Опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха "поможем медвежонку Винни-Пуху"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Лебедева Ирина Владимировна

Конспект опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха.Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с понятием "воздух" через детское экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 34 «РАДУГА»»

 

Образовательная ситуация

 

 «Опытно - экспериментальная деятельность детей по ознакомлению со свойствами воздуха»  

Тема: «Поможем медвежонку Винни-Пуху»

(Вторая младшая группа сада)

Воспитатель: Лебедева И.В.

Псков 2020год

Дата

Февраль 2020г.

Конспект ОС по образовательной деятельности (указать ведущую образовательную область)

Познавательное развитие

Возрастная группа

Вторая младшая группа сада

Тема

«Поможем медвежонку Винни-Пуху». Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Развитие речи

Программные задачи

Обучающие: - познакомить детей с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем, рисуем)

- упражнять в использовании нетрадиционного приёма изображения: мыльными пузырями.

- тренировать дыхание: обучать глубокому вдоху и более длительному выдоху.

Развивающие: - развивать умение решать проблемные задачи.

- развивать у детей воображение, фантазию.

- развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с взрослыми и детьми;

- развивать любознательность и самостоятельность.

Воспитательные: - воспитывать интерес к экспериментированию

Способы организации детей (например: полукругом, ленточным способом, буквой «П», сидя, стоя, т.д.)

В кругу, стоя вокруг столов, сидя за столами

Оборудование Демонстрационный, раздаточный материал

Наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал:  воздушные шарики, таз с водой, веер из сандалового дерева, бумажные салфетки, пластиковые стаканы с мыльной водой, гуашь, трубочки коктейльные, влажные салфетки, аудиозапись «музыка ветра», кораблики оригами из бумаги 3-4 шт., детские духи. Персонаж: Винни-Пух (взрослый в костюме медвежонка или мягкая игрушка)

Словарная работа

Активный словарь: невидимый, лёгкий, движется, пузырьки.

Пассивный словарь: ощутить, почувствовать, эксперимент, сандаловое дерево, веер.

Предварительная работа

- Проведение опытов по теме: «Движение воздуха» (помахать у лица рукой, листом бумаги, подуть на руку).

- Чтение произведений: А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе; С. Маршака «Мяч»«Мыльные пузыри» ;

В. М.Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница»; Сапгир Г.

«Ветер-ветерок»;

- Разучивание стихотворения «Каждый день я в шарик дую...», «Тополиные пушинки»;

-  Использование фольклорных материалов: присказки, потешки, ласковые колыбельные напевы: Летела сова - веселая голова;

- Прослушивание  аудиозаписи музыки Чайковского «Танец снежных хлопьев»;

- Рассматривание музыкальных духовых инструментов (дудочка, губная гармошка, свистулька и т. д.);

- Рассматривание кораблей с парусами;

- Беседы на темы: «Что такое воздух»; «Нос - орган дыхания».

«Где можно найти воздух?» 

- Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Ход экспериментальной деятельности:

Этап

Методы, формы, приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. В группу заходит грустный Винни-Пух. Выясняют причину.

Дети обращают внимание на стук в дверь, встречают Винни-Пуха, здороваются. Интересуются, почему он такой грустный.

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап

(проблема)

Рассказ-беседа с героем

-Ребята, мне Пятачок подарил на день рождения два шарика, я играл с ними, но вдруг заметил, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невесёлый. Что с ним произошло?

- Ребята, поможем мишке разобраться, что же произошло с его шариком?

- Ребята, как выдумаете, почему второй шарик стал худым и грустным?

Воспитатель подытоживает ответы детей: «Шарик сдулся, в нём нет воздуха»

- А как вы считаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал круглым и весёлым?

- Как вы думаете, что будет внутри шарика, после того, как мы его надуем?

- Откуда же берётся в шарике воздух?

-А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где же мы берём воздух, когда вдыхаем?

Дети слушают рассказ Винни-Пуха, сопереживают, отвечают на вопросы воспитателя, соглашаются помочь мишке.

Дети предлагают разные варианты ответов.

Дети предлагают посильнее надуть шарик.

Ответы детей (воздух)

Ответы детей (мы его выдыхаем)

Дети предлагают свои варианты ответов.

Практический этап

Экспериментальная деятельность

 

Проведение опытов-        экспериментов

- Воспитатель подводит итог: Правильно, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку.

Что вы почувствовали?

А ветерок – что это?

Воспитатель подытоживает: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Предлагает детям ещё раз выдохнуть на ладошку, и почувствовать, как движется воздух.

- Ребята, а вы видите воздух? А ты, Винни-Пух?

- Если вы его не видите, значит, воздух, какой? Обращается к детям с вопросом индивидуально (Как ты думаешь, Аня?)

Винни-Пуху очень захотелось увидеть воздух. Воспитатель просит помощи у детей:- Как решить эту проблему?

