Проект в старшей группе «Первоцветы (такие знакомые и незнакомые цветы)».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Костина Наталья Дмитриевна

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь; развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе

«Первоцветы

(такие знакомые и незнакомые цветы)».

Выполнили :Воспитатели: Костина Н. Д., Чекунова Н. А.

Тип проекта: среднесрочный (май, июнь, июль, август, сентябрь)

Объект исследования: мать – и – мачеха и одуванчик.

Вид проекта :информационно – исследовательский, познавательный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты музеев города.

Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дошкольный возраст является одним из важнейших этапов формирования начал экологической культуры, так как именно в этом возрасте формируются основы нравственно – экологических позиций личности, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Одной из важнейших задач экологического воспитания является не столько усвоение детьми знаний о предметах и явлениях, сколько формирование навыков бережного неразрушающего обращения с ними.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даются от рождения, а воспитываются. Ребенку необходимо с ранних лет говорить, что любить природу – значит творить добро. Экологическое образование в ДОУ начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В ходе наблюдений, на прогулках выявилось, что дети мало обращают внимание на травянистые растения, не задают вопросов, рвут, топчут растения. При появлении первых цветов (одуванчика и мать – и – мачехи) выяснилось, что дети не видят различия между ними. Многие так же считают, что мать – и – мачеха и одуванчик – один и тот же цветок, считают их сорняками, разрешают детям рвать и топтать их,  и тоже мало интересуются травянистыми растениями. Но цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь; развивать связную речь детей.

Задачи:

  • Формировать интерес к травянистым растениям родного края.
  • Дать знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.
  • Объяснить понятие «цветочные часы».
  • Развивать умственные способности: находить общие признаки у мать – и – мачехи и одуванчика, а так же закреплять умения правильно называть основные части растения.
  • Учить устанавливать связь между живой и неживой природой.
  • Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительный этап.

  1. Беседы с детьми и родителями о первоцветах.
  2. Сбор и анализ литературы по теме.
  3. Подборка иллюстративного материала (Приложение).
  4. Разработка дидактических, подвижных, пальчиковых игр, заданий и гимнастики для глаз (Приложение).

Практический этап.

  1. Познавательные занятия «Здравствуй, маленький цветок» (о мать – и – мачехе); «Первоцветы: мать – и – мачеха и одуванчик», «Первоцветы – украшение весны», «Не рви цветы» (Великий сказочник Г. Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода, и маленький цветок». Без красоты цветов беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное.)
  2. Беседы («На всякую хворь растение растет», «Цветочные часы», «Мёд из одуванчика» (фото), «Использование растений в медицине», «Польза одуванчиков и мать – и – мачехи для животных и насекомых (фото))
  3. Пальчиковые игры: «Распускаются цветы».
  4. Гимнастика для глаз: «Одуванчики проснулись».
  5. Рисование «Мать – и – мачеха», «Одуванчик» (фото).
  6. Аппликация «Мать – и – мачеха» (фото).
  7. Коллективная работа «Расцвели красивые цветы».
  8. Создание гербария.
  9. Сказки и легенды о первоцветах.
  10. Стихи и загадки о первоцветах.
  11. Д/И «Четвертый лишний».
  12. П/И «Растения».
  13. Наблюдения (Приложение).
  14. Праздничное чаепитие с мёдом из одуванчиков, с конкурсом стихов об одуванчике и рассказом ребенка о приготовлении мёда.

Результат: проект разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду программы «Радуга» и программы «Парма».

        У детей и взрослых появился интерес к травянистым растениям, не только участка группы, но и за пределами детского сада (парки, дачи, улицы города).

Дети чаще стали задавать вопросы взрослым, «Какой это цветок?».

Взрослые приняли активное участие в реализации данного проекта:

  1. Совместные творческие работы (фото).
  2. Изготовление цветочного мёда (фото, рассказ ребенка).
  3. Экскурсии в музеи города: Национальный музей «Отдел природы»,  Республиканский центр экологического образования «Дендропарк».

Обогатился словарь детей.

Взаимодействие с семьей:

  • Прогулки в лес, на даче, улицы города.
  • Посещение дендропарка в Республиканском центре экологического образования.
  • Экскурсии в Национальный музей «Отдел природы»
  • Совместные творческие работы.
  • Разучивание стихов и загадок о цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

видео-экскурсия "Наш знакомый и незнакомый Бийск"

видео-экскурсия "Наш знакомый и незнакомый Бийск" http://www.youtube.com/watch?v=t8j1AgAHZSQ...

Проект в старшей группе «Первоцветы (такие знакомые и незнакомые цветы)».

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дошкольный возраст является одним из важнейших этапов формирования начал экологической культуры, так как именно в этом во...

Конспект по ЗОЖ "Улица. Знакомые и незнакомые люди"

Формирование начальных представлений о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми....

Конспект "Знакомые и незнакомые люди"

Конспект "Знакомые и незнакомые люди"...

конспект по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе.

Цель:создать условие для развития представлений детей о правилах общения с незнакомыми людьми....

Игра-викторина "Насекомые: знакомые и незнакомые"

Итоговое мероприятие проекта "Насекомые" в подготовительной группе...

Мастер-класс для педагогов в старшей группе "Вода знакомая и незнакомая"

Продемонстрировать для педегогов некоторые виды экспериментирования с водой...