Проект в старшей группе «Первоцветы (такие знакомые и незнакомые цветы)».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чекунова Наталья Александровна
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дошкольный возраст является одним из важнейших этапов формирования начал экологической культуры, так как именно в этом возрасте формируются основы нравственно – экологических позиций личности, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Одной из важнейших задач экологического воспитания является не столько усвоение детьми знаний о предметах и явлениях, сколько формирование навыков бережного неразрушающего обращения с ними. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даются от рождения, а воспитываются. Ребенку необходимо с ранних лет говорить, что любить природу – значит творить добро. Экологическое образование в ДОУ начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В ходе наблюдений, на прогулках выявилось, что дети мало обращают внимание на травянистые растения, не задают вопросов, рвут, топчут растения. При появлении первых цветов (одуванчика и мать – и – мачехи) выяснилось, что дети не видят различия между ними. Многие так же считают, что мать – и – мачеха и одуванчик – один и тот же цветок, считают их сорняками, разрешают детям рвать и топтать их, и тоже мало интересуются травянистыми растениями. Но цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.

Проект в старшей группе

«Первоцветы

(такие знакомые и незнакомые цветы)».

Выполнили :Воспитатели: Костина Н. Д., Чекунова Н. А.

Тип проекта: среднесрочный (май, июнь, июль, август, сентябрь)

Объект исследования: мать – и – мачеха и одуванчик.

Вид проекта :информационно – исследовательский, познавательный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты музеев города.

Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дошкольный возраст является одним из важнейших этапов формирования начал экологической культуры, так как именно в этом возрасте формируются основы нравственно – экологических позиций личности, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Одной из важнейших задач экологического воспитания является не столько усвоение детьми знаний о предметах и явлениях, сколько формирование навыков бережного неразрушающего обращения с ними.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даются от рождения, а воспитываются. Ребенку необходимо с ранних лет говорить, что любить природу – значит творить добро. Экологическое образование в ДОУ начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В ходе наблюдений, на прогулках выявилось, что дети мало обращают внимание на травянистые растения, не задают вопросов, рвут, топчут растения. При появлении первых цветов (одуванчика и мать – и – мачехи) выяснилось, что дети не видят различия между ними. Многие так же считают, что мать – и – мачеха и одуванчик – один и тот же цветок, считают их сорняками, разрешают детям рвать и топтать их,  и тоже мало интересуются травянистыми растениями. Но цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь; развивать связную речь детей.

Задачи:

  • Формировать интерес к травянистым растениям родного края.
  • Дать знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.
  • Объяснить понятие «цветочные часы».
  • Развивать умственные способности: находить общие признаки у мать – и – мачехи и одуванчика, а так же закреплять умения правильно называть основные части растения.
  • Учить устанавливать связь между живой и неживой природой.
  • Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительный этап.

  1. Беседы с детьми и родителями о первоцветах.
  2. Сбор и анализ литературы по теме.
  3. Подборка иллюстративного материала (Приложение).
  4. Разработка дидактических, подвижных, пальчиковых игр, заданий и гимнастики для глаз (Приложение).

Практический этап.

  1. Познавательные занятия «Здравствуй, маленький цветок» (о мать – и – мачехе); «Первоцветы: мать – и – мачеха и одуванчик», «Первоцветы – украшение весны», «Не рви цветы» (Великий сказочник Г. Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода, и маленький цветок». Без красоты цветов беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное.)
  2. Беседы («На всякую хворь растение растет», «Цветочные часы», «Мёд из одуванчика» (фото), «Использование растений в медицине», «Польза одуванчиков и мать – и – мачехи для животных и насекомых (фото))
  3. Пальчиковые игры: «Распускаются цветы».
  4. Гимнастика для глаз: «Одуванчики проснулись».
  5. Рисование «Мать – и – мачеха», «Одуванчик» (фото).
  6. Аппликация «Мать – и – мачеха» (фото).
  7. Коллективная работа «Расцвели красивые цветы».
  8. Создание гербария.
  9. Сказки и легенды о первоцветах.
  10. Стихи и загадки о первоцветах.
  11. Д/И «Четвертый лишний».
  12. П/И «Растения».
  13. Наблюдения (Приложение).
  14. Праздничное чаепитие с мёдом из одуванчиков, с конкурсом стихов об одуванчике и рассказом ребенка о приготовлении мёда.

