Педагогическое мероприятие с детьми старшего возраста В рамках реализации проекта «Этот великий день Победы» Из цикла интегрированных мероприятий «Защитники земли русской» Тема: «Великий полководец М.И.Кутузов».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Косминова Елена Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kutuzov_m.i.docx20.6 КБ
Файл kutuzov_2.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мероприятие

с детьми старшего возраста

В рамках реализации проекта

«Этот великий день Победы»

Из цикла интегрированных мероприятий

 «Защитники земли русской»

Тема: «Великий полководец М.И.Кутузов».

Авторы:  

                                                                                  Косминова Е.И., воспитатель  высшей квалификационной категории

                                                                               Пищур В.Г., воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                МКДОУ «Ручеёк» города Бородино                                                                                                                                                                                                            

Цель: на конкретных исторических событиях знакомить детей с     историей Родины, с великими полководцами, подчеркнуть, что русские люди с благодарностью помнят героев, защищавших нашу землю, воспитывать уважение к каждому человеку.

23 февраля наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Расскажите, каких защитников Отечества вы уже знаете?

- Как народ помнит тех, кто защищал свою страну? (возводит памятники, строит храмы, пишет песни, стихи)

- Какие памятники защитникам Отечества в нашем городе вы знаете?

- Вы уже знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападения врагов. Ведь Россия - страна богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею.

Защищать свою Родину – это святая обязанность во все времена, и народ сложил пословицы про свою Родину. Ребята, а вы знаете пословицы о Родине?

- Жить - Родине служить.

- Москва – сердце России.

- Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

- Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

- Родина мать - умей за неё постоять.

«Россия мирная страна, войне никто не рад.

Крестьяне хлебушек растят, дворяне все на бал спешат

 - всё впрочем, как всегда».

 И вот давным-давно, больше 200 лет назад, на Россию напала армия французского императора Наполеона. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и эта была очень сильная армия. Наполеон сказал: «Я покорю Россию в два сражения!» И вот французские войска пошли войной на русских. В России тогда правил император Александр Первый. Русские люди  говорили государю: «Веди нас на врага. Будем сражаться, не жалея своей жизни». Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась против Наполеона. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. Конечно, у них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить врагов. Одна простая женщина Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов. Когда французы подходили к какому-нибудь селению, люди уходили из него, сжигали своё имущество, дома, чтобы врагу негде было жить, и нечем было питаться.

Понял Наполеон, что быстро с русскими ему не справиться, и решил завоевать самый главный город. Повёл свое войско в Москву.

Тогда государь назначил главным полководцем храброго Михаила Илларионовича Кутузова. Солдаты уже давно его знали и любили, потому что он был добрым и заботливым командиром, солдат звал: «Детушки мои!» Они говорили: «Приехал Кутузов бить французов!». Остановил Кутузов наши войска у села Бородино и решил здесь дать бой врагу. Это было страшное сражение. Французов было гораздо больше, чем русских. Но каждый русский солдат сражался за двоих.

«Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

 Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский наш удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась как наши груди,

Смешались в кучу, кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Было все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы,

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать».

Наполеон вспоминал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой; здесь я увидел, что русские непобедимы».

Но в Бородинском сражении погибла половина русских войск, защищать Москву дальше - сил не было. Кутузов решил хитростью победить Наполеона, сдать Москву французам. «Нельзя погубить остаток войска. Без войска погибнет вся Россия, а с войском мы вернем Москву!» Так и случилось.

Гордо вошел Наполеон в столицу. Ждал, когда москвичи поднесут ему с поклоном ключи от Москвы. Но так и не дождался. Москва была пуста. Жители ушли из неё. Город горел. Французские солдаты болели, умирали от болезней, от голода и холода. Наполеон решил вести свои войска назад во Францию. Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там всё было разрушено и пусто. Французские солдаты мерзли и голодали. Кутузов провел еще несколько сражений, в которых русские разбили французов. Во время одного из боёв на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил свое войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!

- Во время знаменитой Бородинской битвы в сражениях участвовали и конные войска, сейчас мы посмотрим, умеете ли вы держаться в седле, какие из вас всадники?

Аттракцион: «Держись в седле» (пропрыгать на мяче-хопе до флажка и обратно, передать хоп следующему)

- Оружием в этих сражениях были не только сабли,  пики, ружья, но и пушки которые стреляли ядрами. Ядра были очень тяжелыми, и совсем не просто было доставлять эти боеприпасы к пушкам.

Аттракцион: «Доставь ядра к пушкам» (по цепочке, 9 человек передают ядра - (мячики), а один заряжает пушку).

- Солдатам нужно быть очень меткими, чтобы сквозь дым и огонь попасть точно в цель.

 Аттракцион: «Попади в мишень».

- Победителей встречали барышни с цветами лихо проезжали мимо гусары на своих скакунах. В мирное время любимым занятием было прогулки на лошадях.

Аттракцион: «Перевези даму на коне».

Русские люди говорили: «Господь не оставил нас и спас от врагов!» и в честь победы над французами построили в Москве храм Христа Спасителя на средства, собранные народом.

А ещё в Москве есть Кутузовский проспект – одна из самых и широких улиц столицы, названная тоже в честь великого полководца. На проспекте возвели Триумфальную арку, посвящённую победе над Наполеоном.

Время идёт, а народ с благодарностью и любовью помнит своих героев: художники написали картины об этих событиях, портреты героев, композиторы – музыку, писатели – рассказы, романы.

А вот здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение. Это Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу – вот так.

По этому кругу художник Рубо нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с русскими солдатами и командирами. А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник М.И.Кутузову.

- Ребята, как называется город, в котором мы живём? А вы знаете, почему у него именно такое название?

«Не в память ли о том сражении

В Сибири выросло селение

Под именем Бородино?

Не те ли, что французов били,

Здесь избы крепкие срубили,

Пахали, сеяли и жили.

И ныне здравствует оно.

С тех пор промчалось двести лет.

Не вычеркнула память, нет

Былых баталий дым,

Она по-прежнему крепка

И славу русского штыка

Передаёт через века

Потомкам молодым.

Да, двести лет как пролетело,

Но память нашу не стереть.

Мы помним предков, что хотели

Свободно жить иль умереть!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».

 Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 г...

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Конспект итогового занятия с детьми старшего возраста в рамках проектной деятельности " Мое Родовое Дерево"

В данном конспекте представлено описание заключительного этапа проекта " Моё Родовое Дерево" с указанием целей, оборудования и описанием предварительной работы.с детьми и родителями....

Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»

Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Анкета для родителей, в рамках реализации социального проекта "Этот День Победы!"

Анкета для родителей, в рамках реализациипроекта "Этот День Победы!"...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.

Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт...