.Сборник «Сказки почемучки» и «Лесная аптека»: сказочная энциклопедия лекарственных растений для детей дошкольного возраста. 5-7 лет.
книга по окружающему миру (старшая группа)

Кочерыжкина Нина Александровна

Тамара Крюкова о книге «Сказки Почемучки»:

   Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для этого существуют разные науки. Но, как известно, любая наука начинается со сказки. Прежде чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора - блюдечко с наливным яблочком. Ты, наверное, знаешь сказки английского писателя Киплинга, где он объясняет, как люди научились писать и отчего у верблюда горб. Я тоже попробовала найти сказочные ответы на некоторые "почему", и вот что у меня получилось.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник «Сказки почемучки» и «Лесная аптека»: сказочная энциклопедия лекарственных растений

Тамара Крюкова о книге «Сказки Почемучки»:

   Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для этого существуют разные науки. Но, как известно, любая наука начинается со сказки. Прежде чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора - блюдечко с наливным яблочком. Ты, наверное, знаешь сказки английского писателя Киплинга, где он объясняет, как люди научились писать и отчего у верблюда горб. Я тоже попробовала найти сказочные ответы на некоторые "почему", и вот что у меня получилось.

СКАЗКИ  из «ЛЕСНОЙ АПТЕКИ»

*/Рекомендованы для чтения детям с 4,5 лет.  

Громкие чтения и обсуждения сказок можно организовать в летнее время года на природе или в детском саду на прогулке. Известные детям растения можно посоветовать найти, сделать гербарий, нарисовать  эти лекарственные растения. /

    ОДУВАНЧИК

 Поехал как-то мужик в лес за дровами и нашел девчушку. Сидит кроха на полянке одна-одинёшенька и с шишками  играет. Видно, её в лес завели да там и оставили , чтоб от лишнего рта избавиться. Порой и такое случалось. Взял мужик девчушку домой. Больно они с женой ребенка хотели, а Бог им не дал.

-Вот счастье-то! Ни дать ни взять – солнечная девочка! – обрадовалась жена.

  А малышка и впрямь  точно солнышко в дом принесла. Волосы у неё рыжие, как огонь, всё лицо в веснушках. Стали они жить –поживать, на девочку не нарадуются: и сметливая, и улыбчивая. Только за воротами беда стояла. Пролетели два года счастливой жизни, заболела у мужика жена и умерла. Остался он вдовцом, погоревал-погоревал и привёл в дом новую хозяйку. Мачеха девочку тотчас невзлюбила.

- Зачем она тебе? Ладно бы свою растил, а то чужую,- пилила она мужа. – Родители её в лесу бросили на милость лютым зверям. А тебе больше всех нужно? Добро бы работница была, а так только лишний рот в доме.

- Да какая  ж с неё работа? Мала она ещё спину гнуть,- возражал мужик.- И запомни, мне она не чужая. А если тебе моя дочка не по нраву, то вот тебе порог.

 Поняла молодица, что так просто от падчерицы не избавиться, и решила хитрее действовать.  Задумала она девочку извести. Нальёт ей молока, а в него полыни положит, так что его от горечи в рот нельзя взять.

 Даст похлёбку , а в неё две ложки соли сыпанёт. Стала девочка одними  сухарями пробавляться. Заметил мужик, что она похудела и побледнела. Куда её румянец пропал? Испугался он, что любимую  дочку  хворь одолела, а молодица говорит:

-Не хворь  это, а капризы. Ты ей во всём  потакаешь,  а она избаловалась совсем. То ей  не так,  это не эдак.  Ничего не ест. Ещё бы не похудеть.

-При матушке молоко сладкое было, а при мачехе горькое, - пожаловалась девочка.

- Вот видишь, как он7а меня изводит!  А всё оттого, что ты у неё на поводу идёшь, - сказала молодица.

 Подумал мужик, что жена права, надо построже  быть, и  за капризы дочку отругал:

- Чтоб больше я этого не слышал. Ешь всё, что дают.