Результат: проект разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду программы «Радуга» и программы «Парма».

        У детей и взрослых появился интерес к травянистым растениям, не только участка группы, но и за пределами детского сада (парки, дачи, улицы города).

Дети чаще стали задавать вопросы взрослым, «Какой это цветок?».

Взрослые приняли активное участие в реализации данного проекта:

  1. Совместные творческие работы (фото).
  2. Изготовление цветочного мёда (фото, рассказ ребенка).
  3. Экскурсии в музеи города: Национальный музей «Отдел природы»,  Республиканский центр экологического образования «Дендропарк».

Обогатился словарь детей.

Взаимодействие с семьей:

  • Прогулки в лес, на даче, улицы города.
  • Посещение дендропарка в Республиканском центре экологического образования.
  • Экскурсии в Национальный музей «Отдел природы»
  • Совместные творческие работы.
  • Разучивание стихов и загадок о цветах.

Приложение №1

Приложение к предварительному этапу.

  1. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». Содержание: Взрослый описывает растение, а ребенок находит картинку.
  2. Дидактическое упражнение «Подбери словечко» (например, жёлтый как…). Цель: обогащение словаря детей.
  3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Задача: Развивать дидактическое мышление, закреплять знания о травянистых растениях.
  4. Малоподвижная игра «Цветы и пчёлы». Дети делятся на две команды: «Цветы» и «Пчёлы». По команде взрослого «Цветы» присаживаются, а «Пчёлы» кружатся вокруг цветов. По сигналу (например, хлопок) «пчёлы» «присаживаются» на «цветы» (то есть берутся за руки и кружатся).
  5. Пальчиковая игра «Цветок».                                                                

Утром, когда всходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться (сомкнутые ладони, пальцы рук в сторону). Лепестки цветка трепещут от легкого ветерка (дети тихо дуют). Солнце поднимается (ладони вверх, пальцы образуют бутон) цветочек распускается (пальцы в стороны). Солнышко садится, цветочек спать ложится (пальцы вместе).

  1. Гимнастика для глаз «Одуванчики проснулись».          

 Одуванчики проснулись (разжать ладошки, посмотреть на них)

Дружно к солнцу потянулись (поднять руки вверх, глаза наблюдают за руками).

Опустились к ручейку (опустить руки вниз, глазами следим за ними).

Покачались на ветру.

Влево – вправо поклонились (наклоны вправо – влево, следя глазами за руками).

И росой они умылись (провести ладошками по лицу, закрыв глазки, опустить руки вниз и открыть глаза).

  1. Физминутка «Одуванчик».                                                              

 Вот одуванчики проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

  1. Дидактическая игра «Назови правильный ответ».

А) Сын – и – пасынок.

Б) Мать – и – мачеха.

В) Сын – и – отчим.

Г) Дочь – и – падчерица.

  1.   Дидактическая игра «Угадай правило». Задача: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.                                                                       Правила: «Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе»
  2. Задание: «Жёлтый солнечный цветок». С помощью клеточек срисуй одуванчик с образца и раскрась его как можно ярче.
  3. Найди пять отличий. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, предлагается найти 5 отличий в этих картинках.

Приложение №2.

Приложения к практическому этапу.

Наблюдение.

