки)

Дети: ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи белочек.

Дети: папа-белка, мама-белка, дети-бельчата.

Воспитатель: молодцы ребята, но у нас есть еще следы, давайте посмотрим, куда они ведут, и кому  принадлежат.(идут по следам и находят медведей)

Воспитатель: ребята кого на этот раз вы нашли?

Дети: медведей

Воспитатель: они тоже потерялись, давайте и им поможем найти дом (подходят и выбирают подходящую картинку)

Воспитатель: как называется дом медведя?

Дети: берлога

Воспитатель: давайте назовем всех членов семьи.

Дети: папа-медведь, мама-медведица, дети-медвежата.

Воспитатель: давайте угостим наших медвежат и их семью (находят подходящие картинки: рыбу, ягоду, мед)

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, медведи ложатся в спячку?

Дети: да

Воспитатель: а почему?

Дети: потому что ягоды меда, летом нет, медведю нечем питаться.

Воспитатель: молодцы ребята вы все правильно говорите.

Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного, а то на улице холодно.


Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей (возвращаемся, имитируя езду на лыжах).

Воспитатель: ребята, а теперь давайте пройдем за столы, и вспомним, кто где живет (дети присаживаются за столы, на столах лежат карточки с изображением животных и их жилище)

Воспитатель: ребята возьмите карандаши и проведите дорогу каждому животному к его дому.

Воспитатель: молодцы ребята, вы все отлично справились с заданием, а теперь скажите, что вам больше всего понравилось с сегодняшнего путешествия?

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

                                                                         Составила: Швайкова Ю.Д

Цель: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири (самое глубокое и чистое озеро с пресной водой).
 Задачи:

  • Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Ход занятия:

-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки).  Ребята в Сибири очень много озер. Сегодня мы с вами поговорим  о самом  красивом, большом и знаменитом озере. Оно похоже на море. Может кто – нибудь догадался, что это за озеро, как оно называется? 

  Послушайте стих, и вы поймете, о каком озере Сибири  мы сегодня будем беседовать.

Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

М.Сергеев.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Размещает макет озера Байкал и предлагает детям назвать это озеро.

https://static.orgpage.ru/socialnewsphotos/62/62d1b3d6cf2a40f2b70de8f4d4b9250f.jpg

- Байкал – это гордость нашего края, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить. А сейчас давайте познакомимся с жителями Байкала.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1730111/rth15c762d0884a84f27e07b277a3cef1dd/max_g480_c12_r4x3_pd10

Байкальская нерпа Истинный символ легендарного озера. Нерпа встречается только на Байкале. Из-за браконьеров животное находится под угрозой исчезновения. Мех, мясо и жир этого млекопитающего высоко ценятся, однако по закону охота на него не карается. Нерпа, как и тюлени, любит плавать в воде и выбираться наберег для отдыха.                                           Нерпа, оз. БайкалБайкальский хариус

http://fanatbaikala.ru/wp-content/uploads/2015/01/Underwater_Arctic_Grayling.jpg

Рыба среднего размера, достигающая в длину 60 см, а в весе – 1,5 кг. Предпочитает жить на мелководье с каменистым грунтом. Отличается ярким оттенком, бросающимся в глаза. Спинка всегда темнее брюшка.

 Омуль

В Байкале обитают пять популяций омуля: селенгинская, посольская, северобайкальская, чивыркуйская, баргузинская

Байкальский омуль

Ондатра

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1618910/rth9398a7c6217edb97d752a19587e3bdd7/max_g480_c12_r4x3_pd10

Полуводный грызун, средний вес которого редко превышает 1,5 кг. Постоянно находится в воде и безупречно защищен от холода особым мехом. Ондатры совершенно не промокают, отличаются светлым цветом брюшка и более темным мехом сверху. На каждой конечности расположены перепонки, благодаря которым ондатры быстро передвигаются под водой. Также для плаванья звери используют хвост специальной формы. Живут ондатры до 8 лет и выбирают зоны, хорошо покрытые растительностью. Ондатры обладают удивительным природным чутьем – умеют строить 2-х уровневые жилища и кладовые для хранения добытой еды.

Язь

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1653963/rth6a80092388fdf6a6d8aee19d2fa5cb13/max_g480_c12_r16x9_pd10

Известный представитель Байкальской фауны. У язя крупное, высокое туловище темного оттенка, сочетающееся с серебристыми и белыми боками, брюшком. В длину достигает 27 см, при этом самки гораздо крупнее – до 35 см. Весит язь от 700 до 900 г.

Обыкновенный таймень

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1900161/rth11098593765030606ddb147fce1a9d3f/max_g480_c12_r16x9_pd10

Рыба постоянно меняет оттенок чешуи. Так, молодые таймени имеют черные точки, а более взрослые – светлые и темные полосы. У половозрелых особей спина почти черная, а брюшко белое, с овальными точками. В весе к 10 годам достигает 10 кг, а в длине – 1 м.

Осетр – древний обитатель подводного мира, деликатес. Крупная рыба – одинокий представитель хрящевых в озере, у которого отсутствует костный скелет. Живет на глубине 30-40 метров, зимовать отправляется в устья рек.
http://fanatbaikala.ru/wp-content/uploads/2015/01/32.jpg

Голомянка

Она самая многочисленная в Байкале. Общая численность и биомасса в два раза больше, чем всех остальных рыб, живущих в озере, и составляет около 150 тыс. тонн. Особенностью голомянки является то, что она не мечет икру, а рождает живых личинок, поэтому и называют её живородящей рыбой.
                                                                 
http://fanatbaikala.ru/wp-content/uploads/2015/01/35635.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в средне-старшей группе на тему: «Дикие животные зимой».

Основная цель: Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных. Цели. Логопедические: I. Неречевые: 1. Координация речи с движением, развитие слухо-моторных координ...

Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе

Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дикие животные зимой" (средняя группа) с презентацией

занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы с использованием ИКТ...

Конспект занятия по экологии в средней группе. «Животные зимой»

Конспект занятия по экологии в средней группе. «Животные зимой»...

Беседа «Зима. Дикие животные зимой» (средняя группа)

Расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой....