методическая разработка. Игры - тренажёры.
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Бычкова Марина Александровна

Игры – тренажеры как средство формирования  временных представлений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igry_-_trenazhyory.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – тренажеры как средство формирования  временных представлений у дошкольников.

 У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), - так и с особенностями детского мышления.

В методической разработке представлены игры – тренажеры, которые можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста при формировании временных представлений. Эти игры дают возможность воспитателю сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. В этих играх дети учатся узнавать новое, понимать себя и других и приобретают собственный опыт.

Опираясь, на различные методические приемы ознакомления дошкольников с временными представлениями были разработаны игры – тренажеры: 1. «Времена года» 2. «Когда это бывает?» 3. «Веселый паровозик»  4. «Части суток» 5. «Сначала, потом» 6. «Путешествие по частям суток»

Игры были выполнены с использованием различных технологических приемов: «телевизор», «карусель», «универсальный тренажер», «сорбонка». Со слайда презентации к детям обращается персонаж, например, Незнайка, Гномик, который предлагает детям поиграть с ним, или помочь справиться с трудным заданием. Принцип игр основан на развивающем характере обучения, в игре применяются поисковые ситуации, творческие задания, стимулирующие мыслительную активность детей. Все ниже перечисленные игры – тренажеры можно использовать во время непрерывной образовательной деятельности, в режиме дня, а также на разных этапах ознакомления с временными представлениями. Данные тренажеры можно порекомендовать родителям для занятий с детьми в домашних условиях.

Игра – тренажер «Времена года» Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование представлений о наиболее ярко выраженных сезонных явлениях (зима, весна, лето, осень)

Игра – тренажер «Когда это бывает?» Возраст: дети среднего дошкольного возраста.

Цель: Формирование представлений о наиболее ярко выраженных сезонных явлениях (зима, весна, лето, осень) Использован технологический прием «универсальный тренажер».

Игра – тренажер «Части суток» Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста Цель: формирование представлений о частях суток (об особенностях природы в разные периоды суток) Использован технологический прием «телевизор». В гости к детям приходит гномик Бим, который загадывает загадки о частях суток. Отгадки на экране телевизора. Ребенок выбирает номер загадки по своему усмотрению. Для этого нужно нажать на цифры на пульте. Если ответ неправильный – происходит звуковая реакция, если правильный - на экране появляется отгадка.

Игра – тренажер «Путешествие по частям суток» Возраст: дети старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить представления о том, что день, вечер, утро, ночь − это части целого − суток, что отчёт последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них 2. Расширить представления об изменениях, происходящих в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд. 3. Развивать память, сообразительность Использован технологический прием «сорбонка». На одной стороне карточки – знак вопроса, на обратной – правильный ответ. Ребенок перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. В гости к детям прилетает Совунья, которая предлагает отправиться в путешествие по частям суток и поиграть в игры: «Назови соседей», «Назови части суток по порядку».

Игра – тренажер «Сначала, потом» Возраст: дети старшего дошкольного возраста Цель: Развитие логического мышления Задачи: 1. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.  2. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того, что, поэтому  Использован технологический прием «универсальный тренажер». На слайде две картинки, одна из них с неправильным ответом. В гости к детям приходит Незнайка с просьбой разобраться в последовательности разных временных отрезках и рассказать, что было сначала, а что потом. Ребенок должен кликнуть мышкой по нужной картинке. Если ответ верный появляется выноска желтого цвета и звучат аплодисменты, если неверный – появляется выноска красного цвета и стучит барабан

Игра – тренажер «Веселый паровозик» Возраст: дети старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели 2. Закрепить в активной речи названия дней недели 3. Продолжать учить порядковому счету 4. Развивать, память, внимание, мышление Использован технологический прием «карусель».  Картинки (цифры) расположены по кругу и работа с ними осуществляется в этом режиме. Суть данного приема состоит в том, что при наведении курсора на картинку, в центральном поле появляется ответная реакция (вагончик с названием дня недели)

Практика показала, что при условии систематического использования в учебном процессе интерактивных дидактических игр в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по ознакомлению с временными представлениями значительно повышается, повышается и мотивация к обучению за счет использования анимационных и звуковых эффектов Об эффективности говорят следующие позитивные факторы: 1. Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. 2. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.  3. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....

Методическая разработка игры" Грузовик"

Игра  нацеленная на развитие связной речи детей через диалог....

Методическая разработка "Играем с пиктограммкой"

Методическая разработка посвящена проблеме формирования предикативной лексики у старших дошкольников с нарушениями  речи....

Методическая разработка. «Игры-шутки, игры-минутки».

В помощь педагогу. Игры, направленные на преодоление застенчивости, стеснительности у детей, а также для создания благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников 4-7 лет....

Методическая разработка игра по ПДД "Играй да смекай!!!"

знакомство  и закрепление знаний детей знаков дорожного движения;обогащение и пополнение словарного запаса, закрепление о необходимости соблюдения правил дорожного движения; воспитывать уваж...

Методическая разработка "Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Играй как я, играй со мной, играй лучше меня Цель проекта: Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенк...