План-конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Тема: «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру

Малёва Алевтина Вадимовна

План-конспект открытого занятия в средней группе. Познавательное развитие.

Тема: «Воздух»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedchenkova_vozduh.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия. Познавательное развитие.

Тема: «Воздух»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования

Задачи:

  1. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
  2. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
  3. Формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
  4. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  5. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
  6. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Методы и приёмы: Словесные (художественное слово, объяснение, указание); Игровые (сюрпризный момент); Практические (упражнения на закрепление знаний)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: таз с водой, стеклянный стакан, баночки, в которых лежал апельсин, духи, чеснок.

Раздаточный материал: пакеты по количеству детей, воздушные шарики по количеству детей, веера по количеству детей, пластмассовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, бумажные салфетки по количеству детей, фломастеры.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Воздух невидимка», рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает», изготовление совместно с детьми вееров.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Давайте друг друга и конечно же наших гостей согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова:

«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».

В: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами. Вы хотите? (ответы детей)

- Тогда надевайте скорее фартуки! А вот что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку?

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем» (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

- Так значит какой он? (прозрачный, невидимый)

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас. А давайте мы с вами узнаем какой он!

Дети заинтересованы, отгадывают загадку, выполняют задание за воспитателем. Отвечают на вопросы

Создан положительный эмоциональный настрой

2

Опыт 1

В: Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями).

В: Ребята, вы чувствуете воздух? Получается? (ответы детей)

-И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет? (ответы детей)

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (ответы детей)

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? (ответы детей)

-Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (ответы детей)

-Значит, воздух какой? (бесцветный и невидимый)

- Каким стал пакет? (пакет наш стал похож на подушку)

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким   Почему, это произошло? (в нём нет воздуха)

- Мы смогли потрогать воздух? (ответы детей)

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

Дети выполняют задание воспитателя, отвечают на вопросы

Рассуждают

Дети овладели некоторыми способами обнаружения воздуха

3

Опыт 2

В: Ребята посмотрите, а этот стакан пустой? (показываю пустой стакан) Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)

- А давайте мы с вами сейчас это проверим. Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? (стакан не заполняется полностью водой)

- Почему вода не попадает в стакан? Кто-то мешает опустить стакан, кто-то там есть!

Вывод 2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Дети смотрят выполнение опыта, рассуждают, отвечают на вопросы

Имеют представление о том, что воздух занимает место

4

Опыт 3

В: А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде?  (ответы детей)

- Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы подумали, что стакан пустой? (потому что воздух не видим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой. Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, затем в стакане, а потом выпустили его.

А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем.

Дети смотрят выполнение опыта, рассуждают, отвечают на вопросы

Имеют представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим)

5

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз-два- три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Способствовали сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

6

Опыт 5

В: Ребята, мы с вами столько нового узнали о воздухе. Но вот интересно имеет ли воздух запах? (ответы детей)

-Давайте с вами попробуем понюхать воздух(нюхаем)! Чем пахнет? А как вы думаете, чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)

-Давайте попробуем по запаху определить, что было в баночках.

Вывод 5: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Дети выполняют задание, определяют имеет ли запах воздух

Имеют представление о том, что воздух обладает свойствами (не имеет запаха)

7

Опыт 6

В: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? (ответы детей)

- А как мы можем это сделать? Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

- Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ответы детей)

- А теперь возьмите веер и помашите им. Что теперь вы чувствуете? (ответы детей)

Вывод 6: Воздух можно почувствовать.

Дети выполняют опыт. Рассуждают, отвечают на вопросы

Имеют представление о том, что ветер – это движение воздуха.

8

Опыт 7.

В: А как вы думаете, что мы можем надуть с помощью воздуха? (правильно, воздушные шарики)

-Посмотрите, ребята- это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков? Шарики чем наполнены? (ответы детей)

-Мне кажется, что наши шары немного грустные! Ребята, но мы же с вами волшебники? И чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.

Разрисовка шариков под музыку.

Вывод 7:

Что внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите.

- Какие шарики? (легкие, воздушные). А почему они такие стали? (потому, что внутри у них воздух, а он легкий)

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, разрисовывают шарики, играют с ними

Имеют представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий

9

Рефлексия

В: Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду

3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, шарике, стакане, а потом выпустили его.

4: Воздух есть внутри нас.

5: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

6: Воздух можно почувствовать.

7.Воздух легкий.

 Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, вспоминают

Развили любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Воспитали интерес и желание расширять свой кругозор и позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Классификация посуды"

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением.Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды.   Закрепить зн...

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Этажи леса"

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: зап...

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Водные ресурсы Земли"

Очень важно у воспитанников дошкольног возраста систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, ис...

План - конспект по разделу программы "Познавательное развитие" тема: "Характеристика зимних месяцев"

Цель данного конспекта: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, испол...

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Конспект беседы «Наша армия»

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие»Тема: «Конспект беседы «Наша армия» Цель:  расширять знания о трудной, но почетной обязанно...

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Армия в наши дни»

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие»Тема: «Армия в наши дни» Средняя группа Цели: Формировать представление детей о российской а...

План-конспект к комплексному занятию (познавательное развитие и рисование) в подготовительной группе. «Спасём планету Марсиандия»

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом которого,  должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а ...