 Не могла девочка хитрость мачехи раскрыть, слишком мала ещё  была. А мачеха, точно лиса, так и мела хвостом перед  мужем . Чтобы отца не сердить,  стала девочка молоко тайком  за окошко выливать да приговаривать:

- Солнышко-ядрышко, плохо мне у мачехи живётся. Ты мне одна радость.

  Немного времени прошло, и вырос под окошком цветок диковинный: листочки резные, а цветы ярко-жёлтые, будто само солнышко. Сорвала девочка один цветочек, чтобы в косицу вплести, а из него молочко потекло. Попробовала, А ОНО ГОРЬКОЕ, В РОТ НЕ ВЗЯТЬ. Обрадовалась девчушка подарку солнышка, повеселела. Как обидит её мачеха, она к цветочку бежит. Расскажет ему о своих бедах, и ей легче становится. Утром цветы раскрывались, а на ночь закрывались, будто вместе  с солнцем спать укладывались.

  Дивилась мачеха:отчего падчерица ни на что не жалуется и счастливой ходит? Стала за ней следить и увидела, что девочка с цветами желтыми беседы ведёт. Разозлилась мачеха, схватила падчерицу за косу и давай тягать.

- Ах  ты негодница! Мало того что от тебя в доме  проку нет, так ты ещё в огороде сорняки развела!

  Хотела мачеха вырвать кустик, да так и осела. Вместо желтых цветочков на стебельках покачивались белые пушистые шарики,  будто цветы от горя посидели. Не по себе стало мачехе, и пуще прежнего она захотела  странные цветы извести.  Сорвала она их со злостью, но тут налетел ветерок. Подхватил он белый пух с сорванных цветов и разнес  во все стороны.

-  Дуй, ветерок, дуй! Сей мои одуванчики! – закричала девочка.

  Каждый пушистый  парашютик  унес  собой семечко. Семена посеялись в землю и проросли новыми кустиками. Поняла мачеха, что падчерица победила, и от злости захворала. Прежде она себе все сладкие кусочки подкладывала, а теперь от сладкого  ей  становилось худо. Расскаялась мачеха в своей злобе, стала у падчерицы прощения просить:

- Прости меня, доченька. Послана мне кара,  за то, что я тебя обидела. Прежде тебе горькие куски давала, а теперь мне сладкие поперёк горла.

Пожалела  девочка мачеху, пошла к одуванчику и попросила :

- Помоги мне, цветик солнечный , мачеху вылечить. Нет в ней больше злобы.

  Выкопала она корешок одуванчика, высушила , отвар из него сделала и стала мачеху поить. Вскоре женщина поправилась. С тех пор она больше падчерицу не обижала и стала ей не мачехой, а мамой.

А люди и по сей день одуванчиками лечат болезнь, которая называется сахарным диабетом.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ:

  1. Как вы  думаете, почему у одуванчика-любимого цветка сироты был горький сок?
  2. Как размножается цветок одуванчик?
  3. Почему для сада этот цветок сорняк?
  4. Почему девочка сирота стала лечить мачеху?
  5. Почему одуванчик  считается лекарственным растением?

    ПОДОРОЖНИК

    Давным-давно жил-был лесник с маленькой дочкой. Жили они дружно, никогда не скучали. Но однажды весной пришла в их дом беда. На ту пору у лесника много работы было. С утра до позднего вечера пропадал он в лесу. Весеннее тепло обманчивое. Солнце пригреет - жарко, а разденешься - тут холодом и прихватит. Простудился лесник и расхворался не на шутку. В жару мечется, кашлем заходится. Маленькая дочка с ног сбилась, за отцом ухаживая, а болезнь не отпускает, и совета спросить не у кого. До ближайшего села дня три идти, а по весенней хляби и за неделю не доберешься. Села девочка на крылечко, пригорюнилась. А на плетне ворон сидел. Посмотрел на нее и спрашивает:    - Из-за чего плачешь?