  1. Наблюдения за пробуждением природы весной.
  2. Наблюдения за появлением цветка мать – и – мачеха.
  3. Наблюдение за появлением листьев мать – и – мачехи с рассказом легенды. Сделать вывод: сначала появляется цветок, а потом листья.
  4. Наблюдение, на каких местах участка появляются цветы. Сделать вывод: цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах (зависимость от температуры).                 Слушание: рассказ Валентина Берестова «Мать – и – мачеха», рассказывание сказки про Мать – и  – мачеху, стихи и загадки о Мать – и  – мачехе.                                                                  Рассказ воспитателя «Мать – и – мачеха – старинное лекарственное растение.                                                 Рассматривание иллюстраций и фотографий.
  5. Наблюдение за цветком в зависимости от света. Сделать вывод: на ночь закрывается, утром распускается.
  6. Наблюдение за появлением листьев одуванчика.
  7. Наблюдение за появлением цветка одуванчика. Сделать вывод: у одуванчика сначала появляются листья, а потом цветок. Слушание: легенда об одуванчиках, «Сказка про одуванчик», «Как одуванчик наряд выбирал», «Сказка про золотистый одуванчик», Е. А. Пермяк «Одуванчики», стихи и загадки об одуванчике, рассказ воспитателя: «Одуванчик – лекарственное растение».
  8. Наблюдение за появлением белых шаров одуванчика с рассказом воспитателя.
  9. Рассказ воспитателя о возможности повторного цветения одуванчика в конце лета – начала осени.
  10. Из наблюдение учить детей находить различие и общее в этих цветах и отражать это в продуктивной деятельности.    

Рассказы детей с праздничного чаепития.

Андрей. Этот мёд бабушка Надя варила дома на даче. Бабушка собирала цветочки, а я ей помогал. Цветы собирали далеко в лесу на полянке. В одуванчики положили песок, долго варили и принесли в садик детей угостить. Я принес 2 баночки мёда, это варили дольше, а другой меньше, поэтому и цвет у них разный.

Серёжа. А бабушка Таня говорила, что одуванчики – это сорняки, а тут такое вкусное варенье получилось!

Паша. Очень сладкое варенье, слаще, чем у нас дома мёд!

Василиса К. Очень варенье сладкое и вкусное, мы тоже попробуем дома его сделать.

Ева. Очень мне понравилось варенье!

Алина. В этой баночке варенье чуть – чуть сладкое, а в этой – очень сладкое. Но все равно оба варенья вкусные.       

Легенды.

Легенда об одуванчиках.

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка – молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка – молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась её его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор , и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, а оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там , где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы одуванчиками.

Легенды о цветке мать – и – мачеха.

 Цветет мать-и-мачеха  раньше всех травянистых растений  и дольше других первоцветов – 38 дней. О  ее происхождении сложено много в основном грустных легенд.  У одной женщины умерла родная дочка. Все дни проводила она на кладбище, гладила ладонями, ласкала землю, в которой покоилось любимое дитя. Из материнской любви появился цветок, который войлочной теплой стороной листа укрывал могилу девочки. Но была у этой женщины еще и падчерица, которую она не любила. И поэтому  другая сторона листа  была более жесткой и холодной.  

         В другой старинной русской легенде рассказывается, что давным-давно, один мужчина полюбил другую и ушел из семьи. В прежней семье у него осталась дочка с чудесными золотистыми волосами. И вот новая жена заревновала мужа к родной дочери, злилась, что он ходит к ней, и решила ее погубить. Заманила ребенка на обрыв и столкнула вниз. Мать спохватилась, что дома доченьки нет, побежала ее искать, и нашла мертвую. Бросилась она тогда в дом к мачехе и притащила ее к обрыву. А потом в борьбе обе с обрыва упали. На этом месте  выросли маленькие желтые цветочки под стать златокудрой девочке. И листья с одной стороны, как материнская любовь, были мягкими и нежными, а с другой – жесткими и холодными, как ненависть мачехи. Назвали их люди мать-и-мачеха.

