Открытое занятие по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Космические дали».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Занятие с детьми старшей группы познавательного цикла. Содержит презентацию и д/и в виде презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_naydi_lishnee.pptx670.35 КБ
Файл kosmicheskie_dali.pptx2.14 МБ
Файл konspekt_pro_kosmos.docx150.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: воспитатель: Страчкова Нина Анатольевна Космические дали

Слайд 2

12 апреля – Всемирный день авиации и к осмонавтики Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, полетевший в космос.

Слайд 3

Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космиче-ских далях.

Слайд 4

Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.

Слайд 5

12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Слайд 6

Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку. Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»

Слайд 7

В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля . Она – одна из планет Солнечной системы.

Слайд 9

Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.

Слайд 10

Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

Слайд 11

Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Слайд 12

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.

Слайд 13

На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Слайд 14

Созвездия

Слайд 15

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем.

Слайд 16

Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.

Слайд 17

С кафандр нужен космонавту даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется.

Слайд 18

Как космос велик и прекрасен, Как много загадок таит, Но только умеющий думать Любые загадки решит.



Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2021г.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»

Образовательная область – познавательное развитие.

Цель: расширение знаний и представлений детей о космосе.

Задачи:    - закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине

                    и конструкторе С.П.Королёве;
                 - воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
                 - воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;

                  - стимулировать познавательный интерес; 
                 - развивать мышление, восприятие, память;
                 - расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация «Космические дали», «Найди лишнее», телевизор, записи музыкальных композиций по теме «Космос», картинки- ответы на загадки о космосе, 2 разрезные картинки - пазл «Луноход»; картинки для выполнения коллективной аппликации, салфетки, клей-карандаш по количеству детей, клеёнки.

Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система, космодром Байконур.

Предварительная работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы – рассматривание плаката, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
                                                            План реализации

  1. Вступительное слово 
    Дети садятся за столы по группам (2 группы ).

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня на занятии мы будем работать командами, представьте, что все мы с вами как космонавты отправляемся в космическое путешествие. Как известно, у  каждой команды должно быть своё название и капитан. Придумайте себе название вашей звёздной команды и выберите капитана.

- Хорошо! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, а кто не знает – познакомиться с таинственными космическими далями, узнать, что же они в себе таят и чем же так удивителен и прекрасен Космос!
(На экран проецируется картинка с названием занятия).

  1. Основная часть - Используется презентация « Космос – это интересно!»

Слайд № 2 - Ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор вся наша страна отмечается праздник. Какой? (ответы детей). 
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.

Слайд № 3 - Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.

Слайд № 4 - Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.

Слайд № 5 - Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.  А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей - Ю.А.Гагарин)

Слайд № 6 - Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку. Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»

- Сейчас Дима прочитает нам стихотворение, а вы внимательно послушайте.

                 В космической ракете
                С названием «Восток»
                Он первым на планете
                Подняться к звездам смог.
                Поет об этом песни
                Весенняя капель:
                Навеки будут вместе
                Гагарин и апрель. 
- Спасибо Дима!

- Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»

Слайд № 7- В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы.

Слайд № 8 - Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные. 

Слайд № 9 - Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.

Слайд № 10 - Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

Слайд № 11 - Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Слайд № 12 - С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.

Слайд № 13-14 - На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Слайд № 15 - Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос.  

Опыт с воздушным шариком

- Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
- Берём воздушный шарик и надуваем его, а затем зажимаем отверстие пальцами. Потом разжимаем пальцы, и шарик резко вырвется вверх.
- Это, ребята, происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Слайд № 16 - Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая. 
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.

- Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)

Слайд № 17 -  Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг произойдет разгерметизация (потеря герметичности корпуса или какой-либо системы летательного аппарата) в корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе.

Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. 

- Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
- Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
- Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. 
(Под ритмичную музыку) 

- Выходите, вставайте на ковре свободно и повторяйте за мной.


Мы в ракету сели смело,            (сели на корточки)
Шлем на голову надели.            (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!     (встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.                (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.         (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.            (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.            (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него) 
Надавили кнопку стоп.             (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!             (повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.                (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!        (помахали руками).

- Молодцы!

- Алиса, расскажи своё стихотворение.

 Слайд № 18 - Как космос велик и прекрасен,
                         Как много загадок таит,
                         Но только умеющий думать
                         Любые загадки решит.

- Ребята, а сейчас я вам загадаю космические загадки.

(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса). 


1. Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место, 
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… 
(космос)»

2. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… 
(космонавт)

3. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... 
(спутник) 

4. С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… 
(ракета) 

5. Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… 
(невесомость)

6. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… 
(солнце)

7. Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... 
(луна)

8. Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... 
(луноход)

- Ребята, кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
- Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (показ иллюстрации)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/41921_159166fc38805bce036627cf5ea9d7f2.jpg.jpg

- Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе. На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
- Как вы думаете, для чего нужен луноход? 
(ответы детей)
- Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны.
- Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

  1.  Д/и «Собери пазл».
    - Вот сейчас вам будет такое задание – сложить картинку –пазл «Луноход». Посмотрим, чья команда быстрее справится с этим заданием.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/41921_faf8891349f9977c9dd834027700e10c.jpg.jpg

(Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»).

- Молодцы! Обе команды справились на отлично с этим заданием!

-Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).
- Да, при помощи телескопа. А  Что можно увидеть в телескоп? (Созвездия, кометы, луну, планеты.)

(показ иллюстрации)

- Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (иллюстрация)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/41921_f54734d3842820db35fb8300ed0af08b.jpg.jpg


- Саша, прочитай нам стихотворение.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету, 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета
Под названием Плутон.

- Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей)
- А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? 
(Ответы детей).

  1. Игра «Найди лишнее»

- Хорошо! А теперь посмотрите на этот слайд и скажите что на нём лишнее, что не относится к космосу.

1. Планета, ракета, книга, скафандр, спутник. (слайд № 1)

2. Шлем танкиста, шлем космонавта, созвездие, луноход, метеорит. (слайд № 2)

3. Космонавт, луна, комета, телефон, телескоп. (слайд № 3)

- По дороге в космос, проложенной Ю.Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы.                 (слайд № 4)

- А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей)

(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
- На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе. (слайд № 5)

  1.     Продуктивная деятельность (заключительная часть)- составление коллажа.

- Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос. 

(Под тихую спокойную музыку дети выполняют коллективную работу под руководством воспитателя – наклеивают на звёздное небо картинки)

- Ребята, давайте посмотрим какие картины звёздного неба получились у каждой команды. Мне кажется получилось очень здорово! А как вы считаете?

-Мне очень понравилось, как вы сегодня работали командами, вы большие молодцы! И за это вы получаете вот такие звёздные медали!

- Ребята, а вам понравилось наше путешествие в космический мир?
- Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «С чего начинается Родина»

Программное содержание:Дать представление о Родине, расширять и углублять представление детей о нашей стране России, о родном городе Москве и о родном районе Жулебино.Познакомить с гербом Выхино...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы»

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувст...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Занятие по ознакомлению с социальным миром в старшей группе "Знакомство с профессией повара"

На занятии мы знакомимся с прфессией повара, закрепляя уже пройденный материал: классификацию посуды, названия продуктов....