    Поведала ему девчоночка о своем горе, задумался ворон и говорит:    - Хорошему человеку надо помочь. Есть лекарство для твоего отца. В самой чаще дремучего леса живет старуха-вековуха. Есть у нее колодец с водицей - не простой, целебной. Только добраться до нее не просто. Хитра старуха, дорожки умело запутывает.

    Страшно идти в чащобу, а делать нечего. Отправилась лесникова дочка за целебной водицей. Дошла до развилки: одна дорожка прямая, чистая, а другая бурьяном да колючками поросла. Подумала, подумала девочка и выбрала тропку, что похуже. Коли вековуха свой дом прячет, то вряд ли к нему прямая тропка приведет. Долго ли, коротко ли шла маленькая путница, руки о колючки изодрала, ноги о коряги сбила, а все же добралась до избушки. Постучала в дверь, выглянула ведьма: лицо сморчком, нос крючком. Поклонилась ей девочка.

    - Здравствуй, бабушка. Пришла я к тебе с просьбой. Сказывают, есть у тебя колодец с целебной водицей. Не дашь ли мне чуточку для моего отца?

    "Экая шустрая девчонка, избушку нашла, в лесу не заплутала, руки-ноги изранила, а не жалуется", - удивилась ведьма и говорит:

    - Водицы-то дать можно, только сначала службу сослужи. Избу прибери, шерсти напряди да обед приготовь.

    Девочка ростом мала, а к работе приучена. Все у нее в руках спорится. В миг в доме прибрала, опару поставила, а пока тесто подходило, шерсти напряла. Поглядела вековуха, как ловко гостья с хозяйством управляется, и задумала ее у себя оставить. Между тем девочка дела закончила и спрашивает:    - Дашь ли теперь мне водицы целебной?

    Ведьма и рада бы отказать, а не может: если человек три задания выполнил, просьбу его надо исполнить, иначе колдовство уйдет и превратится водица из волшебной в простую.

    - Так и быть, бери, - отвечает вековуха. - Только, чур, уговор. Если ты в другой раз ко мне за водицей придешь, то, не обессудь, останешься у меня жить.

    А сама девочке кувшин протягивает. С виду хороший, крепкий, но в донышке у него трещинка неприметная.

    Обрадовалась девочка, старуху поблагодарила, кувшин наполнила и побежала домой. Бежит со всех ног и не видит, что вода по капле из кувшина вытекает. Спохватилась, когда кувшин наполовину опустел.

    "Видно, расплескала по дороге", - огорчилась девочка. Замедлила шаг. Осторожно ношу несет, а вода все убывает. Пока добралась до опушки, где их избушка стоит, - и донышко стало видно. Только тут девочка заметила, что кувшин худой. Заплакала бедняжка горючими слезами, на землю без сил опустилась и видит: где последняя капля упала, выросла трава с листьями круглыми, блестящими, темно-зелеными. Оглянулась, а трава эта вдоль всей дорожки поднялась.

    "Может, к ним сила живой воды перешла?" - подумала девочка. Сорвала она листок, приложила к израненной руке, боль и прошла.

    Обрадовалась девочка, что не надо ей к ведьме возвращаться. Стала она отца отваром из целебных листьев поить. Лесник и поправился. Зажили они по-прежнему. А травой этой с тех пор кашель лечат, раны заживляют. Растет она всегда вдоль дорожек и тропинок. Так ее и зовут - подорожник.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Почему посуда  с волшебной водицей, которую дала ведьма девочке оказалась дырявой?
  2. Почему растение, которое выросло на месте, капающей воды называется подорожник?
  3. Как подорожник лечит царапины  на   нашем теле?
  4. Что еще можно лечить при помощи этого растения?
  5. Легко ли вы можете отыскать это растение ?

КАЛЕНДУЛА, ИЛИ НОГОТКИ

    В некотором царстве жила-была хозяюшка, да такая чистюля: все у нее в доме блестело. Как-то раз в хмурый дождливый день сидела она возле печки, пряла и вдруг слышит, что за дверью скребется. Открыла хозяйка дверь, а на пороге рыжий кот сидит, тощий, облезлый, от дождя мокрый. Не успела она и глазом моргнуть, как тот в сени проскочил.

