методическая разработка занятие -игра
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие –игра « Путешествие в Волшебный лес»

Группа: старшая (5-6 лет)

Тема «Путешествие в Волшебный Лес»

Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид НОД: экологическое воспитание

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: познавательная

Формы организации: фронтальная

Планируемый результат:

  • дети проявляют желания помогать другим;
  • дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
  • дети имеют представления о правилах поведения в лесу;
  • дети закрепили название частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
  • дети проявляют наблюдательность, мышление;
  • дети имеют стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
  • у детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми;
  • дети проявляют умение правильно вести себя в природе;
  • дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
  • дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание помогать другим;
  • воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Обучающие:

  • закреплять представления о правилах поведения в лесу;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • закрепление названий частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
  • формирование у детей ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»;
  • закреплять умение правильно вести себя в природе.

Лев – закреплять умение работать в коллективе.

 

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 386 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие –игра « Путешествие в Волшебный лес»

Группа: старшая (5-6 лет)

Тема «Путешествие в Волшебный Лес»

Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид НОД: экологическое воспитание

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: познавательная

Формы организации: фронтальная

Планируемый результат:

  • дети проявляют желания помогать другим;
  • дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
  • дети имеют представления о правилах поведения в лесу;
  • дети закрепили название частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
  • дети проявляют наблюдательность, мышление;
  • дети имеют стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
  • у детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми;
  • дети проявляют умение правильно вести себя в природе;
  • дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
  • дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание помогать другим;
  • воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Обучающие:

  • закреплять представления о правилах поведения в лесу;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • закрепление названий частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
  • формирование у детей ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»;
  • закреплять умение правильно вести себя в природе.

Лев – закреплять умение работать в коллективе.

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 386 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности.

Методы воспитания: создание ситуации успеха, поощрение, эмоциональное стимулирование, частично- поисковый.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ.

Оборудование: мешки для мусора, газеты, шишки, 2 корзины, пазлы с частями дерева.

Предварительная работа:

Задача: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.

Беседа о правилах поведения в лесу. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про лес.

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

  • Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность
  • Воспитывать у детей желание помогать другим.

Беседа, эмоциональное стимулирование демонстрация.

Воспитатель преглашает детей пройти на ковёр и сесть в полу круг на стульчики.

-Ребята, сегодня я расскажу вам про Волшебный лес. Там, как и в обычном лесу растут деревья, летают птицы, бегают зверушки. А присматривает за этим лесом добрая Старушка-Лесовушка.

-Ребята, Старушка-Лесовушка пожилая женщина и не справляется одна, и просит нас помочь ей с присмотром за Волшебным лесом.

-Ребята, мы поможем Старушке-Лесовушке?

-А чтоб попасть нам в Волшебный лес, нужно внимательно меня слушать.

-Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажемся в Волшебном лесу…

-Встали. Приготовились…

В Волшебный Лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден нам мосток,

Сидит на пне старушка –

Старушка-Лесовушка.

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

-Вот мы и попали в Волшебный Лес. Что-то Старушка-Лесовушка грустит. Пойдем, спросим что случилось, может быть, наша помощь нужна.

-Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. Да только вот не все это понимают. Прибегали сюда туристы, мусор разбросали и за собой не убрали. Вот сколько мусора кругом. Мне одной не справиться. Вы мне поможете?

Дети помогают Старушке-Лесовушке в сборе мусора в мусорные мешки.

-Спасибо, все убрали. А вы знаете правила поведения в лесу? А я сейчас проверю, какие вы друзья природы. Ведь у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети смотивированны на предстоящую совместную деятельность;

дети проявляют желания помогать другим.

2.Основная часть.

Игра «Можно – нельзя»

Задачи:

  • развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
  • закреплять представления о правилах поведения в лесу;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Беседа, демонстрация, художественное слово

-Ребята, а вы точно знаете правила поведения в лесу?

-Тогда сейчас я буду задавать вопросы о правилах поведения в лесу, а вы должны правильно ответить на них.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)

-Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;

Дети имеют представления о правилах поведения в лесу;

Дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

2.1. Дидактическая игра «Собери дерево из частей»

Задачи:

  • закрепление названий частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
  • развивать наблюдательность, мышление.

Беседа, упражнение, поощрение.

Дети находятся на стульчиках, поставленные полукругом на ковре.

-Ребята, а вы знаете, благодаря чему в нашем Волшебном лесу, такой чудесный воздух? (ответы детей).

- Правильно, это деревья насыщают воздух кислородом, а мы им дышим.

- А вы знаете, из каких частей состоит дерево? (Да, корни, ствол, ветки, крона, листья)

Дети повторили название частей дерева. Воспитатель предлагает детям собрать из частей дерево, представленный им на фланелеграфе.

-Как замечательно вы справились с заданием. А теперь давайте поиграем.