         А эта легенда рассказывает о счастливой семье, в которой вдруг умерла мать. Дети перестали играть и петь, а отец  от горя согнулся, высох. Вскоре молодая вдова соседка окрутила  вдовца и стала его новой женой. Но жизнь так и не вернулась в дом, ведь мачеха – это не мама, от голоса ее холодом веет, а прикосновения ее злые и колючие. Как только по весне пригрело солнышко, младшая дочка стала бегать со своей тоской к реке и лить слезы об умершей маме. Однажды плача подняла она голову: а около ног ее желтый цветочек расцвел. И в тот же день мачеха без следа исчезла, и в дом снова вернулся звонкий смех. С тех пор стал этот цветок  появляться каждую весну, чтобы проверить, хорошо ли детям, и вновь исчезнуть. А летом на его месте появляются листики: с холодным верхом и теплой мягкой внутренней стороной.  

         Интересна украинская легенда о мать-и-мачехе. Давно это было. Жили муж с женой в согласии и любви, радовались детям.  Однажды попала  жена под сильный дождь, сильно простудилась и слегла. Таяла она с каждым  днем, как восковая свечка. Чует, не подняться ей уже. Просит мужа: «Ой, Василий, умру я, видно.  Не дай деткам пропасть, женись. Но не бери соседскую вдову, не будет она нашим детям матерью. У нее и своих достаточно».

         Похоронил Василий жену, а вскоре  сосватал – таки соседскую вдову, сумела она втереться в его доверие. Завела она еще те порядки. Поделила детей на своих и мужа. Своим все, а сиротам – ничего. Ее дети одеты, накормлены, ухожены, а мужнины –  голодные, холодные, в старой одежде. Только снег сошел,  а уж мачеха выгнала чужих детей греться на солнце на берег реки. Холодно  детишкам в рваной одежде, стали они просить:

         - Солнышко! Солнышко! Согрей нам головку! 

         Пожалело их солнышко и одело им на головы золотые веночки из своего света, согрели они своим теплом детей. Увидела это мачеха, прибежала к реке и спрашивает:

         - Где вы взяли такие веночки?

         - Нам солнышко дало, - ответили  дети Василия. От зависти мачеха аж побелела, вбежала в дом и к своим детям:

         - Берите одеяла,  и скорее бегите на берег реки. Пусть солнышко и вам подарит золотые веночки!

         Но солнышко только сожгло  верх одеял и ушло за облако. Подул студеный ветер с морозом  и заморозил   мачехиных  детей. А на берегах реки  появились желтые цветы и зеленые листья – дети матери и дети мачехи, а от самой  мачехи только одеяла остались.

Сказки.

Сказка про одуванчик

Однажды появился в траве маленький росточек, посмотрел по сторонам и подумал:

– Интересно, каким я буду, когда вырасту? Вот бы мне стать красивым-красивым, ярким-ярким!

Прошел теплый дождик, поднялся росточек повыше – и вдруг увидел в небе солнышко.

– Ух ты! Вот бы мне вырасти таким, как солнышко, – подумал маленький росточек.

Одуванчик и божья коровка

Солнышко посмотрело с высоты, улыбнулось – и стал росточек желтым одуванчиком. Каждый день раскрывался он в

зеленой травке и светил всем букашкам, как маленькое солнышко.

Но однажды посмотрел одуванчик на небо и увидел там облако – белое-белое, пушистое-пушистое.

– Ух ты! Вот бы мне стать таким, как это облако, – подумал желтый одуванчик.

Облако посмотрело вниз – и превратился одуванчик в легкое беленькое облачко на ножке. Дунул ветерок – облачко рассыпалось на много-много маленьких пушинок, и они разлетелись над полянкой далеко-далеко.

Прошло совсем немного времени – и там, куда приземлились пушинки, появились маленькие росточки. Это одуванчики. Скоро станут они желтыми, как солнышко, а потом белыми, как облако. И если на них дунуть – опять разлетятся пушинки далеко-далеко.

Приходи на полянку, попробуй!

Сказка про мать-и-мачеху

Улыбнулось солнышко – значит, пришла Весна, значит, в природе будет всё больше необычного, нового.

Весна везде хороша. Всюду она приносит радость. Молодая Бабочка резвится около старого плетня, то на тропинку слетает, то на пригорке потанцует, то песенку споёт – тихонечко так.

Но вот однажды, кружа над привычными местами, Бабочка заметила нечто необычное, и полетела к своему соседу юному Шмелю.