    - Брысь! Не хватало мне грязи в доме! - закричала женщина.

    Акот словно не слышал. Уселся в уголок, лапку вылизывает, за ухом трёт и мурлычет:

   - Мур-муррр, кошка в дом - счастье в нем. Моюсь чисто-чисто, а в пасмур-мурный день от меня солнечно.

    Засмеялась хозяйка и оставила Мурлыку. Стал кот жить-поживать. Блюдечко молока выпьет и умывается, чтобы показать, какой он чистюля. Отъелся, раздобрел, шерсть заблестела, бока округлились. Все бы хорошо, только однажды хозяйка на столе мясо оставила. Потерял тут Мурлыка покой. Час кругами ходил, облизывался, два ходил, а потом не утерпел да и стянул кусочек. Заметила хозяйка пропажу, рассердилась.

    - Ах ты, дармоед! Никакой от тебя пользы. Целыми днями спишь да еще и со стола воруешь!

    Видит Мурлыка, плохо дело. Подскочил к хозяйке, о ноги трется и мурлычет:

    - Не дармоед я, мур-мурр. Яхворь от дома отгоняю, людей успокаиваю.

    Не удержалась хозяйка, погладила его по спинке, и злость тотчас как рукой сняло.

    Стал кот, как прежде, жить-поживать. Только однажды зачесались у него когти, он возьми да и почеши их о коврик, что на стене висел. Увидела хозяйка, что ковер разодран, в сердцах схватила кота и вышвырнула вон.

    На улице зима, метель метет. Хоть и мяукал кот, просился обратно, хозяйка делами занялась и про него забыла.    Недаром говорят: "Прогонишь кота - беда в ворота". Захворала хозяйка. Стала чахнуть день ото дня. Зимние дни короткие, на солнце скупые. Хмуро в доме, невесело. Хозяйка вздыхает:

    - Мурлыку я прогнала, а хворь впустила.

Отлютовалифевральские морозы. В воздухе весной запахло. Все живое духом воспрянуло, только больная весне не рада. Пуще прежнего ее недуг одолел. Иной раз нет сил печь истопить. Холодно в доме, неуютно. Вспомнила она Мурлыку, как он, бывало, в ноги ляжет, своим теплом греет и песенку поет, и заплакала.

    - Не Мурлыку я прогнала из дома, а солнышко.

    И приснился ей сон, будто кот вернулся, о ноги трется и мурлычет: "Собери коготки, что я сточил, да посей их под окошком".

    Проснулась она поутру и решила сделать, как  Мурлыка велел.

    Настало лето. Хозяйка как-то глянула в окошко и обомлела. В том месте, где вскопала грядку, выросли душистые цветы, да такие яркие, что даже в пасмурный день казалось, что под окном солнце светит.

    - Это мнеМурлыка солнышко послал, - улыбнулась женщина.

    А ночью ей опять приснился кот. "Собери, - говорит, - цветы, высуши, потом завари и настойку ту пей, хворь и отступит".

    Так она и сделала. И вскоре на лице румянец заиграл, силы вернулись, стала работа спориться в ее руках, как прежде. В доме снова воцарилась чистота. А через какое-то время приблудился к дому маленький серый котенок, и зажили они дружно и весело. Ведь каждый знает: кошка в дом - счастье в нем.

    С тех пор чудодейственные цветы многим помогли. У кого желудок болит, тот их вместо чая заваривает, у кого ангина - горло полощет, а кто поранился - настойкой рану промывает. Ученые дали этим цветам звучное название "календула". Но мы-то знаем, что это "ноготки". Недаром в народе их так и зовут.

ЗАЯЧЬЯ КАПУСТА

   Жила-была баба. Изба у неё стояла на самом краю деревни. Прямо за огородом лес начинался. И всё бы ничего, но повадился на огород заяц. А в тот год знатная капуста уродилась: кочешок к кочешку. Вот косой и приспособился по ночам капустой лакомиться. Баба охала, длинноухого костерилана чём свет стоит, а что толку?