Воспитатель предлагает провести опыт: подойти к столам, взять каждому на салфетке шарик и надуть его.

- А теперь опустим шарик отверстием вниз в таз с водой и разожмём пальчик. Что появляется в воде?

- Откуда берутся пузырьки в воде?

- Почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика?

Воспитатель подводит итог: воздух легче воды. Предлагает провести эксперимент: бросить в таз с водой камешки.

- Почему камни утонули?

Воспитатель подводит итог опыта: камни тяжелее воды, поэтому они и утонули. Предлагает детям ещё раз проговорить, какой воздух по сравнению с камешками.

Винни-Пух предлагает детям не только увидеть воздух, но и ощутить его.

Для этого детям предлагается пройти к столу, взять в руки веер и помахать им друг на друга.

- Что вы ощущаете?

- Ребята, а что же такое ветер? Обращается с вопросом к детям индивидуально.

- Что ещё кроме движения воздуха вы почувствовали? Обращает внимание детей, что веер сделан из сандалового дерева, поэтому, когда они махали веером, то смогли ощутить запах.

- Как мы ещё можем почувствовать воздух? Если побрызгать воздух духами, то можно ощутить его запах.

- Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха на бумаге, как бы вы их изобразили?

- Мы – люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?

Винни-Пух утверждает, что может обойтись без воздуха. Воспитатель предлагает закрыть ему рот и нос лапой и не дышать.

-  Прав ли был Винни-Пух, говоря, что может обойтись без воздуха?

Дети вдыхают воздух через нос и выдыхают в ладошку через рот.

Ответы детей (ветерок)

Ответы детей (движение воздуха)

Дети повторяют эксперимент с выдыханием воздуха на ладошку.

Ответы детей.

Ответы детей (невидимый).

Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

Дети надувают воздушные шарики.

Дети опускают шарик в таз с водой отверстием вниз. Выражают свои наблюдения речью.

 Ответы детей.

Дети бросают в таз с водой камешки, выражают речью свои наблюдения (камни утонули)

Ответы детей.

Дети машут веером друг на друга.

Индивидуальные ответы детей.

Дети ощутили запах сандалового дерева, из которого сделан веер.

Дети брызгают воздух духами, ощущают его запах, выражают свои наблюдения речью.

Ответы детей (круги).

Ответы детей.

Ответы детей.

Заключительный этап

Продуктивная деятельность

Воспитатель предлагает ребятам сделать для мишки на память подарок: волшебные рисунки с помощью воздуха.

- Воздух будет подниматься наверх пузырьками, потому, что воздух лёгкий, и у вас на поверхности стакана появятся разноцветные пузырьки. Затем нужно поднести к стакану лист бумаги, приложить к краям стакана и прижать. После того, как вы закончите рисовать, протрите руки влажной салфеткой.

Дети садятся за столы, где перед каждым ребёнком стоит стакан с мыльной разноцветной водой и лежит трубочка. Берут трубочку, опускают её в стакан и выдувают мыльные пузырьки.

Дети рисуют под музыку ветра мыльными пузырями, дорисовывают фломастерами ниточки к шарикам.

Дети дарят рисунки Винни-Пуху.

рефлексия

- Ребята, сегодня вы много узнали о воздухе, что вокруг нас есть…? – Он какой?

- А мы забыли про грустный шарик, скажите, что нужно сделать, чтобы у Винни-Пуха стал шарик круглым, упругим и весёлым?

Считалкой выбирается ребёнок, который надувает шарик.

Вини-Пух благодарит ребят и дарит им бумажные кораблики.

- Что надо сделать, что бы кораблики поплыли по воде?

Ответы детей.

Дети выбирают считалкой того, кто надует шар мишке.

Ответы детей.

Дети пускают бумажные кораблики по воде, дуя на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поможем медвежонку Винни Пуху"

Конспект НОД по познавательному развитию«Ознакомление с понятием «воздух»через детское экспериментирование»(для детей средней группы)Тема: «Поможем медвежонку  Винни-Пуху»....

Опытно-экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми

Опытно-экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемымиКонспект занятия по экологиив подготовительной группе на тему:«Опытно – экспериментальная работа в процессеознакомл...

НОД по речевому развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Как ребята Винни Пуху помогли».

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по развитию лексико-грамматической и связной речи с использованием ИКТ....

Сценарий праздника по правилам дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста «Приключения Вини-Пуха и Пятачка в шумном городе»

Цель: создать условия для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге. Задачи: ∙ развивать у детей навыки безопасного поведения на дорогах и улицах родного города с помощью разных ...

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»...

Игра-развлечение В гостях у медвежонка Винни-Пуха.

Программное задание:Эмоциональное сближение детейУчить детей ласково приветствовать друг другаУчить детей ориентироваться в направлениях: на, под, за, возле, перед.Учить детей раскладывать буквы в соо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...