— Смотри, Шмель, Весна бежала по пригоркам, на ходу раскрашивая лес своими весенними красками, да потеряла жёлтую краску. То там, то тут видны жёлтые пятна.

— И вправду, — заметил Шмель. – Полетим к мудрой Сове, расскажем ей об этом.

— Эх вы, — сказала Сова, узнав в чём дело. – Это не Весна потеряла краску, это жёлтая Мать-и-мачеха расцвела. Весенний цветок, первоцвет.

Мать-и-мачеха радует всех весной своим жёлтым цветом. Она – словно солнышко в миниатюре.

— Теперь мы это запомним, — сказали Бабочка и Шмель.

Рассказы.

Одуванчики. Евгений Андреевич Пермяк.

    
Теперь города растут скорее парков. Чтобы появился новый парк, нужно никак не менее десяти — пятнадцати лет. Быстрорастущий тополь и тот становится деревцем лет через семь, ну, а липа, клён и того больше. Это для присказки. Сказка впереди.

Сказочно скоро вырос новый город нефтяников. Была равнина да перелески. Нашли нефть. Появились вышки. Одна, другая, третья. Десятки вышек. Образовался промысел. Началось строительство города.

Пока рос город, молодые новосёлы, жившие в бараках и землянках, в полевых вагончиках, позаботились о парке. Нелёгкое дело разбивать цветники на целинной земле, подымать дерновину и разбивать комья. Но что не сделают проворные руки. Не сразу, но сдалась земля, дикие растения уступили место садовым цветам. Правда, сорняки ещё долго сопротивлялись, стараясь прорасти на разрыхлённой, удобренной земле. С ними не церемонились. Вырывали, подрубали тяпками, выдёргивали, чтобы не дать им осемениться.

Особенно хорошо боролись с сорняками сестра и брат Котельниковы — Лиза и Вася. Редкое утро они не обходили дозором цветники будущего парка. И чуть высунется сорняк, — его за ушко и на солнышко. Сохни.

Лизу и Васю назначили старшими команд по борьбе с сорняками. Посоветовал создать такие старый садовод — Николай Петрович Решетников.

Сестра и брат Котельниковы стали работать ещё настойчивее. И дело у них шло хорошо. Боролись, не щадя сил. Но однажды на клумбах появились знакомые с детства желтоголовые одуванчики.

— Здравствуйте! Откуда вы здесь? — спросила ессонница Лиза у одуванчиков.

Совсем по-иному отнёсся к появлению одуванчиков Вася.

— В наступление! — скомандовал он ребятам. — Руби под корень. За мной!

И бригада цепью повела наступление. Зоркие глаза не пропускали проросших там и сям одуванчиков. Тяпки, как боевые секиры, мелькали в воздухе.

— Бей! Руби! — слышались голоса наступающих.

Лиза недоумевала.

— Как могут быть врагами, — спрашивала она подруг, — эти прелестные цветы?

— И в самом деле, — соглашались с Лизой девочки, — почему мальчишки с таким озлоблением истребляют одуванчики?

— Почему бы не цвести и этим диким цветам рядом с садовыми? — не унималась Лиза.

— Да, да, — поддерживали её подруги.

Начался спор. Одни называли одуванчики злейшим врагом садовых цветов. Другие, не соглашаясь, требовали оставить хотя бы небольшую часть желтоголовых красавцев. Для украшения клумб. Для оживления.

Лизина бригада решила сохранить на одной из клумб солнечные цветочки.

Вася не стал спорить. Пусть растут. Нужно же считаться с другими. Особенно со старшей сестрой. В конце концов, одуванчики тоже цветы. К тому же ранние. Правда, их нельзя сравнивать с теми же ромашками или с другими полевыми цветами, которым находилось место в новом парке. Конечно, одуванчик сорняк, но и васильки сорняки, а их любят и даже о них поют в песнях.

Оставленные одуванчики благодарно кивали на ветру головками. Они, кажется, даже улыбались сердобольным борцам с сорняками.