   Лопнуло у бабы терпение. Взяла она у охотника силок и  расставила их между капустных грядок. С утра приходит, а вор уж в силке сидит, дожидается. Трепыхнулся было убежать, да петля крепко держит.

   - Попался,бесстыжий! - обрадовалась баба. - Ишь, ворюга, сколько капусты перепортил! Я из тебя суп сварю с той самой капустой, по которую ты пришёл.

   Взмолился тут заяц человеческим голосом:

   - Не вари из меня суп. Нешто это справедливо: я у тебя  капустки пощипал, а ты меня жизни лишить хочешь?

   Оторопела баба, а потом пришла в себя и говорит:

   - А это разве справедливо: я капусту выращивала, в жару поливала, от слизней и гусениц очищала, а ты взял да и схрупал задарма?

   - И то верно, несправедливо, - согласился заяц и предложил: - А давай меняться. Ты мне простую капусту, а я тебе заячью, чтоб никому не обидно было.

   - Да какая ж у тебя капуста? - удивилась баба.

   - Полезная, с кислинкой, чистый витамин, - нахваливает косой. - К тому ж у тебя капусты всего ничего осталось. А я тебе пол-огорода засажу. Только для начала мену совершим.

   Задумалась баба. Уж больно ей захотелось заячьей капусты  попробовать, да и жадность обуяла. У неё кочешков раз, два - и обчёлся. А заяц обещает пол-огорода капусты. Что ж не согласиться? Ударили по рукам.

   Ускакал заяц в лес. На другой день выходит баба в огород.  Капустные кочаны, как корова языком слизала, а вместо них растёт  трава не трава, цветок не цветок. Так, недоразумение какое-то. Кустики малюсенькие,листочки будто три зелёные сердечка соединены. Цветы и вовсе неприметные.

   - Батюшки! Что ж это такое! - чуть не плача всплеснула руками баба.

   А заяц из-за плетня высунулся и говорит:

   - Это - заячья капуста. Пользуйся на здоровье!

   Изадал стрекоча, только его и видели. Поняла баба, что ь опростоволосилась. Да делать нечего. Ох, и обозлилась она на зайца, а пуще того на себя за то, что её длинноухий вокруг пальца обвёл. До того баба осерчала, что от злости у неё желудок разболелся, будто огнём внутри жжёт.

   Измучила её изжога. День печёт, другой. Испугалась баба. Что за напасть? Куска в рот взять не может. Тут она и вспомнила слова зайца. Дай, думает, попробую заячью капусту. Может, косой не обманул, что она полезная? Да и не пропадать же добру.

   Стала баба заячью капусту жевать. На вкус она оказалась кисленькая, приятная, и изжогу как рукой сняло. Повеселела она и зайца простила.

   «Ничего что длинноухий у меня капусту выманил, зато  хороший урок преподал: кто жадничает, тот теряет больше».

   А растение это по-разному зовут: кто - кислица, а кто - заячья капуста. На вкус оно кисленькое, потому что в нём много витамина С. А если изжога мучает, то лучшего народного средства, чем заячья капуста, нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные герои в экономическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование сказок и литературных произведений в экономическом воспитании дошкольников....

Формирование системы знаний о растениях у детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы...

Публикация в сборнике методических материалов "Создание целостного интегрированного педагогического пространства по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста." Смоленск 2021 года

Сборник методических материалов поможет педагогам ДОО включить в программы образования мероприятия, способствующие формированию патриотических качеств дошкольников с опорой на базовые национальные цен...

Методическая разработка "Проект по формированию целостной картины мира "Лекарственные растения" в старшем дошкольном возрасте"

Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.  Диагностические исследования п...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию психических процессов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».Игра - оди...

Алгоритм ухода за комнатными растениями для детей дошкольного возраста

Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы - развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.Список растений, за которыми способны ухаживать ...