Конспект ООД по исследовательской деятельности «Свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект ООД

 по

исследовательской деятельности

«Свойства магнита»

Старшая группа

Воспитатель: Ранцева М.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного

 вида №21 «Солнышко»

Конспект ООД

 по

исследовательской деятельности

«Свойства магнита»

Старшая группа

Воспитатель: Ранцева М.Н.

г.Егорьевск Московской области

2020г.

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности старшая группа

Тема: «Свойства магнита»

Цель занятия: Развитие познавательных способностей детей  через экспериментирование.

Задачи:

- Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».

- Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.

-  Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в процессе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки.

-  Продолжать учить делать обобщения.

- Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.

-  Активизировать в речи детей слова: притягивает,  примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.

 - Формировать познания ребенка уверенность в собственных силах.

-  Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

- Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Оборудование: Плакат схема «Правила безопасного поведения в лаборатории», магниты разного размера, \ металлические опилки и металлические предметы, пластмассовые, деревянные и резиновые предметы, слайда, схемы, карточки-картинки ,песок ,картон, стакан с водой скрепки, иголка, компас,елочка настроения и шарики настроения.

Ход ООД:

Воспитатель:  Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет" и "Добрый день";

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

-ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

 Качество- внимательность,

А поможет все узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Нам сегодня действительно придется узнать тайны , разгадать загадки, проявить свою внимательность и наблюдательность. Я приглашаю вас пройти в лабораторию  «Хочу все знать». А своими знаниями с нами действительно поделится природа. Сейчас  вы станете исследователями.

Обращается внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасной работы в лаборатории».

  1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
  2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
  3. В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
  4. В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
  5. При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
  6. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
  7. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.

Воспитатель зачитывает записанные правила.

 (Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов: они надевают шапочки,  бейджики  со своими именами).

Воспитатель: Сегодня к нам привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это? (предмет в закрытой коробке)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и не зрячий непременно

Найдет иголку в стоге сена.

Дети: Магнит.

Воспитатель:

Вот перед нами обычный магнит

Много секретов в себе он хранит,

Воспитатель: Наша задача познакомится поближе с этим удивительным камнем.

Воспитатель; Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?

Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают ,что название «магнетит»произошло от названия города Магнезия вблизи которого его нашли.

Люди стали делать из него украшения: серьги , браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойства магнетита. А вот какие это свойства нам сейчас и предстоит выяснить. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Воспитатель: Магниты бывают разных форм и размеров.

Воспитатель: Мы сегодня проведем исследование, которое назовем «Этот удивительный мир Магнита».

Воспитатель: Магниты волшебники или помощники? Предлагаю с помощью опытов это выяснить и узнать полезные свойства магнита

Воспитатель: Вот на нашем первом столе лежат предметы ( металлические, деревянные, пластмассовые.) Наш первый опыт. Указать, что цветные металлы магнит не притягивает (Алюминий, олово, свинец ,медь).

Опыт №1 « Какие предметы притягивает магнит»

Воспитатель: Беру магнит и провожу над предметами ( металлические, деревянные, пластмассовые) Затем это проделывают дети по очереди.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Дети: Мы по очереди брали предметы деревянную матрешку, пластиковую игрушку и металлическую машинку, провели  магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы. 

 Воспитатель: Магнит не только притягивает предметы, он еще умеет и рисовать и что при этом происходит я предлагаю вам сейчас вместе со мной узнать.

Опыт №2 «Волшебные рисунки».

Воспитатель: Для этого нам понадобятся железные опилки пластиковая коробочка с картинками и конечно же магнит.

Воспитатель: Нужно положить магнит под коробочку и насыпать с небольшой  высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.

Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.

Опыт проводит воспитатель, комментируя свои действия: Я насыпаю металлические опилки на пластиковую коробочку.

Опилки образовали вокруг магнитные линии, с обеих сторон длинного магнита образовались кусочки опилок. Это называется магнитное поле.

Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту - чем ближе, тем сильнее .У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольных магнитах оно всегда сильнее чем посередине.

Вывод: У магнита есть магнитное поле это его второе свойство. 

Воспитатель: Действие магнитного поля можно рассмотреть и на другом примере: с помощью магнита и металлических игрушечных машин (т.е. действие магнита заставляет двигаться машинки по поверхности пластика, магнит находится с обратной стороны пластика).

Демонстрация опыта.

А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?

Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно  магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.

Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.

  Опыт №3 «Что спрятано в песке»

Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.

 Вывод: Магнитные силы проходят сквозь песок.

Воспитатель: Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь в воде в воде.

Опыт №4 «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Чашка с водой, железные предметы, магнит.

После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.

Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся.

 Вывод: Магнитные силы проходят через воду.

 Воспитатель: И так давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?

1 ребенок: Магнитные силы притягивают металлические предметы.

2 ребенок: Свойства Магнитного поля – магнитные силы проходят через пластик и оргстекло.

3 ребенок: Магнитные силы проходят через песок.

4 ребенок: Магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?

Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.

                             

Физкультминутка «Магнетизм»

 Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.

Воспитатель: Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.                                                    

    Опыт №5 «Сила магнита»

Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.

Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.

Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте что получится.

Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами, и они оттолкнулись.

Вывод: Магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось.

Дети дают ответы                                                                 

 А сейчас, в завершении нашей исследовательской работы, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.

Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Давайте и мы с вами попробуем сделать компас. Я возьму иголку и натру ее о магнит: натирать нужно строго в одном направлении, проведя магнитом по иголке не менее 20 раз. Внимание! Обращаться с иглой нужно очень осторожно, чтобы не уколоться. Положим намагниченную иглу на пенопласт и опустим в воду, конец намагниченной иголки укажет на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет устанавливаться в определенном направлении.  Попробуйте повернуть диск, и понаблюдайте что произойдет.

Дети: Стрелка возвращается и указывает на Север.                              

Воспитатель: Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?

Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении что и намагниченная иголка, на север. Значит, у нас получился настоящий компас.

Рефлексия«Корзина  настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги круги, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют в корзину.

Воспитатель:  Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. Всем большое спасибо, наша лаборатория закрывается до следующих исследований, а вам на память вот эти бейджики с вашими именами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей второй младшей группы

Создание условий для формирования исследовательских и познавательных интересов в ходе эксперимента с водой....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

Конспект экспериментально - исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоя...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"

Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».Продолжать учить предлагать и принимать решения в х...