Пришла осень. На большом и весёлом слёте юных садоводов благодарили отличившихся. Главный садовод сказал:

— Мы не только заложили парк, но и сумели оградить его в самый трудный первый год от сорных растений.

И тут были названы имена всех, кто неустанно боролся с сорняками и одержал победу. Не забыли сестру и брата Котельниковых. И они были счастливы.

А потом пришла зима. Чуть ли не каждый день справлялись новоселья в достроенных домах. Они не на словах, а на деле росли быстрее деревьев. Голубые ёлочки, посаженные в парке, за лето дали прирост в «один этаж», а этаж дома вырастал иногда за несколько дней. В мае ещё не было и фундамента школы, а в сентябре начался первый учебный год молодого города нефтяников.

Зимние месяцы всегда самые длинные. Но проходят и они. Солнце гонит снег, скворцы кличут весну, жаворонки славят пробуждение земли.

Деревья и кустарники парка перезимовали очень хорошо, за исключением тех, что были посажены слишком торопливыми руками.

Сорняков было мало. Да и откуда им быть, когда всё лето ребята, не давая созреть семенам сорных трав, так настойчиво выпалывали их. Однако же радость вскоре сменилась негодованием. Одуванчики жестоко посмеялись над великодушными сердцами.

Ребята не верили своим глазам. Одуванчики нагло вылезали всюду. Вылезали воинственно, настойчиво, хвастливо. Если бы они проросли только на клумбах между посаженных многолетних цветов: тюльпанов, нарциссов, пионов, роз, лилий… Нет, они росли в самой сердцевине флоксов или в такой близости с корнями садовых цветов, что трудно было вытащить цепкие корни нахального сорняка, не повредив дорогих цветов.

— Это твоя жалость, Лиза, — сказал Вася, указывая на одуванчики. — И моя, — сознался он.

Ребята молчали. Да и о чём было говорить. Каждый из них знал, сколько семян даёт цветок одуванчика, превращаясь в белую пушистую головку. А сколько их было, этих пушистых головок с летучими семенами. Тысячи. Десятки тысяч семян. И если бы эти семена разлетелись просто в поле, то многие бы из них погибли. А тут на рыхлой, садовой, удобренной земле редкое семечко не дало цепкого ростка.

Садоводу пришлось рассказать, как это случилось. И он сказал:

— Конечно, это большая неприятность. Много трудов потребует теперь борьба с живучим сорняком.

Но ведь, — сказал он, раздумывая, — эта беда шла не от злого сердца, а от доброго.

Это не утешало ребят. И не работа огорчала их, а обида. Обида на самих себя, на неблагодарный, нахальный сорняк, на свою уступчивость, на что-то ещё и ещё более серьёзное, не имеющее отношения к одуванчикам и к молодому парку и вообще к растениям. Об этом же, кажется, думал и седой садовод Николай Петрович Решетников. Думал и тоже молчал. Молчал и потому, что не всё нужно растолковывать, разжёвывать и класть в рот. Ребята и без его наставлений запомнят бесстыдство одуванчиков, которые появляются не только на цветочных клумбах…

Валентин Берестов  «Мать-и-мачеха»

Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.

А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветет на откосах. Цветет на покрытых углем и шлаком насыпях. Цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.

― Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! ― радуются люди.

― Кого они так называют? ― удивляется цветок. ― Наверное, землю, на которой я расту. Для меня-то она мать, а для других цветов пока еще мачеха.

Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые: потрешь о щеку ― и станет тепло.

― Это мать, ― говорят люди.

Зато снаружи листья твердые, скользкие; приложишь к щеке — почувствуешь холод.

― А это мачеха, ― объясняют люди. Но листьям мать-и-мачехи все равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зеленые щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю, и своей изнанкой, своей теплой, материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:

– Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.

Стихи.

Стихи про одуванчик.                  И. Тихая

Ароматный одуванчик -
Золотисто-жёлтый мальчик
На высокой тонкой ножке
Встал у краешка дорожки.
Отражает солнца свет.
Он кивает всем: «Привет!»