Дети понимают правила игры;

дети играют по правилам.

Дети закрепили название частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);

Дети проявляют наблюдательность, мышление.

Физминутка

Задачи:

  • способствовать переключению внимания у детей, снятию мышечного напряжения.

Беседа, показ, поощрение.

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений.

Дети выполняют упражнения на ковре.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.

2.2. Игра «Поможем белочкам собрать шишки»

Задачи:

  • воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Беседа, демонстрации,частично - поисковый, поощрение.

Дети находятся на ковре, внимательно слушают воспитателя.

-Ребята, посмотрите, сколько шишек нападало с деревьев, а когда Старушка-Лесовушка ходит, смотрит за лесом, она постоянно за них запинается.

-Ребята, давайте поможем Старушке-Лесовушке, приберем их в корзины.

-А чтоб было не так скучно, мы с вами разделимся на 2 команды и посмотрим, кто быстрее справиться с этим не лёгким делом.

-Ребята, встаньте друг за другом, бежать нужно по одному из команды, как только прибегает тот, кто бежал перед вами, бежит следующий. Каждому предстоит взять только одну шишку и донести ее до корзины своей команды.

-Ребята, не толкаемся и не пихаемся.

Воспитатель делит детей на две команды, Старушка-Лесовушка рассыпает шишки и предлагает им собрать их каждой команде в свою корзину. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее и больше перенесет шишек.

Старушка-Лесовушка: Молодцы! Какие вы быстрые и ловкие, как мои белочки.

Дети понимают правила игры;

дети играют по правилам.

Дети имеют стремление участвовать в играх с элементами соревнования;

У детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми.

2.3. «Ситуации»

Задачи:

  • закреплять умение правильно вести себя в природе;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Беседа, показ, обсуждение, демонстрация.

Дети находятся на стульчиках, поставленные полукругом на ковре.

-Ребята, Старушка-Лесовушка приготовила для нас еще одно задание.

-Ребята, слушайте внимательно Старушку-Лесовушку, так чтобы ничего не пропустить.

-А теперь вам задание такое: подумайте и ответьте на вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации и почему.

Старушка-Лесовушка задает ребятам вопросы, дети должны внимательно прослушать и ответить на вопрос.

– Нашёл Лёша гнездо в траве. В нём находились не вылупившиеся птенцы. Он хотел взять их домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

(Алёша должен оставить гнездо на месте и ни в коем случае не трогать его)

-Правильно, ребята, нельзя трогать гнёзда с невылупившимися птенцами.

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов для мам», – предложили дети. А воспитатель сказала,…Как вы думаете, что сказала воспитатель?

(Воспитатель сказала, что трогать цветы нельзя, они растут на полянке для красоты, а не для того что мы их рвали)

-Какие вы молодцы, правильно ответили.

–Как-то раз, идя по лесу передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

(Второй мальчик был прав)

-Молодцы, ребята, правильно ответили.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

(Потому что Настя знает, что нельзя забирать домой животных живущих в лесу)

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации.

Старушка-Лесовушка: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети проявляют умение правильно вести себя в природе;

Дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;

Дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

  • формировать у детей умеют анализировать процесс и результат образовательной деятельности, делать вывод.

Беседа, частично - поисковый

Дети находятся на стульчиках, поставленные полукругом на ковре.

-Ребята, чем занимались на занятии?

-Ребята, а что вы нового узнали?

-А какие правила запомнили?

-Ребята, а вы помните, кому мы помогали?

Старушка-Лесовушка: Вижу, что вы настоящие друзья природы и умеете ее беречь.

-О чём мы сегодня разговаривали?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети совместно с воспитателем сделали вывод ОД.

4.Открытость.

Задача:

  • сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа.

- Спасибо вам, ребята за помощь. Вот за это я вам даю раскраски с моим прекрасным волшебным лесом, как будет свободное время, вы сможете их раскрасить.

Воспитатель раздаёт детям раскраски.

-Спасибо, Старушка-Лесовушка, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить лес.

-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

В детский сад попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок

И вот вернулись в детский сад.

Дети внимательно слушают воспитателя, принимают его предложения.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....

Методическая разработка игры" Грузовик"

Игра  нацеленная на развитие связной речи детей через диалог....

Методическая разработка. «Игры-шутки, игры-минутки».

В помощь педагогу. Игры, направленные на преодоление застенчивости, стеснительности у детей, а также для создания благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников 4-7 лет....

Методическая разработка игра по ПДД "Играй да смекай!!!"

знакомство  и закрепление знаний детей знаков дорожного движения;обогащение и пополнение словарного запаса, закрепление о необходимости соблюдения правил дорожного движения; воспитывать уваж...

Методическая разработка "Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Играй как я, играй со мной, играй лучше меня Цель проекта: Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенк...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...