Н. Чупрова.  Одуванчики

На лужайке, где кусты,
Ярко-желтые цветы
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.

Н. Нехаева

Жёлтый одуванчик
Снял свой сарафанчик,
Сменил он платье скучное
На белое воздушное.


Стихи про мать – и – мачеху

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

 

 

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега – и цветут!

 

 Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках –

Круглые комочки.

 

Загадки.

  • Отцвел желтенький цветок

Остался беленький пушок. (Одуванчик)

  • Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался  стебелек. (Одуванчик)

  • Облако на ножке

У меня в ладошке.

Мне не утерпелось:

Дунул – разлетелось. (Одуванчик)

  • Стоит цветок пушистый,

Дунул ветер быстрый –

Летят парашюты. (Одуванчик)

  • Появились на пригорке

Желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись

Первые цветочки. (Мать – и – мачеха)

  • Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать – и – мачеха)

  • Желтый глаз из – под земли

Первым дарят нам они,

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать.  (Мать – и – мачеха)

  • На глиняных откосах,

В оврагах, вдоль дорог.

Появился первым

Желтый огонек. (Мать – и – мачеха)

Песня «Одуванчик». Муз и сл. К. Костина.
1. Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.
Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик
Припев.Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
2. Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашютики летят
Он кудрявый, стильный мальчик
Догадались? Одуванчик.

Припев…
3. Знаешь ты, знаю я,
Знают все мои друзья
Если дать ему расческу
Может он сменить прическу
Стильный и кудрявый мальчик
Самый модный одуванчик

Припев…

Список используемой литературы.

  1. «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста». Сыктывкар 1993 г. Министерство образования Республики Коми.
  2. «Моя первая энциклопедия. Растения. Мир природы». Издательство Детская литература 2005 г.
  3. Детская энциклопедия: «Мир леса». Москва «Махаон» 2008 г.
  4. «Целебные свойства растений севера». Сыктывкар 1993 г.
  5. «Все обо всем». Детская энциклопедия «Слово» 1993 г.
  6. Подборка газет «Комсомольская правда» раздел: «Ерошкина полянка».
  7. «Дошкольное воспитание» 2000 г. №5. Владимир Степанов «Природоведение».
  8. «Дошкольное воспитание» 1999 г. №12. «Формирование основ экологической культуры».
  9. Н. С. Котелина, В. А. Мартыненко «Целебные растения севера». Сыктывкар 1988 г.

10. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет. Прогулочные карты (стр. 118) автор  О. Р. Меремьянина изд. «Учитель» 2014 г. (стр. 75 – 76).

11. «Радуга». Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Москва «Просвещение» 2010 г.

12. «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Р. Коми. Сыктывкар 2007 г.

13. Н. Павлова «Четыре времени года».

14. А. Онегов «На лугу» изд. «Малыш» 1984 г. (Рассказ «Одуванчик»).

15. М. Пришвин «Золотой луг» Москва «Детская литература» 1988 г.

16. «Веселое лето» изд. «Малыш» 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

видео-экскурсия "Наш знакомый и незнакомый Бийск"

видео-экскурсия "Наш знакомый и незнакомый Бийск" http://www.youtube.com/watch?v=t8j1AgAHZSQ...

Конспект по ЗОЖ "Улица. Знакомые и незнакомые люди"

Формирование начальных представлений о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми....

Проект в старшей группе «Первоцветы (такие знакомые и незнакомые цветы)».

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь; развивать связную речь детей....

Конспект "Знакомые и незнакомые люди"

Конспект "Знакомые и незнакомые люди"...

конспект по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе.

Цель:создать условие для развития представлений детей о правилах общения с незнакомыми людьми....

Игра-викторина "Насекомые: знакомые и незнакомые"

Итоговое мероприятие проекта "Насекомые" в подготовительной группе...

Мастер-класс для педагогов в старшей группе "Вода знакомая и незнакомая"

Продемонстрировать для педегогов некоторые виды экспериментирования с водой...